Цели урока: Выяснение этапов освоения сибирских земель, ознакомление с системой крупных сибирских рек, с путями освоения Сибири, узнать названия ряда сибирских городов и даты их основания.
Оборудование:
- карта “Российское государство в XVIII веке”;
- карта-схема Восточной Сибири на листе ватмана;
- кубик с цифрами, используемый в любой настольной игре;
- карточки с терминами: ясак, острог, испромышлялся, ватага, волок, “Камень”;
- карточки с датами: 1648г., 1649 – 1653гг.,1697 – 1699гг.;
- тетради.
Оформление доски: тема урока; три этапа освоения Сибири: 1 - переход с Оби на Енисей и продвижение по его притокам до озера Байкал, 2 - переход с Енисея на “великую реку” Лену, освоение ее бассейна, 3 - выход с Лены и Ангары в Забайкалье и Приамурье, морские экспедиции вдоль берегов Ледовитого океана в устья рек Яна, Индигирка, Колыма;
Правила игры; пути продвижения на восток: северный, южный (запись столбиком, чтобы учащиеся могли записывать сибирские города под каждым из столбиков);
План-конспект
1. Изучение нового материала.
Объявление темы и целей урока.
Восстановим некоторые события, связанные с освоением Сибири. Слово ведущим:
1 ведущий:
Из далеких Холмогор, Архангельска, из Устюга Великого, с Печеры и ее притоков (карта) приходили русские землепроходцы в Нижнее Пообье, в Обскую губу на реку Таз, где в 1601 году, была основана знаменитая Мангазея (показать на карте).
Новый острог быстро превратился в город, куда стекалось множество любителей наживы. “Промышленные и торговые люди” прибывшие сюда растекались по Мангазейскому уезду, вверх по реке Таз, в поисках “мягкой рухляди”.
Известные русские “гости” такие как Надея Святешников, посылали сюда своих приказчиков, снабдив их огромными суммами денег на закупку пушнины.
Современники называли Мангазею “златокипящей”. Почему? Ответ учащихся.
Отсюда и брал начало северный путь освоения Сибири.
2 ведущий:
К сороковым годам XVII века Мангазея начинает терять свое значение. Почему?
По свидетельствам “торговых людей”, соболь здесь “испромышлялся”.
Основным в продвижении на восток стал второй путь - южный, бравший свое начало на средней Оби (показать на карте). В конце XVI – начале XVII веков сюда из Нижнего Новгорода шли “ватажки” людей по Волге, Каме и ее притокам по системе рек, связанных с Иртышем и Обью (показать на карте). Все они приходили в далекий город Нарым.
Освоение русскими обширных пространств Сибири, несмотря на многочисленные трудности, было осуществлено в очень короткие сроки.
Освоение Сибири проходило в три этапа.
- переход с Оби на Енисей и продвижение по его притокам до озера Байкал;
- переход с Енисея на “великую реку” Лену, освоение ее бассейна;
- выход с Лены и Ангары в Забайкалье и Приамурье, морские экспедиции вдоль берегов Ледовитого океана в устья рек Яна, Индигирка, Колыма.
(Учащимся предлагается рассмотреть карту и показать, где начинается и заканчивается каждый этап.)
Этапы освоения Сибири записать в тетрадь.
2 ведущий:
По большим и малым сибирским рекам плыли в лодках и на стругах, а для морских экспедиций сооружали кочи. Небольшие отряды служилых людей и промышленников преодолевали лютые сибирские морозы и весеннее половодье, надрываясь на волоках, ставили остроги. Так, например, город Якутск был основан Бекетовым с отрядом всего в 20 человек. Местное население не оказывало сопротивление и часто добровольно переходило на сторону русских.
1 ведущий:
Центром управления Сибири стал город Тобольск, в Москве был создан Сибирский приказ, управляющий делами Сибири. В середине XIII века восточная граница Русского государства стала проходить по берегам Тихого океана.
Учитель:
И так, некоторые основные события по освоению Сибири мы вспомнили. Карта рассмотрена. А теперь, вам предлагается пройти по следам русских землепроходцев. Перед вами карта-схема Восточной Сибири. Оранжевым цветом здесь обозначены пути продвижения русских землепроходцев.
Какие это пути? (Северный и южный)
Почему и северный путь и южный проходят по берегам крупных рек?
(Река – это удобная транспортная магистраль, по которой можно было с наименьшими затратами перевозить грузы.)
Разделить детей на команды.
Правила игры:
1. Каждая команда выбирает карточки с терминами и дает определение.
Выигрывает та команда, которая больше и правильнее даст определений терминам: ясак, острог, испромышлялся, ватага, волок, “Камень”;
Эта команда выбирает путь продвижения и начинает игру.
Пользуясь показаниями кубика, соблюдая правила “землепроходцы” отправляются в путь из Мангазеи или Нарыма, делая ходы по кружкам, как и во всякой настольной игре.
Изображение лодки на суше: “волок” – продвигаться медленно, сделать половину ходов, которые показал кубик. | |
Изображение острога - пропустить ход, ставить “острог”. | |
Изображение якоря – пропустить ход, пережидать непогодь. | |
Буква “З” - “зимовали”, пропустить два хода. |
2. Вам предстоит прибыть в Охотск “по край и конец земли Сибирской” как говорили современники.
3. Исследуя карту-схему, каждая команда в хронологическом порядке записывает сибирские города и даты их основания на доске на своем пути.
4. Прибывшие первыми в Охотск признаются победителями, если правильно называют даты экспедиций по освоению Сибири:
1648 г. – Семен Дежнев прошел проливом, отделяющим Азию от Америки;
1649 – 1653 г. – Ерофей Хабаров исследовал Приамурье;
1697 – 1699 г. – Владимир Атласов совершил поход на Колыму
Подвести итоги игры. Записать в тетрадь города, основанные русскими землепроходцев.
II. Вопросы для закрепления нового материала:
1. Какие существовали этапы в продвижении землепроходцев на восток? (Показать на карте)
2. Какими путями шло продвижение землепроходцев?
3. На ваш взгляд какой путь был более приемлем и почему?
(Южный - короче, природные условия мягче)
III. Оценка работы учащихся на уроке.