Цели и задачи:
1. Расширить знания детей о космосе.
2. Эстетическое восприятие красоты космического пространства, углубление представления о возможности цвета.
3. Совершенствование графических навыков, их применение для создания художественных образов.
4. Продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
5. Формирование пространственного мышления учащихся.
6. Дать представление о телах вращения и правильных многогранниках.
7. Показать взаимосвязь геометрии с окружающим миром.
8. Формирование интереса детей к учебным предметам.
Оформление класса: стенд: «Космические дали», выставка рисунков: «В космос», необходимые таблицы и портреты, выставка книг о космосе, звезды.
Оборудование: магнитофон, слайдоскоп, портреты (Пифагор, Циолковский, Леонардо да Винчи, Кеплер). Набор геометрических тел (правильные многогранники, тела вращения), иллюстрации- ракеты, космос, Солнечная система. Таблица «Солнечная система», раздаточный материал (пентаграмма, таблица «Геометрические тела», таблица «Правильные многогранники»).
Детям иметь: альбомный лист, краски - акварель, тетрадь по геометрии, ручку, карандаш, линейку, резинку.
Литература: учебник «Геометрия -7-9» Атанасян Л.С.; сборник для учителя «Зовут космические дали».
Форма урока: комбинированный урок, урок-игра (путешествие)
План урока:
- Организационный момент – в классе звучит музыка, создана атмосфера космоса (слайдоскоп). Приветствие, посадка детей. Сообщение темы и целей урока.
- Основная часть – объяснение материала, практическая работа детей.
- Итоги урока – выставка работ детей.
- Домашнее задание
Ход урока:
Уч. ИЗО -Здравствуйте.
Уч.Геом. -Здравствуйте, садитесь.
Уч. ИЗО -Сегодня мы для вас проведем два необычных урока по теме:
«ПОЛЕТ НА РАКЕТЕ ПО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ», где будет сочетаться геометрия и изобразительное творчество.
Девиз урока:
«Разнообразия формы и цвета
Нам подарила родная планета,
Уч.Геом - А геометрия – это
Наука о форме предмета»
(проверка готовности к уроку)
Уч. ИЗО -В этом путешествии вы познакомитесь с историей космоса.
Для удачи в нашем путешествии каждому выдается талисман – ПЕНТОГРАММА.
Уч.Геом. -Она была актуальна в Пифагорейской школе, основатель Пифагор. Пентаграмма или пифагорейская звезда обладает замечательным математическим свойством. Она содержит все пропорции: арифметическую, геометрическую и гармоническую и так называемую «золотую». Это символ здоровья, в средние века считалось, что пентаграмма «предохраняет» от «нечистой силы». (каждому выдать эмблему)
Уч. ИЗО - (учитель читает стих под музыку)
Как рвался к небу человек!
Какие прилагал усилия!
Все снова пробовал он крылья,
Но поражений не избег,
Подняться крылья не смогли,
Природа словно говорила:
«Я создала тебя бескрылым,
Не полетишь ты, сын Земли!»
Не будет никогда забыта история его попыток,
И перечень его побед.
Тиски земного притяженья
Земля должна была разжать.
Великолепного движенья
Оно не в силах задержать,
Срок наступленья.
Победоносно, сбылась древнейшая мечта,
Полетов человека в космос
Отныне эра начата.
Уч.Геом. -Все люди о чем-то мечтают. Иногда их мечты похожи на фантастику и никогда не сбываются. Но жил в России человек, ученый мечтал о том, что человек когда-то полетит в космос. И не только мечтал. Он строил модели межпланетных ракет. Кто этот человек?
(Константин Эдуардович Циолковский, показать фото)
Уч. ИЗО -Циолковский К.Э. придумал многоступенчатые ракеты. Циолковского считают человеком, который открыл людям дорогу в космос. Но человек уже давно задумывался о полете в космос. Леонардо да Винчи сделал чертеж и эскиз первого космического корабля. И уже в наше время появились универсальные корабли, станции и спутники.
(демонстрация рисунков, кораблей)
Уч.Геом. -Какие геометрические тела художники использовали в своих картинах? (сочетать рассказ о фигурах с демонстрацией геометрических тел, у каждого ученика на столах набор «геометрические тела», выдать таблицу №1)
Конус. Конус в переводе с греческого означает «сосновая шишка». Конус – геометрическое тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей. Коническая поверхность – боковая поверхность, круг с границей – основание. Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов. (показать геометрическое тело, модель вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов)
Цилиндр. Цилиндр в переводе с греческого языка – вал, каток. Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными кругами с границами. Цилиндрическая поверхность – боковая поверхность, круги с границами – основания. Цилиндр может быть получен вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. (показать геометрическое тело, модель вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон)
Шар. Геометрическое тело, ограниченное сферой. Сфера - поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки. Шар может быть получен вращением круга вокруг его диагонали. (показать геометрическое тело, модель вращения круга)
Уч. ИЗО -Теперь обратим внимание на выставку работ художников. Изображение ракет.
(Внимание на стенд. Выставка художника Юрия Копейко)
Космос влечет каждого человека, некоторые художники освоили космическую тему. Один из них – это Юрий Копейко. Он сам непосредственно бывал на Байконуре, видел подготовку, тренировки космонавтов, видел с дальних и близких расстояний старты космических ракет. Посмотрим внимательно на его работы:
-Какие цвета художник больше всего использовал для цветового решения своих композиций?
-Какие моменты из жизни космонавтов запечатлены на работах художника?
-Какие чувства вы испытываете при просмотре этих работ?
Уч.Геом. - Обратимся к геометрическим телам, которые у вас на парте. Постройте у себя ракету из геометрических тел.
РАЗМИНКА (ПРОВОДИТ УЧЕНИК, УЧИТЕЛЯ ПОКАЗЫВАЮТ РИСУНКИ)
Сколько звездочек у нас, столько мы присядем раз.
Сколько здесь ракет зеленых, столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.
В невесомости плывем мы под самым потолком.
Корабль качается – раз, два, три!
За партою – пультом тихонько замри!
Уч.Геом. - Итак, ракету выбрали, отправляемся в путешествие по Солнечной системе. (таблица Солнечной системы)
-Сколько планет в Солнечной системе? Какие?
Уч. ИЗО - Мы живем, на какой планете? Солнце, является ли планетой?
Уч.Геом. - А теперь рассмотрим геометрию Солнечной системы по Кеплеру. Математикам известны всего пять правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.
(раздать таблицу №2)
В то время было известно шесть планет. Кеплер предложил, что, поскольку в мире должна существовать полная математическая гармония, пять планетных «сфер» могут располагаться вокруг Солнца т.о., чтобы между ними вписывались правильные многогранника.
(рассмотреть рисунок 6 «космического кубка»- журнал Квант, 1978г. №6; 1986г. №1)
Между самыми далекими сферами Сатурна и Юпитера он поместил куб так, чтобы вершинами он касался сферы Сатурна, а гранями – сферы Юпитера. Между Юпитером и Марсом Кеплер поместил тетраэдр. Вокруг Земли описал правильный додекаэдр. В сферу Земли вложили икосаэдр. Вписанная в него сфера есть сфера Венеры. В сферу Венеры вложили октаэдр. Вписанная в него сфера есть сфера Меркурия. Т.о., по мнению древних, вся Вселенная имела форму додекаэдра.
Уч. ИЗО - Итак, летим по планетам Солнечной системы.
(Детям показывается фильм о Солнечной системе. Планеты)
Фильм: Астрономия «Солнечная система»
Уч. ИЗО - Продолжаем путешествовать по планетам, теперь каждая группа побывает на какой-то планете. А на какой, вы должны угадать, решив кроссворд.
(Учащимся выдается листок с заданием – кроссвордом. Отгадав кроссворд, дети узнают планету)
(На карте солнечной системы отмечаются отгаданные планеты.)
Уч.Геом.- Каждая планета похожа на геометрическое тело. Ответь, на какое?
(еще раз обобщить понятие шар, сфера)
Уч. ИЗО - Возвращаемся на планету Земля. В какой стране вы живете?
В каком городе? На какой улице? В каком доме?
- Вы знаете наш адрес во Вселенной?
Уч.Геом.
Уч. ИЗО - Каждый из вас получает задание: сделать эскиз космического корабля, используя простой карандаш и акварель, при работе с акварелью подберите необходимую цветовую гамму.
(самостоятельная работа учащихся под музыку)
Уч.Геом. - Путешествие на ракете по Солнечной системе подходит к концу.
Итог урока:
Уч. ИЗО - На выставке работ, какого художника вы побывали?
Уч.Геом. - Какие геометрические тела вы сегодня узнали?
Уч. ИЗО-Хотели ли вы связать свою будущую жизнь с космонавтикой?
Уч.Геом. - Что для этого нужно?
Вывод: все предметы необходимы и все они связаны друг с другом.
Дом.задание:
Уч.Геом. - Выучить теорию (табл.)
Уч. ИЗО - Из бумаги сконструировать модель ракеты. По итогам урока и выполнения домашнего задания проводится выставка работ учащихся.
Учащимся выставляются оценки за урок.
Спасибо за работу на уроке.