Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.
Плутарх.
Неважно, когда сказаны эти слова, важно, что сказаны они для тех, кто выбрал профессию педагога- воспитателя.
Школьный учитель выступает в основном в двух ролях - преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.
Любое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных идеалов. Учитель остается один на один с чудовищами XXI века: развратом, культом разрушительной силы, агрессией. В этих условиях классный руководитель должен проявить свои знания и мудрость, найти ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, привить навыки борьбы со злом, развить способность к самоопределению. Воспитывая детей, мы должны обращать их помыслы и поступки к вечным человеческим ценностям: любовь, семья, дети, дружба, добро, интересная работа. Вот основные приоритеты в моей работе с детьми.
Труд доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова “Педагогика общей заботы” стала той педагогической теорией, которая дала в руки классного “инструменты” для реализации педагогических задач.
Методика коллективных творческих дел И.П.Иванова давно и успешно применяется в воспитательной работе нашей школы.
Её основные принципы:
- заботливое отношение друг к другу;
- совместная деятельность детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем);
- целесообразность (все делаем с пользой);
- творческое отношение к делу;
- моделирование (создание условий для смены позиций и ролей);
- “мажор” (положительный эмоциональный настрой).
Для успешной их реализации необходимо создать психологические и социально – педагогические условия, благоприятствующие развитию ребенка, самоопределению его в социуме.
Каждый ребенок – бесценен, его становление как личности невозможно вне коллективной деятельности. Поэтому цель воспитательной работы классного руководителя как раз и состоит в создании условий для гармоничного развития личности, ее самосовершенствования, чтобы воспитать свободного, талантливого, жизнелюбивого человека.
Как классный руководитель я ставлю перед собой задачи:
- Формировать дружный коллектив, в котором происходит всестороннее развитие личности.
- Создавать ситуацию успеха и самореализации каждого ученика.
- Развивать креативные (творческие) способности в разнообразных видах деятельности.
Воспитательная система класса состоит из нескольких компонентов:
Индивидуально-групповой:
- общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы. В нее входит: классный руководитель, дети, родители, школьный психолог и учителя-предметники этого класса.
Ценностно – ориентационный:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности класса;
- принципы построения воспитательной системы.
Пространственно – временной:
- связь класса с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве школы;
- этап становления и развития воспитательной системы.
Диагностико – аналитический:
- критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность учащихся, защищенность, комфортность учащихся в классе, удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива);
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- критерии оценки деятельности.
Эмерсон, американский мыслитель XIX века, говорил, что секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Свои взаимоотношения с учащимися я стараюсь строить по этому высказыванию:
- быть рядом с детьми и чуть-чуть впереди;
- уважать личность ученика, его интересы и чувства;
- хвалить ребенка прилюдно, а порицать наедине.
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основные формы воспитательной работы:
- групповая работа;
- коллективные творческие дела;
- классные часы;
- походы, экскурсии.
Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.
Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей и школьного психолога, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: “Урок вежливости”, “Мой класс”, “Этапы нашего развития”, “Свобода и ответственность”, которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.
Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности, которая помогает определить вектор дальнейшего развития
Коллективное творческое дело – это совокупность приемов, действий, основанных на игре. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы партнерства, дружбы, товарищества, усваиваются социальные роли, формируются нравственные ценности.
Ежегодно наш класс участвует в нескольких ключевых КТД: “От Калининграда до Камчатки”, “С точностью до мили, микро, нано…”, “В здоровом теле - здоровый дух”, “Пушкинский салон”, “Россия на рубеже веков”, “Здоровый человек - здоровая нация”.
В ходе КТД проходят творческие выставки, интеллектуальные игры, КВН, конференции, публичные чтения, защита творческих проектов. Наш класс принимает самое активное участие в школьных делах, каждый ребенок может выступить в нескольких ролях: организатора, исполнителя (участника) и аналитика.
Современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития (не иллюзорно-фантастического, а вполне реалистического, но эмоционально значимого, что крайне непросто).
Свою деятельность как классный руководитель я строю следующим образом:
Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности учащихся:
Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают психологи школы с помощью специальных методик (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).
Данные психологической диагностики с 5-го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе.