Урок-экскурсия "Музей оптических приборов"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • познакомить с устройством, назначением и применением оптических приборов в жизни человека;

  • рассмотреть применение законов геометрической оптики в линзе, очках, фотоаппарате, бинокле, микроскопе, телескопе, зрительных трубах;

  • рассказать о недостатках зрения, о способах его коррекции;

  • продолжить формирование навыка выступления перед аудиторией с монологической речью;

  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой при планировании работы и написании сценария;

  • продолжить развитие коммуникативности в ролевом взаимодействии (на этапе выдвижения идей, их обсуждения, при проведении экспериментальных исследований, и обработке результатов);

  • способствовать расширению кругозора, развитию познавательного интереса к физике, демонстрируя её связь с жизнью.

Приборы к уроку:

  • линза, лупа;

  • модель человеческого глаза;

  • очки (пенсне, монокль);

  • фотоаппарат;

  • микроскоп;

  • труба зрительная;

  • бинокли (полевой, театральный);

  • телескоп.

Организация такого урока требует много времени, поэтому подготовку необходимо начинать не позже, чем за месяц.

План подготовительных мероприятий:

  1. Выяснить, какие оптические приборы есть в кабинете, а какие могут принести учащиеся.

  2. Подобрать необходимую литературу.

  3. Составить план мероприятия.

  4. Распределить темы выступлений между учащимися.

  5. Провести консультации с учащимися-экскурсоводами (изготовление плакатов “ход лучей в …”, составление текстов выступлений, подготовка к проведению демонстрационных опытов).

  6. Провести генеральную репетицию с определением роли каждого участника мероприятия.

Ход мероприятия

1. Экскурсия по музею.

Учитель: Дорогие гости! Мы рады приветствовать вас во вновь открытом музее оптических приборов. Нашу экскурсию мы начнем с демонстрации линзы – главной составной части многих оптических приборов. Линзы управляют световыми пучками, изменяя направления лучей. Человек научился пользоваться этим их свойством.

Экспонат

Тема выступления

Наглядные
пособия и демонстрации

1. Линзы собирающие и рассеивающие, с разными фокусными расстояниями

1. Основные характеристики линз (фокусное расстояние, оптическая сила, преломление лучей линзами) [1]

2. Лупа [4]

Демонстрация: получение изображения с помощью линзы.

Плакаты: преломление лучей собирающими и рассеивающими линзами, ход лучей в лупе

Задания классу:

  1. Определите, какая линза является собирающей, какая – рассеивающей?

  2. У какой линзы оптическая сила больше?

Учитель: Следующий предмет экспозиции – модель человеческого газа. Глаз часто называют живым фотоаппаратом, т. к. оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата, но она значительно сложнее.

2. Модель человеческого глаза

3. Строение глаза (назначение хрусталика, сетчатки и зрачка) [1]

4. Слепое пятно нашего глаза [2]

Модель человеческого глаза

 

3. Очки. Монокль.
Пенсне

5. Недостатки зрения и их исправление с помощью очков [1]

6. Берегите зрение (правила правильного письма и чтения)

7. Как видят близорукие люди? [2]

Плакат: получение изображения близоруким и дальнозорким глазом

Приложение
№1

8. Зрительные иллюзии:

иррадиация – иллюзия, в силу которой черные предметы кажутся нашему глазу меньше белых  ,

астигматизм – глаз по различным направлениям неодинаково преломляет лучи [2]

Плакаты, демонстрирующие зрительные иллюзии [5]

Рисунок 1. Какое растояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или нижней пары?

Рисунок 2. Какая из горизантальных линий длиннее?

Рисунок 3. Является ли окружностью замкнутая кривая?

Рисунок 4. Параллельны ли горизонтальные линии?

Рисунок 5. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми. Почему?

Рисунок 6. Смотрите на эту надпись одним глазом. Одна из букв представляется вам более черной, нежели остальные.переверните плакат, снова посмотрите на надпись одним глазом. Объясните наблюдаемое явление.

Задания классу:

  1. Объясните термины: иррадиация и астигматизм.

  2. Почему, если смотреть на эту надпись одним глазом, то одна из букв нам представится более черной, нежели другие? <Рисунок 6>.

Учитель: Знаменитый офтальмолог Гельмгольц выразился по поводу этих недостатков человеческого глаза так: “Если бы какой-нибудь оптик вздумал продать мне инструмент, обладающий такими недостатками, я счел бы себя вправе самым резким образом выразиться о небрежности его работы и возвратить ему его прибор с протестом”. Мастера по изготовлению оптических приборов научились устранять эти недостатки.

А теперь посетим уголок фотолюбителя.

4. Фотоаппарат

/td> Приложение 3

9. Устройство фотоаппарата (назначение объектива, диафрагмы, фотопленки) [1] [4]

Плакат: ход лучей в фотоаппарате

Обсуждаем вопросы:

  1. Объясните, почему глаз часто сравнивают с фотоаппаратом (проведите сравнение и результаты оформите в виде таблицы).

  2. Почему близорукие люди, рассматривая предмет, щурят глаза?

Учитель: Микроскоп открыл человеку новый мир, далеко раздвинув границы нашего естественного зрения.

Не меньше нежели в пучине тяжкий кит
Нас малый червь частей сложеньем давит
Коль много микроскоп нам тайностей открыл
Невидимых частиц и тонких в теле жил! –

писал М.В.Ломоносов в “Письме о пользе стекла”.

5. Микроскоп

10. Почему увеличивает микроскоп? [2] [4]

Ход лучей в микроскопе.

Демонстрация биологической клетки через микроскоп

6. Зрительная труба (приложение
№ 2
)

11. Сравнительная характеристика трубы Кеплера и трубы Галилея [4]

Плакаты “Ход лучей в трубе Кеплера”,
“Ход лучей в трубе Галилея”.
Демонстрация мелкого текста через зрительную трубу, бинокли

7. Бинокли полевой и театральный

12. Устройство бинокля
[4]

Плакат “Ход лучей в бинокле”

8. Телескоп-рефрактор

13. Назначение и устройство телескопа [6]

Плакат “Ход лучей в рефракторе”

Задание классу: какие зрительные трубы используются в театральном бинокле (Галилея), в полевом бинокле (Кеплера)?

Учитель: перечислите оптические приборы, в которых используется свойство линз преломлять лучи.

II. Викторина для экскурсантов (фронтальная беседа) [2] [3]

  1. Почему в тонкостенном стакане с водой ложечка кажется увеличенной?

  2. Можно ли с помощью льда получить огонь?

  3. Очки имеют оптическую силу 1,5 дптр. Какие линзы в этих очках? Какой дефект зрения они исправляют?

  4. Близорукий глаз может различать более мелкие детали, чем нормальный глаз? Почему?

  5. Можно ли устроить фотоаппарат без объектива? [2]

  6. В очках или без очков должны смотреть в микроскоп люди, имеющие дефект зрения?

  7. Можно ли днем в телескоп увидеть яркие звезды?

III. Посетители нашего музея пишут отзывы о выступлениях, по которым выбирается лучший экскурсовод.

IV. Оценивание.

Экскурсоводы получают оценки за выступления (они готовили демонстрации, чертили плакаты, выступали с сообщениями), остальные участники урока получат оценки по результатам работы в тетради и за ответы на вопросы.