Исследовательская геологическая экскурсия

Разделы: География


Маршрут: п.Хребтовый – с. Чадобец.

Цели экскурсии:

  • Образовательная: выяснение особенностей геологического строения и рельефа окрестностей п. Хребтовый.
  • Воспитательная: развитие интереса к предмету география, геология и профессии геолога.
  • Развивающая: способствовать формированию навыков исследовательской работы, познавательных умений (наблюдательности, умению делать выводы, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, доказывать).
  • Здоровьесберегающая: получить заряд бодрости, физиологическую разрядку после учебных занятий в школе и положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

  • Выяснить взаимосвязь основных форм залегания горных пород нашей местности с рельефом;
  • Провести исследования обнажений горных пород по ходу маршрута;
  • Отобрать образцы горных пород для петрографических исследований и пополнения геологической коллекции кабинета географии;
  • Изучить, как используются горные породы человеком в ближайших населённых пунктах;
  • Провести глазомерную съёмку местности в районе родника Чернила.
  • Описать родники и взять пробы воды для исследования.

Оборудование: компас, полевые дневники, простой карандаш на каждого, мешочки геологические под образцы, сантиметровая лента, геологический молоток, лупа карманная, лопата сапёрная, водный термометр, стеклянный стакан, баночки с крышкой (для взятия проб воды), планшет для глазомерной съёмки, визирная линейка, мерная рулетка 5м, фотоаппарат, кинокамера, аптечка.

(Презентация 1, Презентация 2)

Описание маршрута. Протяжённость 30км. Время нахождения 3-4часа. Доставка экскурсантов туда и обратно автобусом. Маршрут проходит по берегу р. Ангары с остановками для проведения наблюдений в наиболее интересных местах, где есть выходы горных пород и подземных вод на поверхность. Интересна историко – краеведческая составляющая маршрута: здесь имеются стоянки древних людей, здесь проходили маршруты русских первопроходцев, осваивающих Сибирь. Ангара – это транспортный путь и энергетический потенциал России. Эстетическая составляющая маршрута – широкие пространства долины р.Ангары, её притоков, островов, в сочетании со столовыми горами (траппами), густым зелёным лесом. Много неба не закрытого промышленными и гражданскими зданиями.

  1. Исследовательская остановка - обнажение у подножья г. Толстая, родник Чернила.
  2. Исследовательская остановка - скальное обнажение у берега р. Ангара, родник Солёный.
  3. Познавательная остановка – археологические раскопки на левом берегу р.Чадобец.

Краткая характеристика ландшафтов:

  1. Сельскохозяйственный. Это поля и сенокосы фермеров и жителей деревень Климино, Заледеево, Чадобца.
  2. Промышленный. Нижний склад ООО “Пашутинское”, ООО “Возрождение”. Рейды, где готовятся плоты леса для отправки потребителю. Пилорама. База геологов и хранилище ГСМ.
  3. Рекреационный. Спортивный комплекс “Чадобец”.

Форма организации исследовательской деятельности учащихся. Групповая

  • Группа топографов;
  • Группа геоморфологов;
  • Группа петрографов.
  • Группа гидрогеологов.

Этапы экскурсии.

  • Первый этап – организационный.
  • Второй этап – исследовательский
  • Третий этап – камеральная обработка и презентация исследования.

Рекомендуемые темы исследовательских работ по результатам экскурсии:

  • Исследование воды родников в окрестностях посёлка Хребтовый..
  • Знаки на камнях – молчаливые свидетели прошлого.
  • Топографическая карта – основа для исследования своей местности.
  • Разрушительная и созидательная геологическая работа р. Ангары.
  • Камень – как строительный материал

 Приложение1 Задания группам.

Задание№1 группе топографов. Проведите глазомерную съёмку исследуемого участка полярным способом.

  • Установите планшет так, чтобы северный конец стрелки компаса и северный конец проведённой линии С - Ю показывали одно направление;
  • Воткните булавку и провизируйте на нужный объект, проведите линию визирования;
  • Следуйте от точки стояния до предмета, на который визировали, попутно измеряя расстояние до него;
  • Измеренное расстояние отложите в масштабе по линии визирования и изобразите на плане условным знаком тот предмет, на который визировали;
  • Условными топографическими знаками изобразите на плане также те местные предметы, которые были справа и слева от линии визирования.

Задание №2 группе геоморфологов. Опишите рельеф изучаемой местности.

  • Какой общий вид имеет поверхность (холмистая, равнинная, пересечённая).
  • Как часто на пути следования встречались овраги, речные долины. Можно ли местность считать слабо расчленённой.
  • Определите общий характер речной долины р. Ангары и р. Чадобец (врезанная долина с крутыми берегами, со спрямлённым руслом или меандрированным).
  • Установите наличие и особенности надпойменных террас (высота над уровнем реки, ширина и распространение, геологическое строение на разных участках).
  • Выясните симметричность или несимметричность поперечного профиля долины; общий характер профиля склонов (выпуклые, вогнутые, расчленённые и т.д.).
  • Выявите наличие у подошвы склонов продуктов деятельности поверхностных вод – делювия, а также выходов подземных вод.
  • Установите связь между профилем склона и составом горных пород.

Задание №3 группе петрографов. Изучите и опишите обнажение.

Документация обнажения ведётся в полевой книжке. Можно использовать блокнот карманного формата, содержащий 50 листов, разграфлённых в клеточку. Страницы пронумерованы. На титульном листе указывают номер школы, фамилию, имя, отчество школьника, ведущего полевую книжку, дату начала и окончания экскурсии.

Левая сторона разворота книжки служит только для зарисовки, правая – для описания. На правой стороне книжки отчерчивают поля примерно   ширины страницы, которые служат для внесения в книжку дополнительных данных, полученных в результате камеральной обработки материалов.

Полевая книжка это основной документ геолога, в том числе и начинающего.

Вести его надо аккуратно, простым карандашом.

На левой стороне полевого дневника поставьте номер исследуемого обнажения и зарисуйте его схему. Укажите адрес обнажения – его привязка.

Подробно осмотрите каждую часть обнажения. Сфотографируйте обнажение целиком. В качестве масштаба поставьте геологический молоток или метровую палку.

В правой части дневника укажите: характер местности, на которой изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения (обрыв, осыпь и т. п.).

Описание пластов проводите от нижних к верхним: замерьте мощность каждого пласта; укажите характер границы между пластами; определите породу каждого пласта и обозначьте их отдельной буквой. Определите породу, укажите её цвет, излом, строение, минералогический состав.

Возьмите образец из каждого пласта, пронумеруйте его и составьте этикетку. Образец должен иметь размер 6 х 9см, толщину до 3см. Все образцы обнажения сложите в номерованный мешочек, и этот номер отметьте в дневнике (образец без этикетки – лишний балласт в вашем рюкзаке).

Если встретятся окаменелости, запишите слой, из которого выбита окаменелость или отпечатки растений. Запишите в каких пластах они найдены; отберите хорошо сохранившиеся образцы, этикируйте их. Позже определите вид растения и животного.

При зарисовке составьте геологическую колонку.

Все образцы геологических обнажений приведите в порядок и сдайте в кабинет географии.

Задание №4 гидрогеологам.

Исследуйте и опишите родники Чернила, Солёный и другие обнаруженные вами. Оцените пригодность воды для употребления человеком.

Методика исследования качества родниковой воды.

Органолептические показатели воды.

1. Цвет (окраска)

Диагностика цвета – один из показателей состояния водоёма. Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения.

2. Прозрачность.

Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количество взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0,5 мм, и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряют высоту столба оставшейся воды линейкой и выражают степень прозрачности в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении.

3. Запах.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Запах воды водоёмов, обнаруживаемый непосредственно в воде или (водоёмов хозяйственно – питьевого назначения) после её хлорирования не должен превышать двух баллов. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60?С. Характер, и интенсивность запаха определяют по предлагаемой методике.

 Характер и род запаха воды естественного происхождения.

Характер запаха Примерный род запаха
Ароматический Огуречный, цветочный
Болотный Илистый, тинистый
Гнилостный Фекальный, сточной воды
Древесный Мокрой щепы, древесной коры
Землистый Прелый, свежевспаханной земли, глинистый
Плесневый Затхлый, застойный
Рыбный Рыбы, рыбьего жира
Сероводородный Тухлых яиц
Травянистый Скошенной травы, сено
Неопределённый Не подходящий под предыдущие определения

Интенсивность запаха воды

Балл Интенсивность запаха Качественная характеристика
0 - Отсутствие ощутимого запаха
1 Очень слабая Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем
2 Слабая Запах, не привлекающей внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание
3 Заметная Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением
4 Отчетливая Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья
5 Очень сильная Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

Запах воды следует определять в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей.

Результаты исследований родников.

Название родника Месторасполо

жение

Цвет воды Прозрачность воды Запах
1          
2          
3          

Прложение 2

Камеральная обработка результатов экскурсии. Работа с вещественным материалом.

Цель: научить определять собранные образцы горных пород, оформлять коллекцию, описывать свойства воды по органолептическому методу, вычерчивать топографическую карту на чистовик.

Форма работы: групповая. Каждая группа делает отчёт о проделанной работе.

Задачи:

  • оформить образцы для школьной коллекции;
  • составить геологическую колонку обнажения;
  • провести анализ проб воды;

Практическая работа по определению горных пород.

Теоретические знания, необходимые для выполнения работы: понятие о горной породе; генетические типы горных пород; классификация горных пород; свойства горных пород, текстура, структура, твёрдость, минералогический состав.

Работа 1.

Определение свойств горных пород, лупы, 10% раствор НСl., компас, свечи и спички, ванночки с водой

Ход работы:

Взять в коробке образец №…и определить его структуру, твёрдость.

В коллекции найти образцы, имеющие зернистое строение, порфировое, плотное, землистое, волокнистое.

Среди образцов коллекции найти образцы: лёгкие, средние , тяжёлые по удельному весу.

Используя схему определения горных пород, охарактеризовать признаки долерита, доломита, известняка, песчаника, конгломерата и брекчии.

Работа №2 Определение горных пород. Оборудование: то же, что и для работы 1, плюс таблица – определитель минералов и горных пород. По таблице определите те горные породы, что взяли во время экскурсии.

По результатам наблюдений заполните таблицу:

№ образца Генетический тип образования Структура Текстура Минералогический состав Название горной породы Где применяется

Приложение 3

Проектирование своей исследовательской работы. Подготовка презентаций.

Цель:

  • способствовать формированию презентационной компетенции учащихся и умению составлять постерную защиту.

Задачи:

  • подготовить постер своей исследовательской работы или презентацию в программ Pover Point;
  • оформить выставку коллекционного материала.

Структура проекта : тема работы, проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, результаты исследований.