Цель: обобщить знания о составе, классификации, свойствах и способах получения неорганических соединений.
Задачи:
- Развивать умение классифицировать, выявлять причинно-следственные связи.
- 2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
- 3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Оборудование:
- на столах учащихся: конверты с заданиями, чистые листы; на столе ассистентов (2 старшеклассника): конверт с ответами, решениями упражнений, лист учета выполнения заданий;
- на демонстрационном столе: наборы реактивов для лабораторного опыта (пронумерованные склянки с растворами, фенолфталеин, метилоранж, пробирки);
- на доске: эпиграф “Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”
Учитель: Ребята, мы с вами заканчиваем изучение важной темы “Классы неорганических соединений”, чтобы обобщить знания о составе, классификации и свойствах веществ, мы отправляемся в путешествие по удивительной стране Химляндии. Нам с вами предстоит пройти немало испытаний, побывать на островах, в гостях у королевы Кислоты, переправиться через реки, покорить горные вершины. Прежде чем отправиться в путешествие, чадо выяснить, какой багаж вы приготовили?
- На какие группы можно разделить вещества по составу?
- Чем отличаются простые и сложные вещества друг от друга?
- На какие группы можно разделить простые и сложные вещества?
B путь. Первое испытание,
Я вижу, что вы неплохо подготовились к путешествию. Итак, в путь. Первое испытание, которое вам нужно преодолеть – химический лабиринт (приложение 1).
Учащиеся работают в парах, проходят лабиринт: на листах пишут путь в виде последовательности цифр лабиринта. Затем вместе с учителем выясняют правильный путь до финиша.
Мы приближаемся к острову “Трех оксидов”. Как вы думаете, почему остров имеет такое название? Какие вещества называются оксидами?
Сейчас вам группой необходимо выполнить задание по теме “Оксиды” Достаньте из конверта карточку и лист ответа. Группа можете получить “5”, если выполнит правильно 3 задания, “4” – 2 задания, “3” – 1 задание (приложение 2).
Учащиеся в группах по 4 человека выполняют задания и сдают листы на проверку ассистентам.
Мы продолжаем путешествие. Давайте попробуем отгадать – в какое королевство мы отправляемся Для этого отгадайте загадку: Она родилась в самой волшебной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV) – был мужчиной злого нрава и носил прозвище “лисий хвост”. Ее мама была простой и спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней добавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка Назовите ее (азотная кислота). Итак, мы с вами находимся в королевстве кислот.
- Какие вещества называются кислотами?
- На какие группы можно разделить кислоты?
- С какими веществами реагируют кислоты?
- О какой кислоте идет речь? Эта кислота двухосновная, кислородосодержащая, ее соли называются сульфатами.
Задание: Напишите в тетрадях реакции серной кислоты с металлом (1 ряд), основным оксидом (2 ряд), основанием (3 ряд).
У доски учащиеся пишут уравнения, класс проверяет.
Королева “Кислота” решила устроить бал-маскарад и пригласила на него своих друзей Гостей прибыло много, все они были в масках Ребята, как королеве отыскать среди гостей своих подруг-кислот? Правильно, нужно воспользоваться индикаторами
Задание: с помощью предложенных реактивов распознайте раствор кислоты Ассистенты расставляют на столы реактивы, учащиеся проводят опыт.
А теперь выясним, как вы справились с заданием по теме “Оксиды”, обратите внимание на ошибки.
Ассистенты раздают листы с отметкой, убирают реактивы на демонстрационный стол.
Следующее испытание – нам предстоит переправиться через реку “Основания”.
- Какие вещества называются основаниями? На какие группы их делят?
- С какими веществами реагируют растворимые и нерастворимые основания?
А сейчас вы будете выполнять задания по теме “Основания”: возьмите из конверта задание и лист для ответов (приложение 2).
Учащиеся выполняют задания и сдают но проверку ассистентам.
Наше путешествие подходит к концу, нам осталось, пожалуй, самое трудное испытание – покорить вершину горы под названием “Пик солей”.
На доске изображена гора и рядом 3 уровня заданий (приложение 2).
Учащиеся, выходя к доске, выполняют задания, поднимаясь к вершине.
А теперь посмотрите, как вы справились с заданием “Основания”.
Ассистенты раздают учащимся листы с отметкой.
Наше путешествие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Какие трудности вы испытали? Каковы ваши пожелания учителю и друг другу?
Итоговая отметка за урок будет выставлена с учетом тех отметок, которые вы получили на уроке, выполняя задания из конверта, а также упражнения на доске.
Надеюсь, что те знания и умения, которые вы сегодня использовали в путешествии, помогут вам в дальнейшем при изучении химии.