1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Лев Николаевич Толстой: Главное условие для деятельности есть порядок.
Михаил Васильевич Ломоносов: Математику уже за тем учить следует, что она ум в порядок приводит.
Цель нашей деятельности:
- Выяснить, какие выражения называются многочленами, дать определение многочлена;
- Знать, какие основные преобразования многочленов можно выполнять и уметь их выполнять.
Поэтому основная задача – научиться выполнению преобразований многочленов. А для этого необходимо знать:
- Какое выражение называется одночленом.
- Что такое коэффициент одночлена.
- Что такое стандартный вид одночлена.
- Какие слагаемые называются подобными.
- Как привести подобные слагаемые.
II. Индивидуальные задания по карточкам (сильным учащимся).
III. Актуализация
- Назовите каждое слагаемое в сумме: -8ab3+3a-5b3+7
- Приведите подобные слагаемые: 5a-9a+7; 18a-5b-16a+b
- Приведите одночлены к стандартному виду: 5x2x; -6x2 5x3y; (2a5)3
- Являются ли одночленами выражения:
5xy2; x4; -2; a+b; 5 ; (a-1)/ a; x3+x2
О выражениях такого вида, как x3+x2, и пойдет сегодня речь.
IV. Учащиеся записывают число, тему урока.
V. Объяснение нового материала.
Многочлен – это алгебраическая сумма одночленов. Среди них выделяют: одночлены, двучлены, трехчлены (на магнитной доске прикрепляю листы с этими терминами).
VI. Практическая часть.
№616 Назовите каждый член многочлена:
а) -6х4+у3-5у+11;
б) 25ab+ab2-a2b+8a-7b
№617 Выполните приведение подобных членов многочлена:
а) 10x-8xy-3xy=10x+(-8xy-3xy)=10x-11xy (решает на доске учитель);
г) 2a3+a2-17-3a2+a3-a-80=(2a3+a3)+(a2-3a2)-a+(-17-80)=3a3-2a2-a-97
№619 Представьте в стандартном виде многочлен:
б) 2aa2+a2-3a2+a3-a=2a3+a2-3a2+a3-a=(2a3+a3)+(a2-3a2)-a=3a3-2a2-a (решает на доске учитель;
в) 3xx4+3xx3-5x2x3-5x2x=3x5+3x4-5x5-5x3=-2x5+3x4-5x3
№620 Запишите в стандартом виде многочлен:
б) 5x 2y2-5x 3xy-x2y+6xy2=10xy2-15x2y-x2y+xy2=11xy2-16x2y
№628 Какова степень многочлена:
а) 4a6-2a7+a-1 – седьмая степень;
д) 8x4y+5x2y3-11 – пятая степень.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам на листах разного цвета.
Вариант I.
1. Является ли многочленом алгебраическое выражение:
а) a+b-2a;
б) 4; в) 2/ 3а
2. Приведите подобные члены многочленов:
а) 3-2a+5a+11;
б) 7a+5a2+2a-3a2.
3. Запишите многочлен в стандартном виде и укажите его степень:
а) 8a2-a2b+3a2b;
б) 7a2 3a-4a 6a2-a.
Вариант II.
1. Является ли многочленом алгебраическое выражение:
а) a-b+2b; б) 5b/ a; в) 6
2. Приведите подобные члены многочленов:
а) -5+x+3x+12;
б) 8x2+2x-6x2+3x.
3. Запишите многочлен в стандартном виде и укажите его степень:
а) 3a3+ab-4ab;
б) 6a2 4a-5a 6a2+a.
Ученики записывают ответы в тетрадь, а листы с решением сдают. Выполняют самопроверку (решение примеров записано на обратной стороне доски).
VIII. Исторический экскурс.
Три ученика подготовили информацию о возникновении и развитии алгебраической символики, о том, как записывались многочлены в XV-XVIII вв.
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
Мы пополнили свой словарный запас математического языка следующими терминами:
- многочлен;
- одночлен;
- двучлен;
- трехчлен;
- стандартный вид многочлена;
- степень многочлена.
Мы обсудили, как привести многочлен к стандартному виду, и выяснили, что надо:
- каждый член представить в стандартном виде;
- привести подобные члены.
- Применение на практике:
- многочлены складывают и вычитают;
- многочлены умножают;
- решают уравнения, которые сводятся после выполнения преобразований над многочленами, входящими в их состав, к уравнению вида a x=b;
- решают текстовые задачи с помощью уравнений.
X. “Интересная” историческая задача.
Задача о музах (Древняя Греция).
XI. Домашнее задание.
п. 24, №618 а, б; №619 г; №628; №632 а, б.