Форма проведения занятия: беседа с элементами дискуссии.
Цели:
- помочь родителям посредством совместной поисковой работы понять причины конфликтного поведения подростка;
- помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему человеку и наладить отношения в семье.
Длительность работы: 40 – 45 минут
Материалы: проектор, доска
Контингент: родители (количество 10-12 человек)
Расположение в кабинете: родители рассаживаются полукругом
Ход занятия
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы с вами научимся делать шаг навстречу своему ребенку и приходить к важной и необходимой гармонии в отношениях - взаимопониманию.
Эпиграфом сегодняшней встречи я взяла высказывание Я. Корчака:
“Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств”. Эти слова позволяют довольно точно отобразить изменения, происходящие в подростковом возрасте.
Если мы продолжаем относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов, конечно же, избежать не удастся. Наше отношение “как к маленькому” не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и с его претензиями. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.
Очень важно, чтобы именно от нас – родителей исходила инициатива в изменении отношений — только в этом случае мы сохраним адекватный контроль над взрослением своего ребенка и будем иметь возможность руководить развитием гармоничных отношений. Когда же инициатором перемен становится сам подросток, это значит, что глубокое непонимание в отношениях уже существует.
Упражнение “Прогноз”.
Вам необходимо действуя по следующему алгоритму “Проблема – Поиск- Вывод” предположить, как может развиться определенное событие в отношениях “Родитель- Ребенок”. Для обсуждения взяты часто встречающиеся причины конфликтов. В работе возможно использование шестерки слуг “Что?, Кто?, Как?, Почему?, Где?, Когда?” (Приложение1)
- Ситуация первая:
Проблема - упорство родителя в решении конфликтной ситуации
Поиск - групповое рассуждение (варианты ответов можно записывать на доске)
Вывод: ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта. Трудности нарастают, конфликт углубляется.
- Ситуация вторая:
Проблема - деспотизм родителя
Поиск – групповое рассуждение
Вывод: деспотизм может вызвать у подростка стремление отплатить ему за подавление личности, “отыграться” на других, на слабых.
Ситуация третья:
Проблема - обилие запретов
Поиск – групповое рассуждение
Вывод: - подросток находит способы обойти их, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться.
- Ситуация четвертая:
Проблема - подросток вам мстит
Поиск – групповое рассуждение
Выводы: - ищите причину. Может быть, все дело в том, что вы не решили свои собственные взрослые проблемы (развод и т. д.).
- Ситуация пятая:
Проблема - родители видят в подростке не ребенка
Поиск – групповое рассуждение
Вывод:- “перестройка” отношений, возможность выхода из конфликтной ситуации
Анализ упражнения:
1. К каким выводам пришли в ходе работы?
2. Предложения каких родителей, по прогнозам и вариантам решения проблемы, показались вам эффективными?
Упражнение “Шаг за шагом”.
Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям.
В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения. Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Этапы выхода из конфликтных ситуаций (Приложение 2):
Первый этап “ Прояснение”
- Сначала необходимо выслушать ребенка.
- Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
- Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
- Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
- Понять, какая потребность ребенка ущемлена.
- Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
Второй этап “Банк идей”
- Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”
- Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
- Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
- Если предложений много, их можно записать на бумаге.
Третий этап “Важный выбор”
- Провести совместное обсуждение предложений.
- При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
- Определить и осознать истинные желания друг друга.
- Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.
Четвертый этап “Контроль”
- Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
- Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
- Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.
Анализ упражнения:
- Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?
- Какой из этапов вам показался более сложным?
- Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?
- Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?
Упражнение “Я понял (а), что…”
Цель: выяснить к какому выводу пришли родители в ходе занятия, какие причины в отношениях были осознаны и возникло ли желание сделать первым шаг навстречу своему ребенку.
Выполняется стоя, в кругу. Родителям необходимо закончить предложение “Я понял, что…”
Заключительные слова ведущего:
Подводя итог нашей встречи мне хотелось бы вам пожелать успехов в отношениях с вашим ребенком и подарить памятку “Шаг навстречу” (Приложение2)
Использованная литература:
- Байард Д. и Байард Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
- Е.П. Сгибнева. Родительские собрания в средней школе. М., 2006.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2001.
- Хямляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.