Урок по обучению грамоте "В гостях…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с буквами Ц ц и Х х, звуками, которые можно записать с помощью данных букв.
  2. Показать особенность звука [Ц].
  3. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
  4. Продолжать работу над фразеологическими оборотами.

Ход урока

Звучит фонограмма песни “Спят усталые игрушки”.

- Вы, конечно, узнали эту мелодию? Правильно, она из передачи “Спокойной ночи, малыши”. Сегодня мы с вами побываем в гостях у вашей любимой передачи и совершим путешествие с её героями. Но чтобы попасть на передачу, вам надо отгадать загадку.

Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”. (Ц)

Произнесём хором звук, который записывается буквой “Ц”. (Дети хором: Ц-Ц-Ц.)

Дайте характеристику данного звука (согласный; твердый – всегда, пробуем поставить в мягкую позицию; глухой – нет парного звонкого).

А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук “Ц”? (Цап-Царапыч.)

Молодцы! Вот и сам Цап-Царапыч. (Учитель прикрепляет на магнитную доску фигурку кота Цап-Царапыча, который держит в одной лапке букву Ц.)

Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать.

Учитель пишет заглавную и маленькую буквы Ц ц. Дети сравнивают их написание, а затем записывают в тетрадях для печатания.

Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком “Ц”.

(Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)

Выборочно некоторые из слов печатаются в тетрадях.

А кто приготовил для вас эти загадки – попробуйте догадаться сами.

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два “к”.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я… (хоккей)

Догадались? (Хрюша)

Хлоп - и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно:
Это… (хлопушка)

Правильно.

Появляется Хрюша (на магнитной доске с буквой “Х”).

Дайте характеристику звука, который записывается буквой “Х” (согласный, может быть твердым и мягким, глухой – нет парного звонкого).

Запись буквы Х х в тетрадях

А теперь прочитайте стихотворение о Хрюше в азбуке.

Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: “Ха-ха-ха!”
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

Выпишите слова с буквой “Х”.

Проверка

Подумайте и ответьте, что общего у звуков “ц” и “х”. (Дети отвечают.)

Хрюша катался на петухе, а мы покатаемся на лошадке.

Чтение детьми стихотворения о лошадке

Цок-цок-цок-цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Вас до цирка прокачу!

Лошадка нас привезла в цирк. Запишем слово “ЦИРК”. Почему после буквы “Ц” написана буква “И”? (Так как “Ц” всегда твердый.) В русском языке существует только несколько слов, в которых в корне после “ц” пишется “ы”, это слова- исключения: цыган, цыпочки, цыкнул, цыплёнок, цыц.

А что же такое цирк? (Ответы детей.) Теперь прочитаем о цирке в наших азбуках.

Цирк – какое весёлое, яркое, волшебное слово! Мы любим его за чудеса фокусников и смелость гимнастов, за ловкость жонглёров и озорство клоунов, за мастерство артистов – животных.

Представьте себя цирковыми артистами. Изобразите мимикой, а мы попробуем догадаться, кто вы.

Из цирка мы попадаем в зоосад, сюда нас привела Каркуша, и, значит, мы будем говорить…(о птицах).

Двое учеников читают наизусть стихотворение С.Я.Маршака “Птичий базар”.

Перед нами птицы разных стран,
Здесь целый город птичий!
Вот розовый пеликан.
Под клювом у него карман
Для пойманной добычи.

Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
А рядом – голубой павлин
Раскинул хвост узорный

Вот попугай на вас глядит,
Горбатым клювом щелкая,
И тут же перепел сидит
С рябою перепёлкою.

- Каких птиц мы встретили в зоологическом саду? Запишите их названия. Каких еще знаете диковинных, необыкновенных птиц?

Каркуша приготовила вам кроссворд о птицах.

(Вопросы кроссворда записаны на доске, дети читают их сами, по одному вслух.)

1. Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте. (Сорока)

2. Имя птицы – участницы передачи “Спокойной ночи, малыши!”. (Каркуша)

3. Кто исполнял все желания князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане…”? (Лебедь)

4. Кто помог Дюймовочке спастись из норки крота? (Ласточка)

5. Птица, на которой летал Нильс. (Гусь)

С птицами связаны некоторые поговорки, фразеологизмы.

Когда мы говорим?

Орлиный взгляд.
Надулся как индюк.
Идти гуськом.
Нахохлился как воробей.

(Дети читают и дают объяснение. Если дети затрудняются, учитель вопросами помогает.)

Итог урока. Наше путешествие подходит к концу. Понравилось оно вам? Чем? Что вы хотели еще узнать?