Это воображаемое путешествие в Страну-Океанию орфографических знаний, где дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов. Каждое задание требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.
Тип урока: Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе
Словарь: морская лексика.
Цели:
- развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
- развивать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
- развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.
Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, магнитофон, предметные картинки, сигнальные карточки
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент, подготовка к отплытию, набор команд - Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь! Каждая команда выбирает своего капитана, название II. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа - отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать? Задание классу:
1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.
2. Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что означает “голова”.
3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.
4. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле.
5. Про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали”.
Дети отгадывают загадки-задания и записывают в тетради названия каждого овоща: Помидор
Капуста
Горох
Картофель
Морковь
Деятельность учителя Деятельность учащихся Задание классу: - обозначьте в этих словах ударения и подчеркните, буквы, написание, которых надо запомнить.
Проверка выполненного задания:
1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.
2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную “о”.
3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?
Обобщение:
4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
Помидор, капуста, горох, картофель, морковь
Помидор, картофель
Горох, морковь
Капуста
- В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.
III. на острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными. (На доске остров, его королева. Под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами) - Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. А освободить их нам поможет только королева, Ударение. Как вы думаете, почему?
- Давайте, поможем жителям освободиться от злых медуз. В данных сочетаниях слов вы должны убрать медузу и вставить нужную безударную гласную
- Проверить безударную гласную можно ударением. У доски работают три ученика – капитаны команд.
1-й капитан:
к..менистое дно
к..лючий ерш
м..л..дая чайка
2-й капитан:
п..тнистый осьминог
п..л..сатый краб
ск..листый берег
3-й капитан:
м..рской конек
с..леные брызги
к..товая акула
Класс работает в тетрадях с сочетаниями слов, написанных в строчку:
з..л..неют водоросли, в..лнуется море, уд..вительная рыба, вд..леке от острова, пос..лился рак
Деятельность учителя Деятельность учащихся Проверка выполненного задания: - Молодцы! Освобожденные вами от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных
Капитаны называют каждое слово в словосочетании и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать. Задание, предложенное классу, проверяются с помощью сигнальных карточек
IV. На острове Парных согласных по глухости-звонкости - Наше плавание продолжается. На острове Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков еще не проснулись. - Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся.
- А правит этим островом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н]
- Кто догадался, почему?
- Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове.
- А задание для вас такое: я буду читать предложения, а вы найдете в них слова с парными согласными и напишете в тетрадь.
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.
- Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными?
- Какие слова вы написали?
Проверка проводится комментировано
Дети произносят звуки: [д] – [т]
[д`] – [т`] …
Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки
Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости.
Легко, рыбки, селедка, вылез, краб, соседка
V. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти - Смотрите вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется. Кто догадался, как называется остров? - Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?
- Остров Непроизносимых согласных Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове.
VI. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти - А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа. На доске:
Дуют ветры ярос ? ные,
Гонят лодки парус ? ные
(В. Маяковский)
- В каком слове пропущена буква?
- Почему?
Яростные Парусные
После доказательства дети записывают предложение по памяти
VII. Остров пиратов. Самостоятельная работа - Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает? - Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложения:
Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов
- Это же пираты! Дети пишут предложения в тетрадях под диктовку учителя
Самопроверка
VIII. Подведение итога урока - Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова? Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила IX. Домашнее задание - по данному началу продолжить текст про морских жителей