Нет лучшего метода сообщения уму
знаний, чем метод преподнесения их в
возможно более разнообразных формах. (Д. Максвелл)
Переход к информационному обучению влечёт изменение роли учителя. Он перестаёт быть единственным носителем информации, а начинает выполнять функцию организатора учебного процесса в целом. Основным источником учебной информации, “хранилищем” теоретического материала по данному учебному предмету становится учебник.
В настоящее время существует большое количество разнообразных учебных пособий и различных дидактических материалов к ним. Конечно, наличие большого количества даёт простор для творчества учителя, позволяя выбрать наиболее оптимальный, с его точки зрения, учебник.
Сейчас перед школой стоит задача интеллектуального развития личности. Важную роль здесь играют:
- навыки самостоятельного приобретения знания;
- умение пользоваться учебной и справочной литературой;
- навыки самообразования.
Наверное, основным критерием при выборе учебника должен стать следующий:
Учебник должен быть таким, чтобы в отсутствие учителя не просто излагать материал доступно, понятно и интересно, а обучать ученика, вести с ним диалог, быть собеседником, то есть обладать коммуникативными качествами.
Вот с этой стороны посмотрим на учебники, по которым работаем мы. Учебников полностью заменяющих учителя у нас нет. Но некоторые темы и по нашим учебникам можно изучать самостоятельно. Предлагаю вам свои наработки. В 7 классе я работаю по учебнику Ш.А.Алимова. Использую на уроках технологические карты, в целях формирования информационных умений. При изучении темы “Формулы сокращённого умножения”, я составляю план – задание, который состоит из следующих этапов:
1. Организационно-установочный этап.
Сообщение темы урока, целеполагание.
2. Организационно-деятельностный этап.
- Актуализация опорных знаний.
- Самостоятельное изучение теоретического материала по заданной программе. Изучение нового материала происходит по методу индукции (от простого к сложному).
- Практическая работа. (Применение формул при раскрытии скобок, при разложении на множители, при вычислении значения выражения). Все задания данного этапа прорешиваются самостоятельно, осуществляя самоконтроль, взаимоконтроль. Самооценка и взаимооценка всей работы.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
4. Домашнее задание (творческое).
Предлагаем вашему вниманию технологическую карту урока в 7 классе по теме “Формула разности квадратов”
Цели урока:
- формирование умений и навыков работы с формулами сокращённого умножения;
- формирование логического мышления, сознательного усвоения материала, умение работать с различными источниками информации;
- привитие культуры умственного труда, формирование умения осуществлять самоконтроль.
I. Разминка.
1. Найдите квадрат одночлена или наоборот:
Одночлен | 4 | 4х | 2п | 5с | 3а2 | 8у | ||||
Квадрат одночлена |
36 | 4в2 | 49т2 | 81с4 |
Составьте сумму и разность двух одночленов:
I | а | 4 | 3у | 6а | 5т | 3в | 9а | 8 |
II | 2в | 2х | 5 | 2в | 7 | 6а | с | 5а |
Вспомните формулу умножения многочлен на многочлен и запишите её в тетрадь в виде схемы:
II. Изучение нового материала.
1. Пользуясь схемой умножения многочлена на многочлен из предыдущего задания. Выполните умножение и упростите получившийся многочлен:
I вариант | II вариант |
а) (4+х)(4-х); | а) (5+х)(5-х); |
б) (3х+4у)(3х-4у); | б) (2х+3у)(2х-3у); |
в) (а+в)(а-в). | в) (а+в)(а-в). |
Сравните ответ с правильным. Если ваш ответ совпадает с ним, то поставьте себе знак “+”. Подумайте, чем замечательны эти выражения? Подумайте, как проще выполнить умножение суммы двух чисел на их разность? Сделайте вывод. Составьте схему умножения суммы двух чисел на их разность и запишите её в тетрадь:
2. Прочитайте правильность чтения этой формулы в учебнике на странице 88. Итак, эта формула утверждает, что произведение разности двух чисел на их сумму можно найти более простым путём
(а+в)(а-в)=а2-в2 или а2-в2= (а-в)(а+в).
Имя этой формуле: формула разности квадратов.
Можно ли применить эту формулу для разложения на множители?
3. Выполните умножение по формуле: (а+в)(а-в)=а2-в2 :
а) (2в+а)(2в-а);
б) (с+3т)(с-3т);
в) (у+6х)(у-6х).
Запишите ответ на доске. Сравните свой ответ с правильным и поставьте знак “+”, если выполнено верно.
4. Примените формулу для разложения на множители:
а2-в2= (а-в)(а+в)
9-х2=32-х2=(3-х)(3+х).
Разложите на множители:
I вариант II вариант
а) а2-25;
б) 81-с2;
в) 4а2-49;а) а2-64;
б) 49-т2;
в) 16в2-25.
Выполните взаимопроверку, поставьте “+”, если верно.
5. Применяя эту формулу, можно вычислить произведение двух чисел:
61·59=(60+1)(60-1)=602-12=3600-1=3599.
Вычислите:
а) 52x48;
б) 84x 76.
Проверьте ответ, поставьте “+”, если верно.
6. В данных выражениях найдите ошибки и объясните причины их появления:
а) 9а2-в2=(3а-2в)(3а+2в);
б) 16у2-9х=(4у-3х)(4у+3х);
в) 25т2-п2=(5т-п)(5т-п).
III. Поставьте себе отметку за выполненную работу:
“5” - если все задания с “+”;
“4” - 8,9 “+”;
“3” - 6,7 “+”.
IV. Какую новую формулу мы узнали? А какие умения мы сегодня приобрели на уроке?
V. Дома: §21, № 352-356, 359(2,4); составьте схему применения формулы.