- Анализ документации по организации и планированию работы МО (функциональные обязанности работников МО, положение о МО, планы работы МО). Изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МОРФ (региона, города): из п.9.2.
- Содержанием деятельности МО в течении трёх лет являлось содействие созданию благоприятных условий для непрерывного образования участников МО, повышения их профессионального мастерства, обогащение и развитие творческого потенциала каждого педагога. Соответственно основными функциями МО стало следующее:
- оказание практической и интеллектуальной помощи педагогам;
- поддержка педагогических инициативы инновационных процессов;
- оценка состояния происходящих процессов, явлений и опыта;
- налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей деятельности МО.
Основными направлениями деятельности МО (за последние три года) были:
- совершенствование и обогащение знаний педагогов (имеются ввиду знания, различные по содержанию: предметные, частно-методические, дидактические, воспитательные, психологические, общекультурные);
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
- развитие современного стиля педагогического мышления учителя (таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Целями и задачами деятельности МО анализируемого периода являлись:
2003-2004 учебный год | 2004-2005 учебный год | 2005-2006 учебный год | |
цели | |||
задачи |
Различные по содержанию, а чаще по названию, цели и задачи деятельности МО всегда оставались одинаковыми по своей сущности, уровню, характеру и были ориентированы на профессиональные запросы, потребности, интересы участников МО и коллектива учителей школы в целом. Поскольку любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала, все усилия участников МО направлены на активное воплощение принципа: профессионализм педагога – источник развития современного образования.
Вся деятельность МО (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная и др.) осуществлялась в рамках работы над единой методической темой “………………………….”, которая содержательно связана с научно-методической темой школы “………………………”, имеет точки соприкосновения с темой ГМО и с городской методической темой “Государственно-общественные формы управления. Управление качеством образования. Создание условий для воспитания системы ценностей демократического общества” и нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей наряду с персональной темой по самообразованию. Организация работы над индивидуальными методическими темами и единой методической темой являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности обучения.
В папке индивидуальных профессиональных достижений учителей предусмотрен раздел “Материалы по теме самообразования”, который являет собой методический арсенал собственной программы самосовершенствования, а значит и обновления образовательного процесса. Карту самообразования учителей можно представить следующим образом:
Ф.И.О. учителя | Индивидуальные методические темы | Форма, способ изучения, исследование, реализация | Характер, способ и место защиты и предъявления |
Пример Изучение….в теории и на практике и использование на уроке |
Школьные пед. чтения Городские пед. чтения НПК Фестиваль И.т.п |
Систематическое повышение профессионального уровня является важнейшим условием успешной работы каждого педагога.
Исходя из содержания информации, представленной в данной карте, можно сделать Карту учета и анализа обобщения и распространения передового и педагогического опыта участников МО
Учебный год | Педагогические чтения “Обновление содержания, форм, методов и технологий обучения и воспитания” | Региональные конференции на базе филиала ИГПУ “Проблемы высшего и среднего образования” | Фестиваль педагогических идей Открытый урок” (изд. дом “Первое сентября”) | ||
Школьный уровень | Городской уровень | Областной уровень | |||
2003-2004 | Ф.и.о., тема, рекомендации | См. сертификаты | |||
2004-2005 | |||||
2005-2006 |
Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию, обобщению и распространению передового педагогического опыта по проблемам обновления форм методов и технологий обучения и воспитания свидетельствует о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров.
Повышению педагогического мастерства способствуют:
- школьные теоретические и практические семинары (перечислить из плана темы семинаров последних трех лет)
Учебный год | Тема семинара | Уровень участия |
- системная работа педагогов в городских методических объединениях, творческих группах, лабораториях и др. (деятельность и результат).
- участие в межведомственных программах в рамках проекта “Пайдейяполис-21 век” (указать участие учителей)
- участие в городском проектном семинаре “Усть-Илимск - город здорового образа жизни” (деятельность и результат)
- и другое (выставки, конкурсы, фестивали)
Все участники МО регулярно проходят курсовую подготовку, что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса: систематическая корректировка и своевременное обновление учебно-воспитательного процесса, введение новых предметов, совершенствование методов и форм обучения, освоение образовательных технологий.
Учебный год | Ф.И.О. учителя | Тема курсовой подготовки | Наличие удостоверения, сертификата, кем выдано и когда |
2001-2002 | |||
2002-2003 | |||
2003-2004 | |||
2004-2005 | |||
2005-2006 |
Полученные через курсовую подготовку знания и опыт умело адаптируют к практической деятельности, что находит выражение на открытых уроках в рамках семинара “Школа-школе”.
Учебный год | Тема семинара | Тема открытого урока | Ф.И.О. учителя, показавшего урок | Оценка открытого урока коллегами(отзыв) |
Итак, открытый урок – это еще одна форма повышения педагогического (методического) мастерства и возможность демонстрации опыта и мастерства педагогов.
Часто открытый урок является элементом “ключевых дел” школы, проведения марафона учебных предметов (в преддверии школьных олимпиад), проведения тематического месячника, организации практики студентов ВУЗов города, конкурса профессионального мастерства начинающих педагогов, наставничеством.
Учебный год | Тема открытого урока | Кем дан? | В рамках какого мероприятия |
Запланированный по содержанию урок к тому или иному мероприятию, подчиненный определенной цели и соответствию форм и методов имеет наибольший эффект обмена опытом в профессиональной среде.
Заслуживает внимания то, что все участники МО на достаточном уровне владеют одной и более образовательными технологиями:
Наименование технологии | Базовые положения технологии | Ф.И.О. учителя, использующего данную технологию |
Культуровоспитывающая |
(самоанализ по использованию технологий в образовательном процессе по вопросам:
- почему выбрали именно эти технологии (для чего)
- использование по ступеням (преемственность через что)
- зависит ли результативность деятельности от использования технологий)
Эффективность деятельности МО обусловлена и выбором форм методической работы
№ п/п Формы методической работы “ЗШ” № 4, 2003 и п.9 “Мониторинг”
И наличием научно-методической литературы
Ф.И.О. Научно-методические журналы и газеты Научно-методическая литература( пакет публикаций, статей и др.)
Динамика педагогических инициатив подтверждает, что миссия МО по отношению к педагогам – в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей
Уровень инициатив | Наименование инициатив | Кому принадлежит инициатива |
Индивидуальные педагогические инициативы | Авторская программа Авторская разработка Элективный курс Клуб |
|
Коллективные педагогические инициативы | “Школа на колёсах” Методические разработки |
Отметить педагогическую культуру участников МО, профессиональные компетенции
Приоритетным направлением в организации методической работы является деятельность, стимулирующая передачу педагогического мастерства более опытных коллег менее опытным молодым учителем
Ф.И.О. молодого учителя | Сведения об учителе(какое учебное заведение закончил, когда принят на работу и по какой должности) | Учебная нагрузка | Ф.И.О. наставника | Формы работы с молодым учителем(см. план работы с молодым учителем) |
5 класс -? ч. 8 класс итого: |
Вывод:
Отметьте собственную деятельность участников МО, как способность к социальной адаптации
№ п/п Виды деятельности Содержание деятельности (кратко)
Покажите степень участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса
№ п/п Степень участия Содержание / результат Проведение внеурочной учебной работы Подготовка материалов к открытому уроку, олимпиадам
Оформление кабинетов, подготовка к смотру кабинетов
Совместные дела МО и всех субъектов микрорайона в соответствии с концептуальными идеями программы развития школы
№ п/п Совместные дела Содержание / результат
Движение самовыражения педагогов представлено в целом в “Листе карьеры учителя”,что свидетельствует об индивидуальных особенностях участников МО, уровне их профессиональной подготовки, а также позволяет определить путь индивидуального профессионального развития учителя. Однако это не означает, что должна быть обязательно спланирована определенная работа, мы исходим из реальных потребностей и возможностей учителя
Диагностика педагогических затруднений
№ п/п Проблемы Пути их решения
(анализ есть в папке МО)
Вывод: что это дает? Чему способствует?
Движущим и определяющим фактором деятельности является мотив. Мотивация учителей связана с удовлетворением их потребностей. Известно, что потребность стимулирует работника до тех пор, пока она не удовлетворена. Создание стимулирующих мероприятий преследует разные цели: от признания и самовыражения до получения вознаграждения разного уровня (перечислить).
Положительная мотивация учителей объясняется осознанием ими позитивного влияния на результаты собственной деятельности и результаты уровня успешности обучения.
Наименование учебного предмета | Класс | Успеваемость/ качество | Уровень сформированности учебных навыков по предмету |
Мониторинг результатов интересов, склонностей, мотивов к продолжению образования выпускников в аспекте предмета
Учебный год | Количество учащихся, поступивших | ||||||||
В 10 класс профильной направленности | В средние спец. учебные заведения | В профес- сиональные технические училища | В вузы | ||||||
гуманитарный | экономический | педагогический | общ | ест | |||||
2003-2004 | 9 класс 11 класс |
||||||||
2004-2005 | 9 класс 11 класс |
||||||||
2005-2006 | 9 класс 11 класс |
Выводы:
Развитие интеллектуальной творческой личности школьника является основным направлением в деятельности каждого участника МО
2003-2004 учебный год | 2004-2005 учебный год | 2005-2006 учебный год | |
1. Олимпиады: городские: - традиционного обучения - развивающего обучения областные региональные российские вузовские |
|||
2. Конкурсы “Кенгуру” (международный) “Русский медвежонок” (всероссийский) |
|||
3. Научно-практические конференции: “Шаг в будущее, Юниор!) “За страницами твоего учебника” “Живи, Земля” (экологическая конференция) “Давайте, люди, никогда об этом не забудем” и др. |
|||
Достижения учащихся в других видах деятельности по предмету: |
Выводы:
Однако, несмотря на положительные стороны, существуют некоторые проблемы в деятельности МО
1.
2.
Но перспективы их решения есть:
1.
2.
Исходя из анализируемой информации можно сделать вывод: методическая работа осуществляется на должном уровне в соответствии….. и органично соединяется с повседневной практикой педагогов…., обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации системы повышения квалификации учителя,………………….