“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться какуникальная,
неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)
Цель: систематизировать теоретические знания по теме: “Личностно-ориентированное обучение”.
Форма проведения: методический день.
Ход педсовета
1. Первое пленарное заседание педсовета (выступления по проблеме).
а) Выступление зам. директора по УВР.
О ЛОО говорить начали давно и многим всё, о чём мы будем говорить сегодня, покажется далеко не ново. Но, тем не менее, мы всё равно сегодня поднимаем данный вопрос, т. к. наш коллектив пополняется новыми педагогами, которым необходимо приобретать опыт, и учится у опытных учителей. Да и мы приобретаем многое, посещая друг у друга уроки.
Кроме того, современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений.
В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность.
Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъективности обучающихся. Быть субъектом означает быть хозяином своей жизнедеятельности, творцом своей культуры и т. д. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать “не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”.
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:
- Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
- Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
- Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная направленность общего образования.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно противопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получение в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы. (Сравнительный анализ – Приложение 1)
ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения.
Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновационным процессом (в современное время), поскольку требует смены педагогической парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
А в соответствии с принципами педагогической инноватики для данного нововведения необходима организация инновационного процесса (каждым учителем) – а именно проектирование личностно-ориентированной системы обучения учителем, механизма ее введения и освоения на практике.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению.
Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание.
Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной деятельности ученика применяются различные образовательные технологии, предусматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную образовательную траекторию.
Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его ключевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.)
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.
Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.
Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и научиться управлять им.
В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, т.е. включать следующие компоненты:
- аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов);
- когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
- деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач);
- личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
При безусловной значимости каждого из приведенных компонентов необходимо подчеркнуть, что главным среди них является личностный компонент. И в этом существенное отличие от традиционного подхода к образованию, согласно которому приоритетным считается когнитивный компонент.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
ЛОО – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения (учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом) в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.
Но такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.
И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику.
Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств);
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.
Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.
Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.
Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:
- межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);
- направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
- степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество” преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков; сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);
- материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
После проведения семинара, где речь шла о взаимоотношениях субъектов обучения, мы провели небольшое анкетирование, для того, чтобы увидеть картину взаимоотношений у нас между учителями и учащимися. А может быть у нас всё настолько хорошо, что об этом и не стоит говорить, а просто продолжать работать.
Но анкетирование всё же показало, что подумать есть о чём!
Обучение на современном этапе – это целостный процесс, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса – преподавание и учение, призванные “перерасти” в сотворчество; это процесс духовно-нравственных, умственных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных задач, в частности, - создания учителем “авторских произведений”.
“Педагогическая технология” в рамках ЛОО: это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей.
Сегодня мы проводим педсовет – методический день, который предполагает и нашу учёбу на основе обмена опытом. Мы сегодня посетим уроки своих коллег, которые откликнулись на нашу просьбу и покажут, как на своих предметах они решают проблему, о которой мы сегодня ведём речь. Продемонстрируют часть того, что и как они применяют на своих уроках, а именно те методы, которые позволяют создать им на уроке личностно-ориентированную ситуацию.
Б) Выступления учителей, (подготовивших открытый урок по теме педсовета), о применении на уроках нетрадиционных методов, обеспечивающих создание на уроке личностно-ориентированной ситуации, которые они применяют в своей работе.
2. Открытые уроки.
Время | Предмет | Тема | Форма проведения | Класс | Учитель |
9.05 – 9.50 | Математика Литература Чтение |
“Решение задач на нахождение части от
числа” В. Солоухин “Мститель” Г. Куликов “Как я влиял на Севку” |
Урок-проблема Урок-рассуждение Урок-обсуждение |
5Б 7А 3Б |
Самойлова Л.В. Гаврилова П.М. Якименко С.М. |
10.00 – 10.45 | Математика Англ. яз. + Нем. яз. Технология |
Вычитание суммы из слагаемого “Как мы выглядим и как относимся друг к другу” “Изготовление изделий из сортового товара” |
Урок изучения нового материала Урок-беседа Урок-игра |
2А 8А 6Б |
Губайдуллина Н.Ф. Бокова Е.А., Егорова В.М. Владимирцев Ю.В. |
3. Заседания ШМО (самоанализ, анализ посещённых уроков; выпуск бюллетеней)
4. Второе пленарное заседание
а) Открытое обсуждение уроков (выступление экспертов, озвучивание бюллетеней)
б) Принятие решения педсовета.
Образец 1.
Анкета для учащихся
“Уровень диалогичности взаимоотношений учителей и учащихся” (текст анкеты канд. пед. наук СВ. Беловой)
1. Вы считаете ваши отношения с учителями:
а) доброжелательными;
б) нейтральными;
в) конфликтными?
2. Кем для вас является учитель:
а) добрым наставником;
б) человеком, которому главное выдать урок;
в) назойливым назидателен?
3. Бывают ли, на ваш взгляд, учителя несправедливы к вам:
а) нет;
б) иногда;
в) часто?
4. Считаете ли вы, что учителя видят в вас личность:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить?
5. Чтобы вы хотели бы пожелать учителям во взаимоотношениях с учащимися:
а) быть добрее;
б) быть более справедливым;
в) быть требовательнее;
г) что-то другое (допишите сами)?
Образец 2.
“Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)
Вопросы для сравнения | Традиционная система | Личностно-ориентированная система |
Цель | Передача знаний, умений и навыков | Создание условий для реализации личности (развитие “самости”) |
Содержание | Государственные стандарты | Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка |
Формы работы | Фронтальные или Групповые | Индивидуальные и групповые |
Преобладающий метод | Информационный, репродуктивный | Познавательный через самостоятельную деятельность |
Кредо педагога | “Я” над вами | “Я” вместе с вами |
Характерный стиль взаимодействия | Монолог | Диалог |
Позиция ребенка | Пассивная | Активно-инициативная |
Мотивация | Внешне-эпизодическая | Внутренняя и всегда постоянная |
Образец 4.
Уважаемый коллега!
Пожалуйста, оцените значимость обсуждаемой проблемы и результативность работы педсовета:
а) считаю данную проблему не актуальной; время, проведенное на педсовете, потрачено впустую;
б) проблема актуальна, но считаю, что в практической работе принципы гуманной педагогики трудно осуществимы;
в) получил ответы на интересующие меня вопросы, готов к самосовершенствованию;
г) что-то другое.
Литература:
- Журнал “Школьные технологии” №6, 2006
- Журнал “Завуч”, №2, 2006
- Журнал “Завуч”, №1, 1999
- Л. И. Саляхова. “Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки”, 2006.