Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы.
- Закрепить навык перевода единиц измерения.
- Закрепить навык решения задач на расчет массы тела по его плотности.
- Доказать, что плотность является одной из важнейших характеристик.
Тип урока: интегрированный по содержанию с биологией, географией и экологией.
Оборудование: на столах учащихся лабораторные весы, по две одинаковые коробочки – одна наполнена глиной, другая – почвой, таблицы “Физика и экология почвы”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Объявление целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
- о каких физических величинах мы говорили на последних уроках? (предполагаемый ответ: масса, объём, плотность)
- какой буквой обозначается масса тела, объём, плотность?
- какие единицы измерения массы вы знаете? Какая единица является основной?
Один ученик выходит к доске и получает задание “Выразить в кг: 180 г, 2 г, 2050 г, 14,3 г,1,7 т, 0,83 т.”
- как можно узнать объём тела? (предполагаемый ответ: если тело имеет форму параллелепипеда, то достаточно измерить его длину, ширину и высоту; если тело имеет неправильную форму, то можно воспользоваться мензуркой)
Второй ученик выходит к доске и вычисляет объем параллелепипеда.
Третий ученик выходит к доске и с помощью мензурки определяет объем тела неправильной формы.
- Какие единицы измерения объема вы знаете? Какая единица является основной?
- Что такое плотность?
- В каких единицах измеряется плотность?
- Почему мы говорим о плотности? Умеем измерять массу тела, объем, разве этого не достаточно? (предполагаемый ответ: можно взять два тела одинакового объема, но их массы будут разные. Значит тела состоят из различных веществ и у разных веществ масса единицы объема разная. Плотность и показывает массу единицы объема.)
- Давайте попробуем объяснить различную плотность веществ, используя знания о молекулярном строении вещества.
- По окончании фронтального опроса проверяются задания, выполненные первым и третьим учащимися у доски, одноклассники задают им дополнительные вопросы. Учитель тут же объявляет оценки.
2. В качестве дополнительного вопроса второму ученику предлагается вычислить массу деревянного бруска, объем которого он уже знает, при условии, что брусок изготовлен из сосны. Это задание все учащиеся класса оформляют в тетрадях в виде задачи.
III.
3. Вернёмся к вопросу “Почему мы говорим о плотности вещества?”
Плотность является одной из важнейших физических характеристик различных природных материалов – горных пород, почвы и т. д. Существуют даже специальные методы определения залежей полезных ископаемых, основанные на том, что разные горные породы имеют различные плотности. Это гравиметрический метод. Он получил своё название от слова “гравитас” - тяжесть. Чем тяжелее предмет, тем сильнее он к себе притягивает. В глубине Земли и в горах находятся породы и руды, которые сильно различаются по своей плотности. Например, плотность свинцовой руды в 1,5-2 раза больше чем у гранита или мрамора, а значит руда притягивает к себе сильнее, чем залегающая рядом порода. Соль или гипс имеют значительно меньшую плотность, а значит притяжение над залежами этих пород будет значительно меньше.
4. Но поскольку мы живем в местности, где ведущей является сельскохозяйственная деятельность, давайте подробнее поговорим о почве.
Проделаем такой эксперимент. У вас на столах имеются коробочки одинакового объема с почвой и с глиной и весы. Как пользуясь этим набором определить, что имеет большую плотность – почва или глина?
(предполагаемый ответ: достаточно сравнить их массы.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой больше числитель. Если ).
5. Учащиеся производят сравнение масс и убеждаются, что mг > mп , а значит .
6. Учитель биологии.
Вспомним, что такое почва? (Это сложное природное образование, в состав которого входят гумус, песок, глина, воздух, вода.
Почему же плотность глины больше плотности почвы? (Компоненты почвы менее плотные, чем компоненты глины, к тому же в почве есть полости, заполненные воздухом, а в глине их нет)
Вспомним, какие необходимы условия для прорастания семян. (Тепло, воздух и влага)
Через корень растения из почвы в его клетки благодаря диффузии поступают минеральные соли и другие питательные вещества, которые обеспечивают нормальное развитие растений. Если же увеличивать плотность почвы (сжимать её), то из её полостей окажутся вытеснены воздух и влага, и растения не смогут получать нужные им для жизнедеятельности вещества, а значит не смогут расти. Таким образом плотность почвы – важнейший физический фактор, характеризующий условия роста растений.
Какие же меры необходимо осуществлять для поддержания почвы в экологически благоприятном состоянии? (Вспашка перед посевом, рыхление после полива, внесение разрыхляющих компонентов и т, д.)
7. Учитель географии.
На территории Рязанской области и Кораблинского района преобладают три вида почв: дерново-подзолистые, серые лесные и чернозёмы. Дерново-подзолистые почвы по своему плодородию достаточно бедные. Самые плодородные – это чернозёмы. В нашем районе они находятся на юге, в районе сёл Кипчаково, Княжое, Кикино.
8. Учитель физики организует работу учащихся с таблицей “Физика и экология почвы”.
Фактор разрушения почвы | Как он возникает | Его опасное действие | Как уменьшить влияние этого фактора |
Механическая обработка | В результате давления транспортных средств, глубокой вспашки | Ухудшение качеств почвы, вынос песчаных и глинистых слоёв на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя | Применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную вспашку |
Загрязнение отходами производства | Вследствии выброса без должной очистки отработанных вод, растворов, шлаков и т. д. | Появление в почве из-за химических реакций сильных ядов - диоксинов | Устанавливать очистные сооружения, не сжигать мусор на пашне, не обрабатывать земли вблизи вредных производств, автомагистралей, железнодорожных путей |
Химизация | Из-за применения химических удобрений и ядохимикатов | Эрозия почвы, накопление в ней вредных веществ | Использовать органические удобрения, накоплять гумус в почве |
Водная мелиорация | При постоянном поливе | Подъём грунтовых вод и засоление почвы | Применять мелиорацию грамотно (на научной основе) |
9. Какой же вывод следует сделать из всего услышанного?
IV. Самостоятельная работа на 7-8 минут, которая включает задания на перевод единиц измерения, вычисление массы (плотности), задание экологического характера.
V. Оценка успешности урока:
- интересность
- качество
- полезность
- общая атмосфера.
VI. Оценки учащимся за работу на уроке.
VII. Запись домашнего задания.