Урок литературного чтения разработан с использованием технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Урок построен на основе базовой модели ВОР (вызов, осмысление, рефлексия). Основным приемом стал прием “чтение со стопом”. Суть приема состоит в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав следующую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения. Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством И.Соколова-Микитова;
- развитие мышления, развитие речи, обогащение словарного запаса;
- воспитание заботы и бережного отношения к слабым.
Оборудование и организация урока: Столы поставлены в один общий. Учащиеся расположены парами. Пары образованы так, чтобы 1 ученик был сильным. Карточки с текстами рассказа (по частям), портрет писателя, иллюстрация мышки пеструшки, пословицы, карточки с незнакомыми словами, выставка книг И.С.Соколова-Микитова.
Технологическая карта урока.
I. Стадия вызова. | II. Стадия осмысления. | III. Стадия рефлексии. |
Вводный вопрос. Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета. |
Сопоставление версий с новым фрагментом текста. | Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя. |
Ход урока
Организация урока.
- Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно
глядят?
II. Введение в тему и постановка задач (вызов).
1. Работа в парах (парный мозговой штурм), первичный прогноз.
- В народе говорят:
(Пословицы напечатаны и прикреплены на доске)
- Как аукнется, так и откликнется.
- За правое дело стой смело!
- Каковы сами, таковы и сани.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Долг платежом красен.
- Что это за высказывания?
- Что такое пословица? Что объединяет эти пословицы? (ответы детей)
- Насколько вы правы, нам предстоит проверить сегодня на уроке. Поможет нам в этом произведение И.С. Соколова-Микитова “Пеструшки” (демонстрация портрета рис.1).
- Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?
- Какого жанра будет это произведение?
(Первичный прогноз записывается на доске.)
3. Знакомство с биографией автора.
Об авторе рассказывает подготовленный ученик. (Ребенок дома самостоятельно подбирает материал, если ученик упустил главное, учителю необходимо дополнить).
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году в семье управляющего лесными угодьями купцов Коншиных. Детство его прошло на Смоленщине, в родительском доме.
Вот, что писал Иван Сергеевич о себе: “В мире старой деревни, охотничьих аксаковских угодий, старинных крестьянских песен, яснополянской усадебной тишине вырос я. Деревенскому миру... окружавшим меня простым людям, русской родной природе обязан я лирическим свойством моего таланта!”
Навсегда остались в памяти писателя праздничные народные гуляния, сельские пейзажи. В юности Соколов-Микитов много путешествовал, побывал в разных странах. В 30-е годы писатель много ездил по стране.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов умер в 1975г.
- Подумайте, что еще можно предположить о произведении.
III. Знакомство с текстом (чтение со стопом, осмысление).
Чтение до первой остановки (чтение учителем).
Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: “Ну, как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?”. Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. “Да что ты, – скажут вам, – наш Добрынюшка-богатырь мухи не обидел”. И видишь вдруг – впрямь такой мухи не обидит. А случается наоборот: росту и силы – пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.
- Что можно добавить к нашим записям? Докажите примерами из текста (работа в парах).
Прогнозы детей записываются на доску.
2. Чтение второй части (про себя).
Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку – такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь – под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. “Ну, – думаешь, – дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык – не было бы на всём свете зверя страшнее!” У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек – будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы-песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.
- Кто герой этого произведения?
- Что можем опровергнуть? Почему?
- Давайте предположим, что будет дальше? Обосновывайте свои ответы, опираясь на текст.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Если весело живется…”
3. Чтение до 3 остановки (хорошо читающий ученик вслух).
Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под кровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротой раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.
Никого, кроме лютых врагов, не видят в тундре маленькие пеструшки. Беспощадно глотают их хищные птицы, и даже миролюбивые травоядные олени не прочь полакомиться мясом пеструшки. Давно бы перевелись они в тундре, если бы не размножались с необычайной быстротой. От всех животных пеструшки ждут свою смерть и погибель. Быть может, поэтому зародилась в них такая жестокая, непримиримая злобность.
- Чьи прогнозы оправдались? Докажите примерами из текста.
- Почему этот маленький зверек оказался таким злобным?
- Что произойдет в рассказе дальше?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
4. Чтение заключительной части (самостоятельное чтение)
Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нестерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.
- Какие из предположений у нас остались?
- Найдите в тексте отрывки, которые нам докажут, что это рассказ о животных.
5. Словарная работа. Прочитайте и попробуйте объяснить значение слов:
саженного, по пуду, верезг, лютые, юркие (слова на доске).
IV. Анализ (рефлексия).
1. Анализ текста.
- Давайте сравним: как автор описывает пеструшку в начале рассказа (2 часть) и в заключительной части. Почему так произошло? (В начале рассказа мышка – пеструшка была злобной и агрессивной потому, что ей приходилось защищать свою жизнь. В заключительной части мышку кормили, не обижали и заботились о ней.) Иллюстрация мышки-пеструшки. (рис.2)
- Какие прогнозы можно было опровергнуть на начальных этапах, а мы из-за невнимательности их удерживали достаточно долго? (Если во время работы такое встречалось).
- Прочитайте еще раз 1 часть. Как вы думаете, почему свой рассказ о животных Соколов-Микитов начал именно так? (Автор таким образом вводит нас в повествование: описывает поведение людей и говорит, что такое встречается и у людей и у животных)
- Какая пословица больше подходит к рассказу? Объясните свой выбор. (Как аукнется, так и откликнется.)
- Назовите тему данного рассказа. (Рассказ о жизни мышек-пеструшек.)
- Определите главную мысль. (Необходимо заботиться о слабых.)
- Вспомните, какие чувства у вас возникали во время работы.
2. Обратная связь
- Напишите “Синквейн” (приложение 1) по теме рассказа, главной мысли или по своим переживаниям.
3. Публикация.
Учащиеся по желанию зачитывают свои работы или сдают учителю.
V. Домашнее задание:
Домашнее задание дается на выбор:
- прочитать любой другой рассказ И.Соколова- Микитова,
- выполнить творческое задание: написать рассказ на данную тему.
VI. Обратная связь.
- Оцените свою работу и прикрепите карточки-настроения на доску (приложение 2).
(Дети сами оценивают, как прошел урок.)
- Вот опять звенит звонок.
Пора заканчивать урок.
Вам спасибо, молодцы!
Все вы были мудрецы.