План подготовки и проведения занятия:
I. Подготовительный этап:
- Повторение известных свойств треугольной пирамиды.
- Выдвижение гипотез о возможных, не рассмотренных ранее, особенностях тетраэдра.
- Формирование групп для проведения исследований по данным гипотезам.
- Распределение заданий для каждой группы (с учётом желания).
- Распределение обязанностей по выполнению задания.
II. Основной этап:
- Решение гипотезы.
- Консультации с учителем.
- Оформление работы.
III. Заключительный этап:
- Представление и защита гипотезы.
Цели занятия:
- обобщить и систематизировать знания и умения учащихся; изучить дополнительный теоретический материал по указанной теме; научить применять знания при решении нестандартных задач, видеть в них простые составляющие;
- формировать навык работы учащихся с дополнительной литературой, совершенствовать умение анализировать, обобщать, находить главное в прочитанном, доказывать новое; развивать коммуникативные навыки учащихся;
- воспитывать графическую культуру.
Подготовительный этап (1урок):
- Сообщение учащегося “Тайны великих пирамид”.
- Вступительное слово учителя о разнообразии видов пирамид.
- Обсуждение вопросов:
- По каким признакам можно объединять неправильные треугольные пирамиды
- Что мы понимаем под ортоцентром треугольника, и что можно называть ортоцентром тетраэдра
- Существует ли ортоцентр у прямоугольного тетраэдра
- Какой тетраэдр называют равногранным Какими свойствами он может обладать
- В результате рассмотрения разнообразных тетраэдров, обсуждения их свойств уточняются понятия и появляется некоторая структура:
- Рассмотрим свойства правильного тетраэдра.(Приложение)
Свойства 1-4 доказываются устно с использованием Слайда1.
Свойство 1: Все ребра равны.
Свойство 2: Все плоские углы равны 60°.
Свойство 3: Суммы плоских углов при любых трех вершинах тетраэдра равны 180°.
Свойство 4: Если тетраэдр правильный, то любая его вершина проектируется в ортоцентр противоположной грани.
Дано:
ABCD – правильный тетраэдр
AH – высота
Доказать:
H –ортоцентр
Доказательство:
1) точка H может совпадать с какой-либо из точек A, B, C. Пусть H ?B, H ?C
2) AH + (ABC) => AH + BH, AH + CH, AH + DH,
3) Рассмотрим ABH, BCH, ADH
AD – общая => ABH, BCH, ADH => BH =CH = DH
AB = AC = AD т. H – является ортоцентром ABC
Что и требовалось доказать.
- На первом уроке Свойства 5-9 формулируются как гипотезы, которые требуют доказательства.
Каждая группа получает своё домашнее задание:
Доказать одно из свойств.
Подготовить обоснование с презентацией.
II. Основной этап ( в течение недели):
- Решение гипотезы.
- Консультации с учителем.
- Оформление работы.
III. Заключительный этап (1-2 урока):
Представление и защита гипотезы с использование презентаций.
При подготовке материала к заключительному уроку учащиеся приходят к выводу об особенности точки пересечения высот, мы договариваемся называть её “удивительной” точкой.
Свойство 5: Центры описанной и вписанной сфер совпадают.
Дано:
DABC –правильный тетраэдр
О1- центр описанной сферы
О - центр вписанной сферы
N – точка касания вписанной сферы с гранью АВС
Доказать: О1 = О
Доказательство:
Пусть OA = OB =OD = OC – радиусы описанной окружности
Опустим ОN + (ABC)
AON = CON – прямоугольные , по катету и гипотенузе => AN = CN
Опустим OM + (BCD)
COM DOM - прямоугольные , по катету и гипотенузе => CM = DM
Из п. 1 CON COM => ON =OM
ON =OM
ОN + (ABC) => ON,OM – радиусы вписанной окружности.
OM + (BCD)
Теорема доказана.
Для правильного тетраэдра существует возможность его взаимного расположения со сферой – касание с некоторой сферой всеми своими ребрами. Такую сферу иногда называют “полувписанной”.
Свойство 6: Отрезки, соединяющие середины противоположных ребер и перпендикулярные этим ребрам являются радиусами полувписанной сферы.
Дано:
ABCD – правильный тетраэдр;
OLAB, OKAC,
OSAD, ONCD,
OMBD, OPBC,
AL =BL, AK=CK, AS=DS,
BP=CP, BM = DM, CN = DN.
Доказать:
LO = OK = OS = OM = ON =OP
Доказательство.
Тетраэдр ABCD – правильный => AO= BO = CO =DO
Рассмотрим треугольники AOB, AOC, COD, BOD,BOC, AOD.
AO=BO=>?AOB – равнобедренный =>
OL – медиана, высота, биссектриса
AO=CO=>?AOC– равнобедренный =>
ОK– медиана, высота, биссектриса
CO=DO=>?COD– равнобедренный =>
ON– медиана, высота, биссектриса AOB=>
AOC= COD=
BO=DO=>?BOD– равнобедренный =>
BOD= BOC= AOD
OM– медиана, высота, биссектриса
AO=DO=>?AOD– равнобедренный =>
OS– медиана, высота, биссектриса
BO=CO=>?BOC– равнобедренный =>
OP– медиана, высота, биссектриса
AO=BO=CO=DO
AB=AC=AD=BC=BD=CD
3) OL, OK, ON, OM, OS, OP - высоты в равных OL,OK,ON,OM,OS, OP радиусы
равнобедренных треугольниках сферы
Следствие:
В правильном тетраэдре можно провести полувписанную сферу.
Свойство 7: если тетраэдр правильный, то каждые два противоположных ребра тетраэдра взаимно перпендикулярны.
Дано:
DABC – правильный тетраэдр;
H – ортоцентр
Доказать:
AB CD,
AD BC,
AC BD.
Доказательство:
1) AB CD
DABC – правильный тетраэдр =>?ADB – равносторонний
( ADB) (EDC) = ED
ED – высота ADB => ED +AB,
2) AB + ED ,
ED ( EDC) ,
AB + CE ,=> AB+ (EDC) => AB + CD.
CE (EDC)
Аналогично доказывается перпендикулярность других ребер.
Свойство 8: Шесть плоскостей симметрии пересекаются в одной точке. В точке О пересекаются четыре прямые, проведенные через центры описанных около граней окружностей перпендикулярно к плоскостям граней, и точка О является центром описанной сферы.
Дано:
ABCD – правильный тетраэдр
Доказать:
О – центр описанной сферы;
6 плоскостей симметрии пересекаются в точке О;
Доказательство.
1) OL+ (BCD)
CG + BD , т.к. BCD - равносторонний => GO + BD (по теореме о трех GO + BD перпендикулярах)
2) GO + BD
BG = GD, т.к. AG – медиана ABD
?ABD ( ABD)=> ? BOD - равнобедренный => BO=DO
GO (BOD)
( ABD)? (BOD)=BD
KO + ( ABD)
ED + AB , т.к. ABD –равносторонний => OE + AD( по теореме о трёх перпендикулярах)
OE + AB
BE = AE, т.к. DE – медиана ?ABD
ABD (ABD) =>?AOB – равнобедренный =>BO=AO
OE (AOB)
(AOB) (ABD) = AB
ON + (ABC) OF + AC ( по теореме о трёх
BF + AC, т.к. ABC - равносторонний перпендикулярах)
OF + AC
AF = FC, т.к. BF – медиана ?ABC
ABC (ABC) => AOC - равнобедренный => AO = CO
OF (AOC)
(AOC) ?(ABC) = AC
BO = DO
BO = AO =>AO = BO = CO = DO – радиусы сферы,
AO = CO описанной около тетраэдра ABCD
AO = BO=CO = DO
(ABR) (ACG) = AO
(BCT) (ABR) = BO
(ACG) (BCT) = CO
(ADH) (CED) = DO
AB + (ABR)(ABR)(BCT)(ACG)(ADH)(CED) (BDF)
BC + (BCT)
AC + (ACG)
AD + (ADH)
CD + (CED)
BD + (BDF)
Следовательно:
Точка О является центром описанной сферы,
6 плоскостей симметрии пересекаются в точке О.
Свойство 9: Тупой угол между перпендикулярами, проходящими через вершины тетраэдра к ортоцентрам, равен 109°28'
Дано:
ABCD – правильный тетраэдр;
O – центр описанной сферы;
Доказать:
AOB = 109°28'
Доказательство:
1)AS – высота
ASB = 90o OSB прямоугольный
2)(по свойству правильного тетраэдра)
3)AO=BO – радиусы описанной сферы
4) 70°32'
5)
6) AO=BO=CO=DO =>?AOD=?AOC=?AOD=?COD=?BOD=?BOC
(по свойству правильного тетраэдра)
=>AOD=AOC=AOD=COD=BOD=BOC=109°28'
Это и требовалось доказать.
Интересен тот факт, что именно такой угол имеют некоторые органические вещества: силикаты и углеводороды.
В результате работы над свойствами правильного тетраэдра учащимся пришла мысль назвать работу “Удивительная точка в тетраэдре”. Были предложения рассмотреть свойства прямоугольного и равногранного тетраэдров. Таким образом, работа вышла за рамки урока.
Выводы:
“Удивительная” точка в правильном тетраэдре имеет следующие особенности:
- является точкой пересечения трех осей симметрии
- является точкой пересечения шести плоскостей симметрии
- является точкой пересечения высот правильного тетраэдра
- является центром вписанной сферы
- является центром полувписанной сферы
- является центром описанной сферы
- является центром тяжести тетраэдра
- является вершиной четырех равных правильных треугольных пирамид с основаниями – гранями тетраэдра.
Заключение.
( Учитель и учащиеся подводят итоги занятия. С кратким сообщением о тетраэдрах, как структурной единице химических элементов, выступает один из учащихся.)
Изучены свойства правильного тетраэдра и его “удивительная” точка.
Выяснено, что форму только такого тетраэдра, имеющего все выше перечисленные свойства, а также “идеальную” точку, могут иметь молекулы силикатов и углеводородов. Или же молекулы могут состоять из нескольких правильных тетраэдров. В настоящее время тетраэдр известен не только как представитель древних цивилизации, математики, но и как основа строения веществ.
Силикаты – солеобразные вещества, содержащие соединения кремния с кислородом. Их название происходит от латинского слова “силекс” – “кремень”. Основу молекул силикатов составляет атомные радикалы , имеющие форму тетраэдров.
Силикаты – это и песок, и глина, и кирпич, и стекло, и цемент, и эмаль, и тальк, и асбест, и изумруд, и топаз.
Силикаты слагают более 75 % земной коры (а вместе с кварцем около 87%) и более 95% изверженных горных пород.
Важной особенностью силикатов является способность к взаимному сочетанию (полимеризации) двух или нескольких кремнекислородных тетраэдров через общий атом кислорода.
Такую же форму молекул имеют предельные углеводороды, но состоят они, в отличии от силикатов, из углерода и водорода. Общая формула молекул
К углеводородам можно отнести природный газ.
Предстоит рассмотреть свойства прямоугольного и равногранного тетраэдров.
Литература.
- Потапов В.М., Татаринчик С.Н. “Органическая химия”, Москва 1976г.
- Бабарин В.П. “Тайны великих пирамид”, Санкт-Петербург, 2000г.
- Шарыгин И. Ф. “Задачи по геометрии”, Москва, 1984г.
- Большой энциклопедический словарь.
- “Школьный справочник”, Москва, 2001г.