Интегрированный по содержанию с биологией, географией и экологией урок физики в 7-м классе по теме "Масса. Плотность"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы.
  2. Закрепить навык перевода единиц измерения.
  3. Закрепить навык решения задач на расчет массы тела по его плотности.
  4. Доказать, что плотность является одной из важнейших характеристик.

Тип урока: интегрированный по содержанию с биологией, географией и экологией.

Оборудование: на столах учащихся лабораторные весы, по две одинаковые коробочки – одна наполнена глиной, другая – почвой, таблицы “Физика и экология почвы”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  • о каких физических величинах мы говорили на последних уроках? (предполагаемый ответ: масса, объём, плотность)
  • какой буквой обозначается масса тела, объём, плотность?
  • какие единицы измерения массы вы знаете? Какая единица является основной?

Один ученик выходит к доске и получает задание “Выразить в кг: 180 г, 2 г, 2050 г, 14,3 г,1,7 т, 0,83 т.”

  • как можно узнать объём тела? (предполагаемый ответ: если тело имеет форму параллелепипеда, то достаточно измерить его длину, ширину и высоту; если тело имеет неправильную форму, то можно воспользоваться мензуркой)

Второй ученик выходит к доске и вычисляет объем параллелепипеда.

Третий ученик выходит к доске и с помощью мензурки определяет объем тела неправильной формы.

  • Какие единицы измерения объема вы знаете? Какая единица является основной?
  • Что такое плотность?
  • В каких единицах измеряется плотность?
  • Почему мы говорим о плотности? Умеем измерять массу тела, объем, разве этого не достаточно? (предполагаемый ответ: можно взять два тела одинакового объема, но их массы будут разные. Значит тела состоят из различных веществ и у разных веществ масса единицы объема разная. Плотность и показывает массу единицы объема.)
  • Давайте попробуем объяснить различную плотность веществ, используя знания о молекулярном строении вещества.
  • По окончании фронтального опроса проверяются задания, выполненные первым и третьим учащимися у доски, одноклассники задают им дополнительные вопросы. Учитель тут же объявляет оценки.

2. В качестве дополнительного вопроса второму ученику предлагается вычислить массу деревянного бруска, объем которого он уже знает, при условии, что брусок изготовлен из сосны. Это задание все учащиеся класса оформляют в тетрадях в виде задачи.

III.

3. Вернёмся к вопросу “Почему мы говорим о плотности вещества?”

Плотность является одной из важнейших физических характеристик различных природных материалов – горных пород, почвы и т. д. Существуют даже специальные методы определения залежей полезных ископаемых, основанные на том, что разные горные породы имеют различные плотности. Это гравиметрический метод. Он получил своё название от слова “гравитас” - тяжесть. Чем тяжелее предмет, тем сильнее он к себе притягивает. В глубине Земли и в горах находятся породы и руды, которые сильно различаются по своей плотности. Например, плотность свинцовой руды в 1,5-2 раза больше чем у гранита или мрамора, а значит руда притягивает к себе сильнее, чем залегающая рядом порода. Соль или гипс имеют значительно меньшую плотность, а значит притяжение над залежами этих пород будет значительно меньше.

4. Но поскольку мы живем в местности, где ведущей является сельскохозяйственная деятельность, давайте подробнее поговорим о почве.

Проделаем такой эксперимент. У вас на столах имеются коробочки одинакового объема с почвой и с глиной и весы. Как пользуясь этим набором определить, что имеет большую плотность – почва или глина?

(предполагаемый ответ: достаточно сравнить их массы.

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой больше числитель. Если ).

5. Учащиеся производят сравнение масс и убеждаются, что mг > mп , а значит .

6. Учитель биологии.

Вспомним, что такое почва? (Это сложное природное образование, в состав которого входят гумус, песок, глина, воздух, вода.

Почему же плотность глины больше плотности почвы? (Компоненты почвы менее плотные, чем компоненты глины, к тому же в почве есть полости, заполненные воздухом, а в глине их нет)

Вспомним, какие необходимы условия для прорастания семян. (Тепло, воздух и влага)

Через корень растения из почвы в его клетки благодаря диффузии поступают минеральные соли и другие питательные вещества, которые обеспечивают нормальное развитие растений. Если же увеличивать плотность почвы (сжимать её), то из её полостей окажутся вытеснены воздух и влага, и растения не смогут получать нужные им для жизнедеятельности вещества, а значит не смогут расти. Таким образом плотность почвы – важнейший физический фактор, характеризующий условия роста растений.

Какие же меры необходимо осуществлять для поддержания почвы в экологически благоприятном состоянии? (Вспашка перед посевом, рыхление после полива, внесение разрыхляющих компонентов и т, д.)

7. Учитель географии.

На территории Рязанской области и Кораблинского района преобладают три вида почв: дерново-подзолистые, серые лесные и чернозёмы. Дерново-подзолистые почвы по своему плодородию достаточно бедные. Самые плодородные – это чернозёмы. В нашем районе они находятся на юге, в районе сёл Кипчаково, Княжое, Кикино.

8. Учитель физики организует работу учащихся с таблицей “Физика и экология почвы”.

Фактор разрушения почвы Как он возникает Его опасное действие Как уменьшить влияние этого фактора
Механическая обработка В результате давления транспортных средств, глубокой вспашки Ухудшение качеств почвы, вынос песчаных и глинистых слоёв на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя Применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную вспашку
Загрязнение отходами производства Вследствии выброса без должной очистки отработанных вод, растворов, шлаков и т. д. Появление в почве из-за химических реакций сильных ядов - диоксинов Устанавливать очистные сооружения, не сжигать мусор на пашне, не обрабатывать земли вблизи вредных производств, автомагистралей, железнодорожных путей
Химизация Из-за применения химических удобрений и ядохимикатов Эрозия почвы, накопление в ней вредных веществ Использовать органические удобрения, накоплять гумус в почве
Водная мелиорация При постоянном поливе Подъём грунтовых вод и засоление почвы Применять мелиорацию грамотно (на научной основе)

9. Какой же вывод следует сделать из всего услышанного?

IV. Самостоятельная работа на 7-8 минут, которая включает задания на перевод единиц измерения, вычисление массы (плотности), задание экологического характера.

V. Оценка успешности урока:

  • интересность
  • качество
  • полезность
  • общая атмосфера.

VI. Оценки учащимся за работу на уроке.

VII. Запись домашнего задания.