Урок по обществознанию по теме "Свобода и деятельность"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • образовательная – получение новых знаний по теме “Свобода”; развитие общеучебных умений – работать с учебной и дополнительной литературой, грамотное владение устной, монологической и диалогической речью; умение работать коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы; демонстрировать навыки составления кластера и синквейн.
  • воспитательная – формирование нравственных представлений о свободе, человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитание критического отношения к своему поведению, уважение к закону.
  • развивающая – развитие мышления учащихся, сенсорной сферы учащихся, формирование психологических новообразований, овладение основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.

Тип урока: урок комплексного применения знаний (по технологии критического мышления).

  1. На доске вывешиваются высказывая по теме урока.
  2. “Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
  3. “Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”. (Ф.М.Достоевский)
  4. “Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)
  5. “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)
  6. ?

Ход урока

1. Стадия вызова.

Вводное слово учителя.

ХХ век стал для России временем томления по свободе. Она представлялась как благо, которое достанется в равной мере каждому желающему, которым каждый сможет распорядиться по своему разумению. Но последнее десятилетие ушедшего века преподнесло обществу неожиданную проблему: оказывается, мы не знаем, что такое свобода и как ею распорядиться, если ее вдруг оказалось много. Свобода – это великое чудо, которое нужно суметь удержать, достойно им распорядиться, в противном случае общество может скатиться в пропасть правового “беспредела”, что чревато огромной бедой для молодой российской демократии.

На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой главы, главным вопросом которой будет вопрос о свободе.

2. Стадия осмысления.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему именно вопрос о власти стоит на первом месте? (заслушиваются ответы учащихся)

Задание 1. Подумайте, вспомните, что вы знаете или когда-либо слышали о свободе, что в вашем представлении ассоциируется с понятием “свобода”. Все свои идеи оформить в виде кластера. На эту часть работы – 3 мин.

Учитель раздает учащимся карточки с номерами “1”, “2”, “3”, “4”.

- Все, у кого карточки с номером “1”, садятся за первый стол.

- Все, у кого карточки с номером “2”, садятся за второй стол и т.д.

Задание 2. Сейчас вы по часовой стрелке проговорите вслух свое отношение к высказыванию на доске под вашим номером. На эту работу - по 1 мин. на каждого ученика. Решите в своей группе, кто будет представлять вашу группу. (заслушиваем по группам).

- А теперь - внимание. На доске под номером 5 стоит вопрос. Вам были предложены готовые определения понятия “свобода”.

Задание 3. В конце урока мы вместе попытаемся дать свое определение понятию “свобода”.

Задание 4. Группам раздается общий информационный текст по теме урока. Главное, чтобы он был достаточно сложным по содержанию, не слишком большим по объему, содержал альтернативные точки зрения. (Для выполнения этой части работы используем метод “Инсерт”: “+” - знаю, “-” - не знал, но узнал, “?” - возник вопрос).

- В случае возникновения вопросов, формулируйте и записывайте их на листе (предварительно каждой группе предлагаются листы бумаги и фломастеры того цвета, которым написаны номера групп). Вопросы прикрепляются к доске.

Задание 5. Изучив текст, группам предлагается внести необходимые исправления, дополнения в составленный ранее кластер. (Если позволяет время, заслушиваем кластеры от групп или индивидуальные. В случае, если время ограничено, кластеры проверяются на следующем уроке).

- Возвращаемся к определению, которое учащиеся должны были самостоятельно дать понятию “свобода”. (Заслушиваем ответы).

3. Рефлексия.

. Учащимся предлагается составить синквейн по теме урока.

- По итогам работы на уроке учащимся предлагается поставить себе отметки.

- Урок закончен. Благодарю всех за работу.