Главная цель курса "Окружающий мир" – знакомство школьников с элементарной целостной картиной мира, формирование познавательной компетентности. И чтобы решить поставленные задачи, необходимо научить детей пользоваться знаниями, использовать свой жизненный опыт для постижения мира и упорядочить свой жизненный опыт. Обучение должно вестись с использованием нетрадиционных методов обучения: решение проблемных ситуаций, моделирования, метода проекта. Я постаралась показать в данных конспектах урока использование этих методов.
Конспекты уроков составлены по программе А.А. Вахрушева, Бурского О.В., Распутина А.С. и учебно-методическому комплексу, тетради-учебнику 3 класса "Обитатели Земли".
Тип: изучение нового материала
Цель: учить правильно находить источники энергии, правильно применять понятие "энергия"
Задачи:
- актуализировать знания, позволяющие ребенку различать разные состояния веществ;
- познакомить детей с понятием "энергия";
- экспериментально вывести различные виды энергии;
- учить различать виды энергии через практическую деятельность;
- показать необходимость перехода одного вида энергии в другие;
- развивать речь учащихся;
- развивать логическое мышление путем разрешения проблемной ситуации, создаваемой на уроке;
- воспитывать правильное использование и сбережение энергии.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что такое энергия, научить:
- определять источники энергии;
- различать виды энергии;
- объяснять необходимость перехода одного вида энергии в другие;
Оборудование: у учителя – схемы веществ в трех состояниях,
Наглядный материал для составления схем; мяч, камертон, "султанчики"; схемы перехода одного энергии в другие.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Контроль знаний, полученных на прошлом уроке.
Выполнение заданий в тетради для "Самостоятельных работ" 1вариант - стр. 1., 2 вариант – стр 2.
3. Актуализация знаний.
На доске
Уч. - Что можно сказать об этих веществах?
Д - Вещества в разных состояниях.
Уч. – Каких?
Д. – Жидкие, твердые, газообразные.
Уч. – При каких условиях это может произойти? (добавить стрелки)
Д. – При нагревании (учитель над стрелками прикрепляет солнышки)
Уч. – А что произойдет, если мы будем не нагревать, а охлаждать наше вещество? (учитель прикрепляет снежинки)
Уч. – почему это происходит?
Д. - Солнце выделяет энергию. (Если дети не выходят на этот ответ, то переходим к этапу изучения нового материала. На доске появляется большой вопрос?)
4. Изучение нового материала
Уч. - Возник большой вопрос, на который мы должны с вами ответить.
Почему летит самолет? (Вывесить иллюстрацию самолета)
Уч. – Почему движется поезд? (Иллюстрация поезда)
Уч. –Почему работает телевизор? (Иллюстрация телевизора)
Уч. - Почему движется человек? (Илюстрация человека)
Д. – Самолет летит благодаря керосину, который приводит в движение двигатели
Д. – Поезд едет благодаря углю, который приводит в движение двигатели
Д. - телевизор работает благодаря электрическому току.
(Если дети не отвечают, появляется еще один вопрос???)
Д. – Продукты питания позволяют человеку накапливать силы и, благодаря которым он может бегать, скакать, думать … . Поэтому если человек мало ест, и ест пищу не богатую витаминами, минералами, белками, жирами,, то со временем человек увядает как засохшее растение.
Уч. – Что позволяет совершать работу?
Уч. – Что является источником движения
ЭНЕРГИЯ |
Уч. – Что такое ЭНЕРГИЯ?
Д. - ИСТОЧНИК ДВИЖЕНИЯ, СПОСОБНОСТЬ СОВЕРШАТЬ РАБОТУ
Уч. Все, что происходит вокруг нас, происходит под действием энергии. Без нее не было бы никакой жизни на Земле.
В окружающем нас мире существуют разные виды энергии. (Пока о видах энергии детям не сообщают).
ОПЫТ 1. Поднимаем мяч над поверхностью пола.Находясь наверху, мяч способен совершать работу.
Уч. - Какую?
Д. - упадет на пол и ударится.
Уч. – В этом случае говорят, что мяч обладает механической энергией.
Мехенической энергией обладают все тела, поднятые над поверхностью земли (пола).
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ |
Проблема. Чтобы забить гвоздь, мы поднимаем молоток, совершая при этом работу. Какую?
Ответы детей (Даем место для размаха, набирает силу)
Уч. – Молоток запасает механическую энергию, которая потом тратится на забивание гвоздя.
Вывод: Механическую энергию, которой обладает тело, поднятое над поверхностью земли, называют ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ |
А движущиеся тела обладают кинетической энергией.
КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ-разновидность механической энергии.
КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ |
Уч. – Еще один вид энергии – ЗВУКОВАЯ
ЗВУКОВАЯ ЭНЕРГИЯ |
ОПЫТ 2. Ударяем по камертону.
ОПЫТ 3. Колба с подкрашенной жидкостью. В резиновой пробке проходит стеклянная трубка. Подогрев ее в ладонях или на батарее, мы увидим, что жидкость по трубке поднимется вверх (предварительно сделать заметки), тем самым можем доказать, что жидкость совершает работу.
ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ |
Уч. – Как вы думаете, когда человек поест, какая энергия высвобождается в процессе химической реакции?
ХИМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ |
Уч. – С каким видом энергии вы встречаетесь ежедневно?
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ |
ОПЫТ 4. Султанчики, эбонитовая палочка.
Уч. – Электрическую энергию получают с помощью различных электростанций. Холодильники, телевизоры, электрические лампочки, обогреватели, электропоезда и многое другое – все эти устройства работают благодаря электрической энергии. (Схема "Превращения энергии")
Презентация исследования учащихся по теме "Виды энергии".
5. Закрепление изученного
Уч. – Какая тема сегодняшнего урока ?
Д. – Энергия
Уч. - Что такое энергия?
С какими видами энергии мы сегодня познакомились?
Объясните с точки зрения энергии.
Какой энергией обладает камень, лежащий на горе? (потенциальная энергия)
Колка дров топором? (механическая энергия)
Масса воздуха, образующая ветер? (кинетическая энергия)
Какой энергией обладаете вы на перемене?
6. Итог урока
7. Домашнее задание: привести свои примеры применения энергии.