Цели:
- знакомство с произведением И.Ф.Панькина “Как моряки стали сильными”;
- продолжение работы по формированию правильной читательской деятельности;
- совершенствование понимания текста на уровне содержания;
- формирование нравственных качеств (доброта, любовь, милосердие).
Стратегии технологии развития критического мышления: “Ассоциации”, “Кластер”, “Синквейн”.
Содержание урока
Организационный момент.
(Звучит мелодия, учитель читает стихотворение)
Воспеваю то, что вечно ново
И хотя совсем не гимн пою
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – звон и заклинанье.
В этом слове сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!
Я его произношу:
Мама!
Объявление темы урока.
“Безграничность материнской любви”.
Стратегия “Ассоциации”.
-Какие ассоциации возникают у вас при слове мама?
(тепло, уют, забота, дом, семейный очаг).
Стратегия “Кластер”.
Составление кластера к слову мама.
Кластер “МАМА”.
Составление “Синквейна”.
- Тема эта нам до боли близкая и родная.
Я предлагаю каждому составить синквейн, своеобразное стихотворение, к слову мама.
(самостоятельное составление синквейна, зачитывание.)
Пример синквейна:
Мама.
Добрая, милая, единственная, родная.
Понимает, переживает, заботится, любит.
Я обожаю свою маму.
Женщина.
Знакомство с текстом:
Предварительная словарная работа: большая волна, частная собственность, принадлежащая одному человеку.
Осмысление прочитанного.
Беседа по вопросам:
- Какие чувства вы испытали?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Какие мысли возникли в связи с этим?
- К чему призывает автор по отношению к своим матерям?
- Какой основной закон жизни прозвучал в рассказе?
(Чтить, помнить, любить своих родителей).
Подумайте и скажите, какую важную для всех истину передает автор в легенде?
(Матери сильные, красивые, полные жизни, радости, света, нестареющие отдали все: красоту, силу, здоровье, бессмертность, молодость ради спасения своих детей).
Вывод: Отдавать детям все – любовь, силу, красоту, сердце, жизнь.
Рефлексия.
Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери. Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас. Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям?
Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об этом, дети!.
(Звучит отрывок из стихотворения)
Первое слово ребенок сказал – мама.
Вырос, солдатом пришел на вокзал, мама.
Вот он в атаке на дымную землю упал, мама.
Встал и пошел, и губами горящими к жизни припал, мама.
Люди, братья мои, берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.
Сейчас, после всего сказанного, выразите на листе бумаги свои чувства к маме.
Напишите о своих проблемах, пожеланиях.
Выступления детей по-желанию.
Ребята, вы написали о самом сокровенном, если желаете – можете поделиться вслух своими мыслями.
Итог урока.