Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе на тему "Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Это воображаемое путешествие в Страну-Океанию орфографических знаний, где дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов. Каждое задание требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.

Тип урока: Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе

Словарь: морская лексика.

Цели:

  • развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
  • развивать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
  • развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, магнитофон, предметные картинки, сигнальные карточки

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент, подготовка к отплытию, набор команд
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь! Каждая команда выбирает своего капитана, название
II. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа
- отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?

Задание классу:

1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

2. Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что означает “голова”.

3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.

4. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле.

5. Про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали”.

Дети отгадывают загадки-задания и записывают в тетради названия каждого овоща:

Помидор

Капуста

Горох

Картофель

Морковь

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задание классу:

- обозначьте в этих словах ударения и подчеркните, буквы, написание, которых надо запомнить.

Проверка выполненного задания:

1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.

2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную “о”.

3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?

Обобщение:

4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

Помидор, капуста, горох, картофель,

морковь

Помидор, картофель

Горох, морковь

Капуста

- В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.

III. на острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными. (На доске остров, его королева. Под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами)
- Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. А освободить их нам поможет только королева, Ударение.

Как вы думаете, почему?

- Давайте, поможем жителям освободиться от злых медуз. В данных сочетаниях слов вы должны убрать медузу и вставить нужную безударную гласную

- Проверить безударную гласную можно ударением.

У доски работают три ученика – капитаны команд.

1-й капитан:

к..менистое дно

к..лючий ерш

м..л..дая чайка

2-й капитан:

п..тнистый осьминог

п..л..сатый краб

ск..листый берег

3-й капитан:

м..рской конек

с..леные брызги

к..товая акула

Класс работает в тетрадях с сочетаниями слов, написанных в строчку:

з..л..неют водоросли, в..лнуется море, уд..вительная рыба, вд..леке от острова, пос..лился рак

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проверка выполненного задания:

- Молодцы! Освобожденные вами от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных

Капитаны называют каждое слово в словосочетании и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать.

Задание, предложенное классу, проверяются с помощью сигнальных карточек

IV. На острове Парных согласных по глухости-звонкости
- Наше плавание продолжается. На острове Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков еще не проснулись.

- Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся.

- А правит этим островом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н]

- Кто догадался, почему?

- Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове.

- А задание для вас такое: я буду читать предложения, а вы найдете в них слова с парными согласными и напишете в тетрадь.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.

- Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными?

- Какие слова вы написали?

Проверка проводится комментировано

Дети произносят звуки:

[д] – [т]

[д`] – [т`] …

Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки

Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости.

Легко, рыбки, селедка, вылез, краб, соседка

V. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти
- Смотрите вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется. Кто догадался, как называется остров?

- Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

- Остров Непроизносимых согласных

Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове.

VI. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти
- А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа.

На доске:

Дуют ветры ярос ? ные,

Гонят лодки парус ? ные

(В. Маяковский)

- В каком слове пропущена буква?

- Почему?

Яростные

Парусные

После доказательства дети записывают предложение по памяти

VII. Остров пиратов. Самостоятельная работа
- Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает?

- Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложения:

Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов

- Это же пираты!

Дети пишут предложения в тетрадях под диктовку учителя

Самопроверка

VIII. Подведение итога урока
- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова? Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила
IX. Домашнее задание  
- по данному началу продолжить текст про морских жителей