Маршрут: п.Хребтовый – с. Чадобец.
Цели экскурсии:
- Образовательная: выяснение особенностей геологического строения и рельефа окрестностей п. Хребтовый.
- Воспитательная: развитие интереса к предмету география, геология и профессии геолога.
- Развивающая: способствовать формированию навыков исследовательской работы, познавательных умений (наблюдательности, умению делать выводы, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, доказывать).
- Здоровьесберегающая: получить заряд бодрости, физиологическую разрядку после учебных занятий в школе и положительный эмоциональный настрой.
Задачи:
- Выяснить взаимосвязь основных форм залегания горных пород нашей местности с рельефом;
- Провести исследования обнажений горных пород по ходу маршрута;
- Отобрать образцы горных пород для петрографических исследований и пополнения геологической коллекции кабинета географии;
- Изучить, как используются горные породы человеком в ближайших населённых пунктах;
- Провести глазомерную съёмку местности в районе родника Чернила.
- Описать родники и взять пробы воды для исследования.
Оборудование: компас, полевые дневники, простой карандаш на каждого, мешочки геологические под образцы, сантиметровая лента, геологический молоток, лупа карманная, лопата сапёрная, водный термометр, стеклянный стакан, баночки с крышкой (для взятия проб воды), планшет для глазомерной съёмки, визирная линейка, мерная рулетка 5м, фотоаппарат, кинокамера, аптечка.
(Презентация 1, Презентация 2)
Описание маршрута. Протяжённость 30км. Время нахождения 3-4часа. Доставка экскурсантов туда и обратно автобусом. Маршрут проходит по берегу р. Ангары с остановками для проведения наблюдений в наиболее интересных местах, где есть выходы горных пород и подземных вод на поверхность. Интересна историко – краеведческая составляющая маршрута: здесь имеются стоянки древних людей, здесь проходили маршруты русских первопроходцев, осваивающих Сибирь. Ангара – это транспортный путь и энергетический потенциал России. Эстетическая составляющая маршрута – широкие пространства долины р.Ангары, её притоков, островов, в сочетании со столовыми горами (траппами), густым зелёным лесом. Много неба не закрытого промышленными и гражданскими зданиями.
- Исследовательская остановка - обнажение у подножья г. Толстая, родник Чернила.
- Исследовательская остановка - скальное обнажение у берега р. Ангара, родник Солёный.
- Познавательная остановка – археологические раскопки на левом берегу р.Чадобец.
Краткая характеристика ландшафтов:
- Сельскохозяйственный. Это поля и сенокосы фермеров и жителей деревень Климино, Заледеево, Чадобца.
- Промышленный. Нижний склад ООО “Пашутинское”, ООО “Возрождение”. Рейды, где готовятся плоты леса для отправки потребителю. Пилорама. База геологов и хранилище ГСМ.
- Рекреационный. Спортивный комплекс “Чадобец”.
Форма организации исследовательской деятельности учащихся. Групповая
- Группа топографов;
- Группа геоморфологов;
- Группа петрографов.
- Группа гидрогеологов.
Этапы экскурсии.
- Первый этап – организационный.
- Второй этап – исследовательский
- Третий этап – камеральная обработка и презентация исследования.
Рекомендуемые темы исследовательских работ по результатам экскурсии:
- Исследование воды родников в окрестностях посёлка Хребтовый..
- Знаки на камнях – молчаливые свидетели прошлого.
- Топографическая карта – основа для исследования своей местности.
- Разрушительная и созидательная геологическая работа р. Ангары.
- Камень – как строительный материал
Приложение1 Задания группам.
Задание№1 группе топографов. Проведите глазомерную съёмку исследуемого участка полярным способом.
- Установите планшет так, чтобы северный конец стрелки компаса и северный конец проведённой линии С - Ю показывали одно направление;
- Воткните булавку и провизируйте на нужный объект, проведите линию визирования;
- Следуйте от точки стояния до предмета, на который визировали, попутно измеряя расстояние до него;
- Измеренное расстояние отложите в масштабе по линии визирования и изобразите на плане условным знаком тот предмет, на который визировали;
- Условными топографическими знаками изобразите на плане также те местные предметы, которые были справа и слева от линии визирования.
Задание №2 группе геоморфологов. Опишите рельеф изучаемой местности.
- Какой общий вид имеет поверхность (холмистая, равнинная, пересечённая).
- Как часто на пути следования встречались овраги, речные долины. Можно ли местность считать слабо расчленённой.
- Определите общий характер речной долины р. Ангары и р. Чадобец (врезанная долина с крутыми берегами, со спрямлённым руслом или меандрированным).
- Установите наличие и особенности надпойменных террас (высота над уровнем реки, ширина и распространение, геологическое строение на разных участках).
- Выясните симметричность или несимметричность поперечного профиля долины; общий характер профиля склонов (выпуклые, вогнутые, расчленённые и т.д.).
- Выявите наличие у подошвы склонов продуктов деятельности поверхностных вод – делювия, а также выходов подземных вод.
- Установите связь между профилем склона и составом горных пород.
Задание №3 группе петрографов. Изучите и опишите обнажение.
Документация обнажения ведётся в полевой книжке. Можно использовать блокнот карманного формата, содержащий 50 листов, разграфлённых в клеточку. Страницы пронумерованы. На титульном листе указывают номер школы, фамилию, имя, отчество школьника, ведущего полевую книжку, дату начала и окончания экскурсии.
Левая сторона разворота книжки служит только для зарисовки, правая – для описания. На правой стороне книжки отчерчивают поля примерно ширины страницы, которые служат для внесения в книжку дополнительных данных, полученных в результате камеральной обработки материалов.
Полевая книжка это основной документ геолога, в том числе и начинающего.
Вести его надо аккуратно, простым карандашом.
На левой стороне полевого дневника поставьте номер исследуемого обнажения и зарисуйте его схему. Укажите адрес обнажения – его привязка.
Подробно осмотрите каждую часть обнажения. Сфотографируйте обнажение целиком. В качестве масштаба поставьте геологический молоток или метровую палку.
В правой части дневника укажите: характер местности, на которой изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения (обрыв, осыпь и т. п.).
Описание пластов проводите от нижних к верхним: замерьте мощность каждого пласта; укажите характер границы между пластами; определите породу каждого пласта и обозначьте их отдельной буквой. Определите породу, укажите её цвет, излом, строение, минералогический состав.
Возьмите образец из каждого пласта, пронумеруйте его и составьте этикетку. Образец должен иметь размер 6 х 9см, толщину до 3см. Все образцы обнажения сложите в номерованный мешочек, и этот номер отметьте в дневнике (образец без этикетки – лишний балласт в вашем рюкзаке).
Если встретятся окаменелости, запишите слой, из которого выбита окаменелость или отпечатки растений. Запишите в каких пластах они найдены; отберите хорошо сохранившиеся образцы, этикируйте их. Позже определите вид растения и животного.
При зарисовке составьте геологическую колонку.
Все образцы геологических обнажений приведите в порядок и сдайте в кабинет географии.
Задание №4 гидрогеологам.
Исследуйте и опишите родники Чернила, Солёный и другие обнаруженные вами. Оцените пригодность воды для употребления человеком.
Методика исследования качества родниковой воды.
Органолептические показатели воды.
1. Цвет (окраска)
Диагностика цвета – один из показателей состояния водоёма. Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения.
2. Прозрачность.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количество взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0,5 мм, и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряют высоту столба оставшейся воды линейкой и выражают степень прозрачности в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении.
3. Запах.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Запах воды водоёмов, обнаруживаемый непосредственно в воде или (водоёмов хозяйственно – питьевого назначения) после её хлорирования не должен превышать двух баллов. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60?С. Характер, и интенсивность запаха определяют по предлагаемой методике.
Характер и род запаха воды естественного происхождения.
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Гнилостный | Фекальный, сточной воды |
Древесный | Мокрой щепы, древесной коры |
Землистый | Прелый, свежевспаханной земли, глинистый |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Травянистый | Скошенной травы, сено |
Неопределённый | Не подходящий под предыдущие определения |
Интенсивность запаха воды
Балл | Интенсивность запаха | Качественная характеристика |
0 | - | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабая | Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем |
2 | Слабая | Запах, не привлекающей внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание |
3 | Заметная | Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением |
4 | Отчетливая | Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья |
5 | Очень сильная | Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья |
Запах воды следует определять в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей.
Результаты исследований родников.
№ | Название родника | Месторасполо жение |
Цвет воды | Прозрачность воды | Запах |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Прложение 2
Камеральная обработка результатов экскурсии. Работа с вещественным материалом.
Цель: научить определять собранные образцы горных пород, оформлять коллекцию, описывать свойства воды по органолептическому методу, вычерчивать топографическую карту на чистовик.
Форма работы: групповая. Каждая группа делает отчёт о проделанной работе.
Задачи:
- оформить образцы для школьной коллекции;
- составить геологическую колонку обнажения;
- провести анализ проб воды;
Практическая работа по определению горных пород.
Теоретические знания, необходимые для выполнения работы: понятие о горной породе; генетические типы горных пород; классификация горных пород; свойства горных пород, текстура, структура, твёрдость, минералогический состав.
Работа 1.
Определение свойств горных пород, лупы, 10% раствор НСl., компас, свечи и спички, ванночки с водой
Ход работы:
Взять в коробке образец №…и определить его структуру, твёрдость.
В коллекции найти образцы, имеющие зернистое строение, порфировое, плотное, землистое, волокнистое.
Среди образцов коллекции найти образцы: лёгкие, средние , тяжёлые по удельному весу.
Используя схему определения горных пород, охарактеризовать признаки долерита, доломита, известняка, песчаника, конгломерата и брекчии.
Работа №2 Определение горных пород. Оборудование: то же, что и для работы 1, плюс таблица – определитель минералов и горных пород. По таблице определите те горные породы, что взяли во время экскурсии.
По результатам наблюдений заполните таблицу:
№ образца | Генетический тип образования | Структура | Текстура | Минералогический состав | Название горной породы | Где применяется |
Приложение 3
Проектирование своей исследовательской работы. Подготовка презентаций.
Цель:
- способствовать формированию презентационной компетенции учащихся и умению составлять постерную защиту.
Задачи:
- подготовить постер своей исследовательской работы или презентацию в программ Pover Point;
- оформить выставку коллекционного материала.
Структура проекта : тема работы, проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, результаты исследований.