Психологическое занятие "Шаг навстречу"

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения занятия: беседа с элементами дискуссии.

Цели:

  • помочь родителям посредством совместной поисковой работы понять причины конфликтного поведения подростка;
  • помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему человеку и наладить отношения в семье.

Длительность работы: 40 – 45 минут

Материалы: проектор, доска

Контингент: родители (количество 10-12 человек)

Расположение в кабинете: родители рассаживаются полукругом

Ход занятия

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы с вами научимся делать шаг навстречу своему ребенку и приходить к важной и необходимой гармонии в отношениях - взаимопониманию.

Эпиграфом сегодняшней встречи я взяла высказывание Я. Корчака:

“Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств”. Эти слова позволяют довольно точно отобразить изменения, происходящие в подростковом возрасте.

Если мы продолжаем относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов, конечно же, избежать не удастся. Наше отношение “как к маленькому” не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и с его претензиями. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.

Очень важно, чтобы именно от нас – родителей исходила инициатива в изменении отношений — только в этом случае мы сохраним адекватный контроль над взрослением своего ребенка и будем иметь возможность руководить развитием гармоничных отношений. Когда же инициатором перемен становится сам подросток, это значит, что глубокое непонимание в отношениях уже существует.

Упражнение “Прогноз”.

Вам необходимо действуя по следующему алгоритму “Проблема – Поиск- Вывод” предположить, как может развиться определенное событие в отношениях “Родитель- Ребенок”. Для обсуждения взяты часто встречающиеся причины конфликтов. В работе возможно использование шестерки слуг “Что?, Кто?, Как?, Почему?, Где?, Когда?” (Приложение1)

  • Ситуация первая:

Проблема - упорство родителя в решении конфликтной ситуации

Поиск - групповое рассуждение (варианты ответов можно записывать на доске)

Вывод: ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта. Трудности нарастают, конфликт углубляется.

  • Ситуация вторая:

Проблема - деспотизм родителя

Поиск – групповое рассуждение

Вывод: деспотизм может вызвать у подростка стремление отплатить ему за подавление личности, “отыграться” на других, на слабых.

Ситуация третья:

Проблема - обилие запретов

Поиск – групповое рассуждение

Вывод: - подросток находит способы обойти их, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться.

  • Ситуация четвертая:

Проблема - подросток вам мстит

Поиск – групповое рассуждение

Выводы: - ищите причину. Может быть, все дело в том, что вы не решили свои собственные взрослые проблемы (развод и т. д.).

  • Ситуация пятая:

Проблема - родители видят в подростке не ребенка

Поиск – групповое рассуждение

Вывод:- “перестройка” отношений, возможность выхода из конфликтной ситуации

Анализ упражнения:

1. К каким выводам пришли в ходе работы?

2. Предложения каких родителей, по прогнозам и вариантам решения проблемы, показались вам эффективными?

Упражнение “Шаг за шагом”.

Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям.

В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Этапы выхода из конфликтных ситуаций (Приложение 2):

Первый этап “ Прояснение”

  1. Сначала необходимо выслушать ребенка.
  2. Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
  3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
  4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
  5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.
  6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

Второй этап “Банк идей”

  1. Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”
  2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
  3. Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
  4. Если предложений много, их можно записать на бумаге.

Третий этап “Важный выбор”

  1. Провести совместное обсуждение предложений.
  2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
  3. Определить и осознать истинные желания друг друга.
  4. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.

Четвертый этап “Контроль”

  1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
  2. Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
  3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

Анализ упражнения:

  1. Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?
  2. Какой из этапов вам показался более сложным?
  3. Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?
  4. Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?

Упражнение “Я понял (а), что…”

Цель: выяснить к какому выводу пришли родители в ходе занятия, какие причины в отношениях были осознаны и возникло ли желание сделать первым шаг навстречу своему ребенку.

Выполняется стоя, в кругу. Родителям необходимо закончить предложение “Я понял, что…”

Заключительные слова ведущего:

Подводя итог нашей встречи мне хотелось бы вам пожелать успехов в отношениях с вашим ребенком и подарить памятку “Шаг навстречу” (Приложение2)

Использованная литература:

  1. Байард Д. и Байард Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  2. Е.П. Сгибнева. Родительские собрания в средней школе. М., 2006.
  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2001.
  4. Хямляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.