Урок литературного чтения по теме И.С. Соколов-Микитов "Пеструшки". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок литературного чтения разработан с использованием технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Урок построен на основе базовой модели ВОР (вызов, осмысление, рефлексия). Основным приемом стал прием “чтение со стопом”. Суть приема состоит в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав следующую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения. Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством И.Соколова-Микитова;
  • развитие мышления, развитие речи, обогащение словарного запаса;
  • воспитание заботы и бережного отношения к слабым.

Оборудование и организация урока: Столы поставлены в один общий. Учащиеся расположены парами. Пары образованы так, чтобы 1 ученик был сильным. Карточки с текстами рассказа (по частям), портрет писателя, иллюстрация мышки пеструшки, пословицы, карточки с незнакомыми словами, выставка книг И.С.Соколова-Микитова.

Технологическая карта урока.

I. Стадия вызова. II. Стадия осмысления. III. Стадия рефлексии.
Вводный вопрос.

Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета.

Сопоставление версий с новым фрагментом текста. Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя.

Ход урока

Организация урока.

- Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Введение в тему и постановка задач (вызов).

1. Работа в парах (парный мозговой штурм), первичный прогноз.

- В народе говорят:

(Пословицы напечатаны и прикреплены на доске)

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • За правое дело стой смело!
  • Каковы сами, таковы и сани.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Долг платежом красен.

- Что это за высказывания?

- Что такое пословица? Что объединяет эти пословицы? (ответы детей)

- Насколько вы правы, нам предстоит проверить сегодня на уроке. Поможет нам в этом произведение И.С. Соколова-Микитова “Пеструшки” (демонстрация портрета рис.1).

img1.jpg (5799 bytes)

- Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?

- Какого жанра будет это произведение?

(Первичный прогноз записывается на доске.)

3. Знакомство с биографией автора.

Об авторе рассказывает подготовленный ученик. (Ребенок дома самостоятельно подбирает материал, если ученик упустил главное, учителю необходимо дополнить).

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году в семье управляющего лесными угодьями купцов Коншиных. Детство его прошло на Смоленщине, в родительском доме.

Вот, что писал Иван Сергеевич о себе: “В мире старой деревни, охотничьих аксаковских угодий, старинных крестьянских песен, яснополянской усадебной тишине вырос я. Деревенскому миру... окружавшим меня простым людям, русской родной природе обязан я лирическим свойством моего таланта!”

Навсегда остались в памяти писателя праздничные народные гуляния, сельские пейзажи. В юности Соколов-Микитов много путешествовал, побывал в разных странах. В 30-е годы писатель много ездил по стране.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов умер в 1975г.

- Подумайте, что еще можно предположить о произведении.

III. Знакомство с текстом (чтение со стопом, осмысление).

Чтение до первой остановки (чтение учителем).

Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: “Ну, как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?”. Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. “Да что ты, – скажут вам, – наш Добрынюшка-богатырь мухи не обидел”. И видишь вдруг – впрямь такой мухи не обидит. А случается наоборот: росту и силы – пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

- Что можно добавить к нашим записям? Докажите примерами из текста (работа в парах).

Прогнозы детей записываются на доску.

2. Чтение второй части (про себя).

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку – такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь – под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. “Ну, – думаешь, – дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык – не было бы на всём свете зверя страшнее!” У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек – будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы-песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

- Кто герой этого произведения?

- Что можем опровергнуть? Почему?

- Давайте предположим, что будет дальше? Обосновывайте свои ответы, опираясь на текст.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Если весело живется…”

3. Чтение до 3 остановки (хорошо читающий ученик вслух).

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под кровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротой раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.

Никого, кроме лютых врагов, не видят в тундре маленькие пеструшки. Беспощадно глотают их хищные птицы, и даже миролюбивые травоядные олени не прочь полакомиться мясом пеструшки. Давно бы перевелись они в тундре, если бы не размножались с необычайной быстротой. От всех животных пеструшки ждут свою смерть и погибель. Быть может, поэтому зародилась в них такая жестокая, непримиримая злобность.

- Чьи прогнозы оправдались? Докажите примерами из текста.

- Почему этот маленький зверек оказался таким злобным?

- Что произойдет в рассказе дальше?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

4. Чтение заключительной части (самостоятельное чтение)

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нестерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

- Какие из предположений у нас остались?

- Найдите в тексте отрывки, которые нам докажут, что это рассказ о животных.

5. Словарная работа. Прочитайте и попробуйте объяснить значение слов:

саженного, по пуду, верезг, лютые, юркие (слова на доске).

IV. Анализ (рефлексия).

1. Анализ текста.

- Давайте сравним: как автор описывает пеструшку в начале рассказа (2 часть) и в заключительной части. Почему так произошло? (В начале рассказа мышка – пеструшка была злобной и агрессивной потому, что ей приходилось защищать свою жизнь. В заключительной части мышку кормили, не обижали и заботились о ней.) Иллюстрация мышки-пеструшки. (рис.2)

img2.jpg (7919 bytes)

- Какие прогнозы можно было опровергнуть на начальных этапах, а мы из-за невнимательности их удерживали достаточно долго? (Если во время работы такое встречалось).

- Прочитайте еще раз 1 часть. Как вы думаете, почему свой рассказ о животных Соколов-Микитов начал именно так? (Автор таким образом вводит нас в повествование: описывает поведение людей и говорит, что такое встречается и у людей и у животных)

- Какая пословица больше подходит к рассказу? Объясните свой выбор. (Как аукнется, так и откликнется.)

- Назовите тему данного рассказа. (Рассказ о жизни мышек-пеструшек.)

- Определите главную мысль. (Необходимо заботиться о слабых.)

- Вспомните, какие чувства у вас возникали во время работы.

2. Обратная связь

- Напишите “Синквейн” (приложение 1) по теме рассказа, главной мысли или по своим переживаниям.

3. Публикация.

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы или сдают учителю.

V. Домашнее задание:

Домашнее задание дается на выбор:

  • прочитать любой другой рассказ И.Соколова- Микитова,
  • выполнить творческое задание: написать рассказ на данную тему.

VI. Обратная связь.

- Оцените свою работу и прикрепите карточки-настроения на доску (приложение 2).

(Дети сами оценивают, как прошел урок.)

- Вот опять звенит звонок.
Пора заканчивать урок.
Вам спасибо, молодцы!
Все вы были мудрецы.