“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.”
Л.Н. Толстой.
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия ( самоанализ собственной деятельности). Новизна в методах обучения и воспитания в том, что учитель:
1) переходит с позиций носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;
2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
3) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
4) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
5) организует работу ученика с учеником или источником знаний;
6) организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает её значимость;
7) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
8) создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
9) организует гуманную систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций и общения;
10) организует самоанализ собственной деятельности ученика и её самооценку.
Таким образом, для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых:
- чётко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда;
- умелое сочетание различных методов, приёмов и средств обучения;
- эрудиция учителя;
- эмоциональное изложение;
- мастерское использование различных наглядных пособий и технических средств обучения.
Задача учителя в том, чтобы сделать “ трудное- привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным”, и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.
Хочу поделиться опытом работы по данной теме и продемонстрировать фрагмент урока по предмету “ Мы и окружающий мир” 3 класс по теме: “Смешанный лес. Этажи леса.”.
. Класс разбивается на группы по 6-7 человек с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. В каждой группе назначается или выбирается старший, который помогает учителю в организации работы. У каждой группы на столе: альбомные листы, краски, кисточки, ножницы, картинки с различными видами животных разных природных зон, загадки о лесе, учебники, тетради, листок с самооценкой и оценкой группы.
Ход урока
- В какую природную зону отправимся на уроке догадаетесь сами, отгадав загадку, которая находится на вашем столе. (Ученики читают свои загадки о лесе и дают ответы.)
- Правильно, мы отправимся в лесную зону. Какие виды лесов вы знаете? (Ребята показывают таблички с названиями лесов по виду деревьев: лиственные, хвойные, смешанные.)
- Кроме деревьев, что ещё может расти в лесу? (кустарник, травы). Всё это произрастает на почве со всеми населяющими её живыми организмами. Сейчас вы сами вырастите такой лес. Каждая группа получает своё задание: первая группа будет выращивать высокие деревья: берёзу, дуб, клён , сосну, ель; вторая группа - меньшие по высоте деревья: осину, ольху и др.; третья группа - кустарник ; четвёртая - травы, ягоды, папоротник и т.д. и почву. Для этого у каждой группы на столе лежат: альбомные листы, краски, ножницы. Используя воду, краски, выполняем следующую работу:
1. Чистую воду кистью наносим на лист.
2. Мазками наносим краску соответствующего цвета (зелёный, жёлтый, коричневый, красный) на мокрый лист бумаги.
3. Складываем лист пополам горизонтально или вертикально - всё зависит от высоты объекта.
4. Прорисовываем недостающие детали (ствол, ветки, ягодки и т.д.
5. Берём ножницы (техника безопасности) и вырезаем растения леса.
6. Первая группа при помощи воды крепит на доске высокие деревья; вторая - деревья пониже; третья - кустарники; четвёртая – травы, ягоды, папоротник, почву.
- Растения в любом лесу располагаются этажами – ярусами (вывешивается табличка с словом ярус, проводится словарная работа.) Количество ярусов зависит от типа леса. Главное - растения не должны мешать друг другу. Самые высокие деревья образуют первый - верхний ярус. Деревья пониже образуют второй ярус. Ниже деревьев растут кустарники. Это третий ярус. Под кустарниками на почве селятся растения четвёртого яруса - травы. Самым нижним ярусом является почва со всеми населяющими её живыми организмами. Количество ярусов зависит от типа леса. Мы какой лес вырастили ? Вы догадались, какую тему будем изучать на уроке? (Ответы детей.) Тема урока записывается на доске и в рабочие тетради учащихся.
- Какие животные живут в смешанных лесах в каждом ярусе? ( Каждая группа выбирает тех животных, которые относятся к данной природной зоне и данному ярусу и размещает их в своём ярусе).
Далее проводится работа с материалом учебника ( выборочно) и каждая группа рассказывает о растительном и животном мире своего яруса.
Затем каждая группа заполняет листы самооценки, оценки группы и выставляет баллы по пятибальной шкале. Подводятся итоги работы каждой группы и итог урока.
Практика показывает, что такого вида уроки очень продуктивны, интересны, вызывают положительные эмоции, создают ситуацию успеха каждого ученика.