Цели:
- закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания чисел в пределах первого десятка;
- повторение состава и нумерации чисел в пределах 10;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- развитие памяти, образного мышления, творческой способности, фантазии, воображения.
Звучит магнитофонная запись песни “ Дважды два – четыре”.
Учитель
На уроках математики вы многому научились: писать цифры от 0 до 9, считать, вычитать и складывать в пределах первого десятка, а также решать задачи.
1 ученик
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
2 ученик
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3 ученик
Знают взрослые и дети –
Без умения считать
Плохо жить на свете!
Учитель
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Первого десятка, где обязательно будем считать, фантазировать и размышлять.
Тут затеи и задачи, Игры, шутки – всё для вас! Пожелаю всем удачи, В добрый путь и в добрый час!
Вот мы и встретились с первым обитателем этой удивительной страны. Отгадайте, кто это.
Могу назвать его мячом, А хочешь, дыркой назовём, А можно бубликом Почти что кругленьким. Но как его не назовём, Он называется …(нолём)
(Выходит ученик с цифрой 0)
Назовите предметы, которых нет в классе.
Ноль:
Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Когда-то многие считали, что ноль не значит ничего, И, как ни странно, полагали, Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах Мы поведём теперь рассказ. Коль ноль к числу ты прибавляешь Иль отнимаешь от него, В ответе тот час получаешь Опять то самое число.
Учитель :
Ранним утром солнце всходит, Сколько солнц над полем бродит? Вечером встаёт луна, Сколько в небе лун?...( одна)
(Солнце и Луну прикрепляю на магнитную доску).
Ученица:
Вот 1, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Учитель:
Почему расстроен Тимка? Где ботинок? Нет ботинка! Тимка сосчитал сперва, Что ботинок было … (два)
Ученица:
А вот это цифра 2!
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Учитель:
-Как узнать, сколько было ботинок? (Один правый, один левый) Как это можно записать? (1+1=2) (Один ученик убирает из наборного полотна один бублик и записывает пример: 2-1=1, в это время я читаю задачу)
Сколько бубликов в мешок Положил ты, петушок? – Два, но дедушке дадим., И останется… (один)
На поляне у дубка Крот увидел два грибка, А подальше у осин Он нашёл ещё один.
Сколько всего грибочков нашёл крот? (3) Как узнали? (К 2+1=3)
Ученица:
А за двойкой – посмотри:
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Учитель:
К серой цапле на урок Прилетели семь сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (Показывают цифру 4). Как узнали? ( 7-3=4 ).
Ученица:
За тремя идет 4,
Острый локоть оттопыря.
Учитель:
-Чего бывает только 4? (Колёса автомобиля, лапы у собаки и т. д.)
(Выставляю на наборном полотне цифры 9,1,3,6,4.7,8.0,2).
-Какая цифра пропущена? (5).
Назовите соседей числа 5. (4 и 6).
Ученица:
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Физкультминутка
Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём, И очень глубоко всей грудью вздохнём. И левую ногу поднимем вперёд, И снова отправимся дружно в поход.
( Показываю домик с составом числа )
- Состав какого числа повторили? (6).
Ученица:
Цифра 6 – дверной замочек:
Сверху – крюк, внизу – кружочек.
Учитель:
Три ромашки-желтоглазки Да четыре василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? (7)
-Как узнали? (3+4=7)
Ученица:
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
Учитель:
Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели. Пять румяных, налитых, Три с кислинкой. Сколько их? (8) Как узнали? ( 5+3=8).
Ученица:
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
(Игра “Поставь нужный знак” 9…8, 9…9, 7…9).
-Какое число мы всё время сравнивали с другими числами? (9).
Ученица:
Цифра 9, иль девятка –
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет.
Цифрой 6 девятка станет.
- Какое число замыкает первый десяток? (10).
Ученица:
Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!
Ученица:
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – 10!
Игра “Весёлый счёт”
Сколько солнышек на небе? Сколько глаз у совы? Сколько огоньков у светофора?
Учитель: - С какими обитателями страны Первого десятка познакомились? ( С числами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).Наша игра окончена, цель достигнута, всем спасибо за смекалку. Пора в обратный путь.
(Дети поют песню “Чему учат в школе” на слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)