Тема. Чрезвычайные ситуации – что это?
Цели.
1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.
2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Внеклассное мероприятие в форме “Заседания экспертов по чрезвычайным ситуациям”.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеозапись чрезвычайных ситуаций (видеокассеты были взяты в методическом центре проката видеокассет г. Энгельса), раздаточные листы с чрезвычайными ситуациями, обучающее лото.
Ход внеклассного мероприятияI. Представление экспертных групп:
- Эксперты в области наводнений.
- Эксперты в области ураганов.
- Эксперты в области пожаров.
- Исследователи химических веществ.
- Эксперты по борьбе с терроризмом.
“Для нас преград не существует”
“Наш класс хоть в космос отправляй”
“Нам по плечу любое дело”
“Нас ждут великие дела”
“Себя в обиду не дадим”
II. – Мы вынуждены были создать экспертные группы, т. к. в современном мире происходят ситуации, справиться с которыми можно, лишь владея определенными знаниями.
– Внимание на экран.
/Видеозапись землетрясений, пожаров, наводнений, произошедших в различное время в разных местах/
– Что вы сейчас увидели?
– Какие впечатления произвели на вас эти кадры?
– Что самое ужасное от этих стихий?
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?
(Параллельно с ответами детей на доске появляется схема. Рисунок 1)
– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?
Природные |
Произошедшие по вине человека |
землетрясение |
отравление хим. веществами |
бури |
авиакатастрофы |
ураганы |
кораблекрушения |
смерч |
пожары |
наводнение |
теракты |
– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
/На доске остаются названия следующих чрезвычайных ситуаций./
пожар |
ураган |
наводнение |
заражение химическими веществами |
террор |
III. – Весной время паводков и наводнений.
– Что же такое наводнения и чем они опасны, прошу рассказать 1 экспертную группу.
Наводнение
Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).
Что делать при наводнении
Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все!..” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
– Это была стихия воды. Но в нашей местности разрушительными могут быть и стихии воздуха.
– Ураганы – что это такое?
Выступление 2 экспертной группы.
Ураганы, бури, тайфуны, смерчи
Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.
Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие 9 во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.
Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.
Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.
/Видеофильм “Ураганы в Америке”./
– Это били природные стихии. А как может навредить себе сам человек, расскажет 3 группа экспертов в области пожаров.
Пожар
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Основные поражающие факторы пожара:
- высокая температура окружающей среды;
- в дыме содержится ядовитые вещества;
- потеря видимости вследствие задымления.
Что делать при пожаре
При пожаре нужно звонить 01.
Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!
Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!
Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.
Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.
Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.
Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.
Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.
– Как действовать при пожаре, если он случился в школе. Внимание на экран.
/Видео “Пожар”./
– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.
– Какие химические вещества наиболее опасны, расскажет группа исследователей химических веществ.
Химические заражения
Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.
Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.
Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.
Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий.
Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка.
Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.
Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.
Что делать в случае угрозы химического заражения
Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.
Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой.
В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.
При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:
- двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
- избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
- на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.
– Мы прослушали выступления четырех экспертных групп. Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.
– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам пятая группа.
Терроризм
Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.
Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск.
Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.
Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.
Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.
Что нужно сделать, чтобы успокоиться:
- глубоко вздохните, начните дышать спокойно;
- поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.
Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов.
Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.
IV. – Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение” (Игра проводится по принципу “лото”)
При пожаре звонить |
01 |
Спички детям |
не игрушка |
От дыма и огня нужно |
убегать |
Телефон милиции |
02 |
Телефон скорой помощи |
03 |
Через задымленное помещение лучше двигаться |
пригнувшись |
При угрозе заражения хлором избегать |
низких участков местности |
Ветер силой 12 баллов |
ураган |
При любой чрезвычайной ситуации взять с собой |
документы |
При наводнении |
подняться на верхние этажи зданий |
Марлевые повязки смочить |
водой |
V. – В случае чрезвычайной ситуации действовать нужно быстро, внимательно, быть очень бдительным и осторожным.
– По команде нужно:
1. Одеть повязку.
2. Взять портфели.
3. Перейти в назначенный пункт.
4. Вернуться на место.
По команде учителя дети меняются местами и возвращаются на свои места.
VI. – Осталось выяснить, что же делать в случае пожара, наводнения, теракта, химического заражения, урагана.
– Нужно создать памятки:
- Как вести себя при смерче и урагане.
- Как вести себя при пожаре.
- Как вести себя при наводнении.
- Как вести себя при теракте.
- Как вести себя при угрозе химического заражения.
Командам раздаются конверты с отдельными пунктами всех памяток, нужно собрать по очереди каждую памятку. Примеры памяток смотрите в приложении. Рисунок 2.
VII. Итог.
Кроссворд.
Приложение. Рисунок 3.