Классная комната празднично украшена ( плакаты, шары, рисунки).
Звучит музыка. В класс входят первоклассники.
Учитель: Здравствуйте, ребята, дорогие родители, уважаемые гости. Сегодня мы Вас пригласили на необычный урок. Нам пришла пора попрощаться с первой книгой.
Дети рассаживаются. Чтецы остаются у доски.
Ученик:
Над страною ранним утром
Занялась заря!
В школе праздник, славный праздник!
Праздник “Прощания с Азбукой”!
Ученица:
Март за окном стоит,
Снег не кружится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься.
Ученик:
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
Звучит музыка. Появляется Азбука.
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Рада вам, рада вам очень я!
Приятно слышать добрые слова о себе.
Учитель: Уважаемая Азбука! Принимай парад войска от “А” до “Я”.
Азбука:
Есть принимать парад!
А, ну-ка, буквы встаньте в ряд:
Я – командир, вы – мой отряд !
Гласные – направо, согласные – налево!
Буквы, которые не обозначают звуков,
Встаньте отдельно.
Буквы строятся.
Учитель: Ребята, мы прощаемся с книгой, которая познакомила нас с интересным, занимательным миром чтения.
Теперь мы отправимся в новую страну, страну Литературию.
И я думаю, что жителям этой страны надо сообщить, что мы к ним в гости собираемся.
Я приготовила письмо, его необходимо отправить, но прежде нужно подписать адрес. Письмо получилось такое: “Дорогие жители страны Литературии! Спешим Вам сообщить, что мы научились читать и сегодня прощаемся с Азбукой. Но хотим ещё узнать много полезного и интересного, поэтому очень нам хочется побывать в вашей стране. Возможно ли это?
Ждём ответа.”
Ну, что подпишем?
Учитель пытается подписать конверт, но ручка выскальзывает и падает.
Что происходит? Я не могу подписать письмо! Дети, мне кажется, что нам кто-то хочет помешать отправиться в страну Литературию.
Появляется буква А, плачет.
Учитель: Что случилось?
Буква А: Клякса! Отвратительная клякса пробралась в Азбуку! Она ссорит буквы друг с другом. Она хочет их выгнать из книги. Меня уже выгнала.
Учитель: Что же делать? Нет, ты успокойся, мы с детишками обязательно что-нибудь придумаем.
Буква А: Что уж тут думать?! Ведь вы даже своё письмо не можете подписать (плачет). Клякса ведь когда узнала, что вы письмо в Литературию пишите, расхвасталась: “Гласные запрячу под замок, звонкие согласные зарою глубоко, а глухие спрячу поблизости, их всё равно не слышно”.
Учитель: Да, ребята, в сложную ситуацию мы попали. А без письма нас никто там не встретить. Нам предстоит потрудиться. Мы найдём кляксу и выпроводим с праздника! Согласны?!
Буква А: Ещё как правильно.
Учитель: Ну, что ж, отправляемся на поиски злодейки. Для этого нам нужно выдержать несколько испытаний.
Буква А, читай нам заклинание, оно нам поможет.
Буква А:
Ширли-мырли, капитужда! Ширли-мырли, капитужда!
Повторяйте за мной дружно!
Учитель: Ребята, вам сейчас предстоит выполнить первое задание.
Вы видите на доске прикреплены книжки-малышки. Каждый из вас снимает понравившуюся и читает нам отрывок. По аплодисментам гостей и детей мы узнаём, достаётся ли вам эта книжка в подарок за хорошее чтение.
Все дети поочереди выходят к доске, выбирают книгу, читают отрывок, и получают её в подарок.
Азбука: благодарит за правильно выполненное задание.
Появляется буква Б.
Буква Б: Купите бублики! Бараночки купите!
Буква А: Какие бублики? У нас очень важное дело. Пропустите нас, пожалуйста.
Буква Б: Бросьте! Берите белые бублики и бараночки! Быстрее! Больше! Больше!
Азбука: Ребята, берём ручки, карандаши, фломастеры и быстро рисуем много-много бубликов, баранок! Иначе мы дальше не продвинемся.
Что же тогда станет с буквами, даже и подумать страшно!
Дети берут карандаши, фломастеры и на приготовленных ватманах рисуют.
Буква Б ходит, смотрит, как дети рисуют и приговаривает: больше, больше берите бубликов! Больше!
Учитель: Ну, что, госпожа, наверное, дети достаточно нарисовали для тебя?
Азбука: ( обращается к букве Б) Скажите, уважаемая, вы случайно не видели Кляксу?
Буква Б: Как же не видела?! Клякса сбежала. Она уехала на поезде! Ха-ха-ха!
Буква Б убегает, кривляясь.
Азбука: Ребята, скорее садимся в вагон! Поехали!
Учитель: Её немедленно надо догнать, иначе у нас ничего не получится.
Дети строятся “паровозиком”, впереди Азбука.
Звучит песня “Голубой вагон”, но паровозик не может тронуться.
Азбука: Что случилось? Путь закрыт. Клякса разобрала все рельсы, дома, спилила все деревья. Ребята, срочно всё надо восстановить!
Дети рисуют на длинной бумажной ленте рельсы, дома, деревья.
Азбука: Ну, вот и починили путь. Можно отправляться.
Вновь звучит песня, ребята “едут” по кругу.Садятся на места.
Учитель: Ребята, но клякса ещё не успокоилась. Она приготовила очередное испытание.
Включается компьютер. Дети должны выполнить задание в игре
“Проделки Бабы Яги”. При правильном выполнении задания ребята сами печатают на компьютере текст грамоты.
Появляется буква З.
В руках у неё конверт. В нём карточки с загадками. Дети вытягивают их как билетики.
Буква З: Ну, что, готовы выполнить моё задание? Вытягивайте билетик, читайте загадку, за правильную отгадку – приз!
На билетиках загадки о школьных принадлежностях. За правильный ответ ученик получает тот предмет, о котором идёт речь в загадке.
Буква З: Молодцы, ребята! Вы замечательные знайки!
Учитель: Итак, ребята, мы приближаемся к последнему испытанию.
Его нам приготовил Гоша (электронная игрушка).Он у нас сегодня в гостях и очень хочет с вами поиграть. Слушайте Гошу внимательно и тогда мы освободим буквы.
Родители проводят игру с электронным Гошей.
Азбука: Да, ребята, вы просто умнички! Буквы все свободны! Но кляксу мы так и не нашли. Стоп! А кто это здесь бормочет?
Заглядывает за шторку, а там Клякса, дети выгоняют её с праздника.
Учитель: Наконец-то, мы можем подписать наше письмо и отправить в Литературию.
Все вместе подписываем письмо, его забирают родители и уходят из класса.
Учитель: Ну, что ж, дети, теперь будем ждать приглашение от жителей этой страны.
Выходит буква Б.
Буква Б:
Да, много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставить в чёткий ряд.
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Азбука:
Ты эти буквы.
Их три десятка с лишним.
А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам.
Учитель:
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроют путь от А до Я.
Ученица:
Как хорошо уметь читать:
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ученица:
Слово “мир” и слово “мама”
Напишу уже сама я.
Сама сказку прочитаю
И до сотни посчитаю.
Ученик:
Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал Азбуку!
Раздаётся стук в дверь. Возвращаются родители с приглашением в страну Литературию и с подарками. Читают детям приглашение и вручают подарки (энциклопедии).
Учитель: У нас на празднике присутствуют малыши из подготовительной группы детского сада. А мы им хотим подарить книжки – малышки на память о нашей встрече, пусть тоже учатся читать, тогда их не будут поджидать такие сложные испытания, как у нас. Но мы очень старались и справились достойно.
Поздравляют первоклассников директор, учителя, приглашённые дети из начальной школы.
Звучит музыка.
Провожаем гостей.
Праздник можно закончить чаепитием.