Цель: помощь учащимся в преодолении предэкзаменационного стресса.
Задачи:
1. Помощь учащимся определить свой личностный потенциал, который может помочь при сдаче экзаменов.
2. Провести репетицию экзаменационного ответа на основе позитивного личностного эталона.
3. Обратить внимание учащихся на необходимость заботы о своем здоровье в период экзаменов.
4. Научить приемам АТ, позволяющим снять психоэмоциональное напряжение.
Оформление.
На доске высказывания:
"Хорошая подготовка – это половина
победы”.
Сервантес
“Лучший способ развить в себе любое
качество – предположить,
Что вы им уже обладаете и действовать
соответственно”.
Черчилль
“Если бы мы сделали всё, на что
способны, мы бы сами себе gоразились”.
Томас
Эдисон
Необходимые материалы: ватман, маркеры, “ экзаменационные билеты”, бланки с контурным изображением человека, плакат с контурным изображением человека, магнитофон, кассета с записью “ космической” музыки, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, песочные часы..
Предварительно проводится задание для упражнения “ Ассоциации” с целью актуализации представлений об экзаменах. Каждый учащийся записывает на листочках свои ассоциации на слово “ экзамен”. ( анонимно).
Ход занятия:
- Деление уч-ся на три группы по цвету выбранного кружка.
- “Ассоциации”.
- Психотехническое упражнение “ Радуга ”.
- “Суперученик”.
Каждая группа получает задание составить портрет “ суперученика ”, который сдаст любой экзамен. Сделать это надо с соблюдением двух условий: 1) каждое качество должно принадлежать кому-нибудь из членов группы. 2) у каждого участника нужно заимствовать хотя бы одно качество. Портреты “суперученика” обсуждаются. Обобщение: экзаменационные черточки класса вывешиваются на доску. “ Экзамен ”.
Ведущий обобщает ассоциации делая вывод о том, что экзамен- это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил.
Проводится психологом школы.
Каждая группа вытаскивает экзаменационный билет № 13. Группа готовит коллективный ответ, соответствующий уровню ответа “ суперученика ”.
Билет №13.
Расскажите об особенностях жанра “Современный детский роман”: сюжет, приемы, герои.Билет №13.
Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.Билет №13.
Докажите теорему о равнобедренном кругеБилет №13.
Расскажите об обычаях и языке племени Тумба-Юмба.Билет №13.
Осветите вопрос о феминистических воззрениях Бабы Яги.Билет №13.
Перечислите основные способы добывания философского камня на Ленских столбах.Билет №13
Найдите место в биологической классификации живому существу, известному в народе как Змей Горыныч.Билет №13.
Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба-Юмба, живущего в лесах Центральной Африки.Результаты работы представляются классу. По окончанию игры ведущий задает ряд вопросов:
Что помогало и что мешало при подготовке ответа?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что для вас значит билет № 13?
Какие чувства возникли во время игры?
Что было самым важным?6. “Экзамен и здоровье”
Каждая группа получает контурный рисунок человека и задание. Цветными карандашами отметить на рис. “зоны экзаменационного риска” для здоровья. На плакате составляется обобщенный вариант. Затем обсуждение: как помочь заштрихованным частям организма во время экзамена.
7. “ Найди свою звезду”.
Цель: возможность расслабиться,
набраться оптимизма и уверенности в себе.
Упражнение проводится под “космическую
музыку”.
Психолог читает текст:
Сядьте свободно и закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды
большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних
это одна или несколько звёзд, для других -
бесчисленное множество ярких светящихся точек,
то удаляющихся, то приближающихся на расстояние
вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды
и выберите самую прекрасную звезду. Быть может
она похожа на вашу мечту детства, а может быть,
она вам напомнила о минутах радости, счастья,
удачи, вдохновения?
Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте
до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы
обязательно достанете свою звезду. Снимите её с
неба и бережно положите перед собой, рассмотрите
поближе и постарайтесь запомнить, как она
выглядит, какой свет излучает.
А теперь проведите ладонями по коленям вниз к
ступням ног и сладко потянитесь, откройте глаза,
возьмите лист бумаги, карандаш и нарисуйте свою
звезду. Вырежьте и прикрепите на наше звёздное
небо. И теперь звезды будут светить вам каждый
день, излучая добро, дружбу, поддержку и
взаимопомощь. Они поведут вас дорогой знаний и
будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по
жизни.
В конце упражнения ребята рисуют, вырезают и приклеивают свои звезды на лист ватмана, моделируя звездное небо.
8. Заключительный этап
Проводится обсуждение по вопросам:
В какое время дня лучше готовиться к
экзамену?
В какой обстановке следует готовиться к
экзамену?
Что может помочь при подготовке к экзамену?
За сколько дней надо начать подготовку к
экзамену?
В конце классного часа учащимся раздаются
памятки “Правила подготовки к экзамену”
Правила подготовки к экзамену
Готовиться к экзамену нужно постепенно. Для этого за несколько месяцев нужно подобрать материал для подготовки к ответу на каждый экзаменационный вопрос и составить план,: в какой день сколько вопросов нужно выучить. Этот план обязательно нужно записать и следить за его выполнением. За соблюдение плана можно себя чем-нибудь побаловать.
При подготовке каждого ответа нужно составить себе примерный план, выделив основные смысловые фрагменты. Учить желательно днем, а повторять – перед сном и утром: информация переходит в память на длительное хранение в то время, когда человек спит. Хорошо, если есть возможность повторить вслух, например, рассказать выученное родителям. Или, по крайней мере, пересказать самому себе, не подглядывая в учебник. Это заметно улучшит качество запоминания.
В период подготовки к экзаменам важно хорошо питаться и высыпаться, иначе можно заработать множество трудно излечимых заболеваний.
И последнее. Говорят, что легче запомнить материал за тем рабочим столом, на котором есть желтые и фиолетовые предметы, Попробуйте.
Литература:
1.О. Н. Истратова, Т.В. Эксакуто
Справочник психолога средней школы Ростов-на-Дону, “ Феникс”, 2003г.
2. А.В.Микляева, П.В. Румянцева.
Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.
СПб., “Речь”, 2004 г.
3. Н Стебенева, Н.Королева.
Программа психолого-пед. мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ.
Газета “Школьный психолог”,2003.