Цели и задачи:
- Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.
- Продолжать развивать умения анализа исторических источников, развивать логическое мышление учащихся.
- Воспитывать чувства гордости героической историей своей Родины.
Оборудование и материалы: учебник Данилова А. А. , Косулиной Л. Г. “История государства и народов России”, карта “Отечественная война 1812 года, схема “Бородинское сражение”, отрывки из источников: Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По материалам периодической печати.
Ход урока
1) Орг. момент.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром –
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)
Вопросы: Кто из вас, ребята, знает, о каком знаменательном событии говорится в этом стихотворении? Что вы об этом знаете? Как называется эта война?
2) Изучение нового материала.
1. Начало войны.
Слово учителя:
В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись в пределы России. На следующий день в своем рескрипте на имя Председателя Государственного Совета и Комитета Министров Графа Н. И. Салтыкова Александр 1 написал следующие строки: “Граф Николай Иванович! Французские войска вошли в пределы нашей Империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое наблюдение союза. Я для сохранения мира истощил все средства…. …Все старания мои были безуспешны. Император Наполеон в уме своем положил твердо разорить Россию. Предложения самые умеренные остались без ответа. Внезапное нападение открыло явным образом лживость подтверждаемых в недавнем еще времени миролюбивых обещаний. И потому не остается мне иного, как поднять оружие и употребить все врученные мне провидением способы к отражению силы силою. Я надеюсь на усердие МОЕГО народа и храбрость войск МОИХ. Будучи в недрах домов своих угрожаемы, они защитят их с свойственною им твердостью и мужеством… Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной принудило НАС препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве МОЕМ. ”
Вопрос: скажите, каков характер этой войны со стороны Франции, а какой со стороны России?
Задание 1: прочтите отрывок из док-та “ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ЗАПИСОК ГЕНЕРАЛА ПЕЛЕ О РУССКОЙ ВОЙНЕ 1812 г. ” и ответьте на вопрос. (см. Приложение 1)
Вопрос к док-ту: Кто входил в состав французской армии? Чем можно объяснить участие в армии Наполеона представителей многих народов?
Задание 2: рассмотрев карту “Нашествие наполеоновской армии”, расскажите о расположении русской армии в начале войны.
(обсуждение)
Основная часть военных советников считала, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому предполагалось дать генеральное сражение вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Наполеон же двинулся на Москву. Он стремился не допустить соединения русских армий и разбить их уже вблизи границы. Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай-де-Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственно верную тактику – любой ценой сохранить войска.
Задание 3: прочитав док-т “Известия из главной квартиры в местечке Замоше, 23 Июня [/ 5 июля] 1812. ”, скажите, удалось ли русским сорвать планы Наполеона? (см. Приложение 2)
(обсуждение)
2. Отступление русской армии.
В начале августа под Смоленском произошло сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что французам удалось взять город, они потеряли около 20 тыс. солдат. После того как русские войска и мирное население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины.
Вопросы: Почему в начале войны русские войска вынуждены были отступать?- Сравните готовность к войне Франции и России. Как вы думаете, почему русские, отступая, сожгли город?
Задание 4: (по группам) 1 группа (по одному документу каждому ученику): Проанализируйте документы и ответьте на вопросы: По какому принципу происходил набор в русскую армию в начале войны? Из каких подразделений состояла русская армия? Какие слои населения входили в состав земского и временного ополчений? С какими словами обращался император к своему народу для набора в армию и создания ополчения? (см. Приложение 3)
2 группа: прочтите документ “Из рескрипта Ея Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны к Министру уделов Господину Действительному Тайному Советнику Сенатору и Кавалеру Гурьеву за собственноручным Ея Императорского Высочества подписанием, 1812 года Июня 30 [/ 12 июля] последовавший. ” и ответьте на вопросы: Пытались ли оказывать своему народу личную помощь в изгнании французов члены императорского двора? Если да, то какую? (см. Приложение 4)
(обсуждение работы в 1 и 2 группе)
3. Бородинское сражение.
К этому времени главнокомандующим русской армией был назначен чрезвычайно популярный генерал в то время, крупный полководец, Михаил Илларионович Кутузов
Задание 5: пользуясь схемой в учебнике на стр. 29, объясните, почему М. И. Кутузов выбрал место сражения именно Бородинское поле?
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова
от 23 августа (4 сентября) 1812. … из главной квартиры при селе Бородине, от 23 сего Августа доносит ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ следующее: Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине в 12 верстах впереди Можайска, одна из наилучших, какую только на плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить посредством искусства. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, в таком случае имею я большую надежду к победе, но ежели он найдя мою позицию крепкою, маневрировать будет по дорогам, ведущим к Москве; тогда должен буду идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся. Касательно неприятеля приметно уже несколько дней, что он стал чрезвычайно осторожен.....
Вопрос к док-ту: Почему левый фланг Кутузов назвал слабым местом позиции?
Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в 5. 30. утра.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой. (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)
Совместное обсуждение источников.
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 25 августа (6 сентября) 1812.
…Неприятель предпринял направление в важных силах на левый наш фланг, находящийся под командою Князя Багратиона. Видев стремление неприятеля главнейшими силами на сей пункт, дабы сделать таковой надежнее, признал я за нужное, загнуть оный укрепленным прежде сего возвышением. С 2 часов пополудни и даже в ночи сражение происходило весьма жаркое; и войска в сей день оказали ту твердость, какую заметил я с самого приезда моего к армиям. Вторая же кирасирская дивизия должна будучи даже в темноте сделать последнюю из своих атак, особенно отличилась, и вообще все войска не только не уступили не одного шага неприятелю, но везде поражали его с уроном с его стороны…
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 27 августа (8 сентября) 1812.
… Сражение было общее, и продолжалось до самой ночи: потеря с обеих сторон велика; урон неприятельский, судя по упорным атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма нашу превосходить. Войска ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА сражались с неимоверною храбростью: батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами… ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, в воздаяние знаменитых заслуг Генерала от Инфантерии, Князя Голенищева-Кутузова, Всемилостивейше произвел его в Генерал-Фельдмаршалы, и пожаловал ему 100. 000 рублей; всем же войскам, бывшим в сем достопамятном сражении, по 5 рублей на человека.
Вопросы к док -там: Чьей победой закончилось Бородинское сражение? Как император Александр 1 отблагодарил Кутузова и все войско за эту победу?
Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил. (М. Ю. Лермонтов “Бородино”)
Потери обеих армий на Бородинском поле были велики, как никогда, - около 60 тыс. французов и их союзников и 44 тыс. русских.
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 4 (16) сентября 1812.
… После сражения того армия была весьма ослаблена… не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностью принять неприятеля. Войски, с которыми надеялись мы соединиться, не могли еще прийти; неприятель же пустил две новые колонны – одну по Боровской, а другую по Звенигородской дорогам, стараясь действовать на тыл мой от Москвы, а потому не мог я никак отважиться на баталию, которой невыгоды имели бы последствием не только разрушение армии, но и кровопролитнейшую гибель и превращение в пепел самой Москвы. В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того с армиею делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние прикрывать пособия, в обильнейших наших Губерниях заготовляемые. Всякое другое направление пресекло бы мне оные равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова. Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию. Теперь в недальнем расстоянии от Москвы собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества.
Вопрос к документу: Почему Кутузов настоял на том, чтобы оставить Москву, столицу государства, неприятелю и вывести войска?
Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламенем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались
Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Как грохот грома удаленна,
Несется горестна молва:
“Среди развалин погребена
Покрылась пепелом Москва!
Дымятся теремы, святыни;
До облак взорваны твердыни,
Ниспадши грудами, лежат,
И кровью обагрились реки.
Погиб, увы! погиб навеки
Первопрестольный россов град!”
Капнист В. В. “Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня”
Из воспоминаний А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.
…К вечеру густой дым поднялся из середины города: он скоро распространился и соединился с другими облаками дыма, от которых потемнело небо и которые скрыли от наших взоров Москву с ее тысячами церквей. Пламя с трудом прорывалось сквозь это темное облако: наконец показался огонь и явил нам Москву, пылавшую на всем пространстве. Это пламенное море производило ужасный треск и далеко освещало отчаяние опечаленных жителей и отступление нашей армии. Огонь, однако, успокоил наши опасения. Французская армия вступала в ад и не могла пользоваться средствами Москвы. Мысль эта утешала нас, и ночь, освещенная гибелью нашей столицы, сделалась роковой скорее для Наполеона, нежели для России. Приближалась зима. Голод и недостаток всех предметов обмундирования и артиллерийских запасов увеличивались. Сообщения были прерваны различными партиями, которые всюду стерегли транспорты и разбивали обозы. Раненые покидались; начали обнаруживаться различные заболевания. Упадок дисциплины возрастал вследствие необходимости каждому заботиться о своем продовольствии. Упадок духа, опасения и ропот овладели, наконец, этой армией, привыкшей к быстрым успехам и богатству средств Германии и Италии….
Вопрос: Какие последствия вызвал пожар для французской армии?
4. Рассказ учителя о Тарутинском маневре.
Французы потеряли противника из виду, что совершенно обескуражило Наполеона: он начал всерьез сомневаться в успехе своего похода в Россию.
Задание 6: (работа индивидуально) Прочтите воспоминания Бенкендорфа и донесение Кутузова и скажите, в каком состоянии находились французские войска после того, как Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к калужским базам продовольствия и оружия? (см. Приложение 4)
Задание 7: Познакомьтесь с воспоминанием Бенкендорфа и ответьте на вопрос.
Вопросы к документу: О чем говорит этот случай? Ставили ли в этот период крепостные крестьяне России свои личные проблемы выше государственных?
5. Партизанская война.
Выступление учащегося : “Герой партизанской войны - Денис Давыдов”
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!. . То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!. .
Из воспоминаний Д. В. Давыдова “О партизанской войне”.
Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее честь и существование; но не знают еще они всех слоев лавы, покоящихся на дне ее. Один из сих слоев состоит, без сомнения, из полудиких и воинственных народов, населяющих всю часть империи, лежащую между Днепра, Дона, Кубани, Терека и верховьев Урала, и коих поголовное ополчение может выставить в поле сто, полтораста, двести тысяч природных наездников. Единое мановение царя нашего — и застонут поля неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо подвижной конницы, предводимой просвещенными чиновниками регулярной армии! Не разрушится ли, не развеется ли, не снесется ли прахом с лица земли все, что ни повстречается, живого и неживого, на широком пути урагана, направленного в тыл неприятельской армии, запятой в то же время борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире по своей храбрости, дисциплине и устройству? Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь подымется!
Вопрос к документу: О какой лаве говорит Давыдов?
6. Гибель “великой армии”
Воспоминания А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.
Наконец, небо, казалось, взяло на себя месть за Россию. Поднялся ужасный ветер и принес 25-градусный мороз. Неприятельские лошади, не подкованные на зимние шипы и выбившиеся из сил, падали непрерывно и оставляли в наших руках обозы, парки и артиллерию. Вся добыча, взятая в Москве, досталась казакам. Несчастные Французы в лохмотьях, голодные, застигнутые стужей, почти более не сражались и гибли от лишений. Ненасытный голод обратил их прежде смерти в скелеты, и эти обезображенные тени тащились друг за другом, высматривая, где бы поесть падали или отогреть свои полузамерзшие тела. Длинный след трупов, окоченевших от холода, обозначал путь и страдания армии, выставленной Европой.
3) Заключение.
Задание: В чем состоит историческое значение Отечественной войны 1812 года? Ответ запишите в тетрадь.
4) Д/з. Напишите эссе на тему: “Самая интересная страница Отечественной Войны 1812 года”.