Создание ситуации успеха на уроке

Разделы: Начальная школа


“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.”

Л.Н. Толстой.

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия ( самоанализ собственной деятельности). Новизна в методах обучения и воспитания в том, что учитель:

1) переходит с позиций носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;

2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;

3) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

4) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;

5) организует работу ученика с учеником или источником знаний;

6) организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает её значимость;

7) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

8) создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;

9) организует гуманную систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций и общения;

10) организует самоанализ собственной деятельности ученика и её самооценку.

Таким образом, для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых:

- чётко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда;

- умелое сочетание различных методов, приёмов и средств обучения;

- эрудиция учителя;

- эмоциональное изложение;

- мастерское использование различных наглядных пособий и технических средств обучения.

Задача учителя в том, чтобы сделать “ трудное- привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным”, и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.

Хочу поделиться опытом работы по данной теме и продемонстрировать фрагмент урока по предмету “ Мы и окружающий мир” 3 класс по теме: “Смешанный лес. Этажи леса.”.

. Класс разбивается на группы по 6-7 человек с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. В каждой группе назначается или выбирается старший, который помогает учителю в организации работы. У каждой группы на столе: альбомные листы, краски, кисточки, ножницы, картинки с различными видами животных разных природных зон, загадки о лесе, учебники, тетради, листок с самооценкой и оценкой группы.

Ход урока

- В какую природную зону отправимся на уроке догадаетесь сами, отгадав загадку, которая находится на вашем столе. (Ученики читают свои загадки о лесе и дают ответы.)

- Правильно, мы отправимся в лесную зону. Какие виды лесов вы знаете? (Ребята показывают таблички с названиями лесов по виду деревьев: лиственные, хвойные, смешанные.)

- Кроме деревьев, что ещё может расти в лесу? (кустарник, травы). Всё это произрастает на почве со всеми населяющими её живыми организмами. Сейчас вы сами вырастите такой лес. Каждая группа получает своё задание: первая группа будет выращивать высокие деревья: берёзу, дуб, клён , сосну, ель; вторая группа - меньшие по высоте деревья: осину, ольху и др.; третья группа - кустарник ; четвёртая - травы, ягоды, папоротник и т.д. и почву. Для этого у каждой группы на столе лежат: альбомные листы, краски, ножницы. Используя воду, краски, выполняем следующую работу:

1. Чистую воду кистью наносим на лист.

2. Мазками наносим краску соответствующего цвета (зелёный, жёлтый, коричневый, красный) на мокрый лист бумаги.

3. Складываем лист пополам горизонтально или вертикально - всё зависит от высоты объекта.

4. Прорисовываем недостающие детали (ствол, ветки, ягодки и т.д.

5. Берём ножницы (техника безопасности) и вырезаем растения леса.

6. Первая группа при помощи воды крепит на доске высокие деревья; вторая - деревья пониже; третья - кустарники; четвёртая – травы, ягоды, папоротник, почву.

- Растения в любом лесу располагаются этажами – ярусами (вывешивается табличка с словом ярус, проводится словарная работа.) Количество ярусов зависит от типа леса. Главное - растения не должны мешать друг другу. Самые высокие деревья образуют первый - верхний ярус. Деревья пониже образуют второй ярус. Ниже деревьев растут кустарники. Это третий ярус. Под кустарниками на почве селятся растения четвёртого яруса - травы. Самым нижним ярусом является почва со всеми населяющими её живыми организмами. Количество ярусов зависит от типа леса. Мы какой лес вырастили ? Вы догадались, какую тему будем изучать на уроке? (Ответы детей.) Тема урока записывается на доске и в рабочие тетради учащихся.

- Какие животные живут в смешанных лесах в каждом ярусе? ( Каждая группа выбирает тех животных, которые относятся к данной природной зоне и данному ярусу и размещает их в своём ярусе).

Далее проводится работа с материалом учебника ( выборочно) и каждая группа рассказывает о растительном и животном мире своего яруса.

Затем каждая группа заполняет листы самооценки, оценки группы и выставляет баллы по пятибальной шкале. Подводятся итоги работы каждой группы и итог урока.

Практика показывает, что такого вида уроки очень продуктивны, интересны, вызывают положительные эмоции, создают ситуацию успеха каждого ученика.