Урок-игра "Вслед за русскими землепроходцами" в рамках спецкурса "История Сибири"

Разделы: История и обществознание


Цели урока: Выяснение этапов освоения сибирских земель, ознакомление с системой крупных сибирских рек, с путями освоения Сибири, узнать названия ряда сибирских городов и даты их основания.

Оборудование:

  • карта “Российское государство в XVIII веке”;
  • карта-схема Восточной Сибири на листе ватмана;
  • кубик с цифрами, используемый в любой настольной игре;
  • карточки с терминами: ясак, острог, испромышлялся, ватага, волок, “Камень”;
  • карточки с датами: 1648г., 1649 – 1653гг.,1697 – 1699гг.;
  • тетради.

Оформление доски: тема урока; три этапа освоения Сибири: 1 - переход с Оби на Енисей и продвижение по его притокам до озера Байкал, 2 - переход с Енисея на “великую реку” Лену, освоение ее бассейна, 3 - выход с Лены и Ангары в Забайкалье и Приамурье, морские экспедиции вдоль берегов Ледовитого океана в устья рек Яна, Индигирка, Колыма;

Правила игры; пути продвижения на восток: северный, южный (запись столбиком, чтобы учащиеся могли записывать сибирские города под каждым из столбиков);

План-конспект

1. Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Восстановим некоторые события, связанные с освоением Сибири. Слово ведущим:

1 ведущий:

Из далеких Холмогор, Архангельска, из Устюга Великого, с Печеры и ее притоков (карта) приходили русские землепроходцы в Нижнее Пообье, в Обскую губу на реку Таз, где в 1601 году, была основана знаменитая Мангазея (показать на карте).

Новый острог быстро превратился в город, куда стекалось множество любителей наживы. “Промышленные и торговые люди” прибывшие сюда растекались по Мангазейскому уезду, вверх по реке Таз, в поисках “мягкой рухляди”.

Известные русские “гости” такие как Надея Святешников, посылали сюда своих приказчиков, снабдив их огромными суммами денег на закупку пушнины.

Современники называли Мангазею “златокипящей”. Почему? Ответ учащихся.

Отсюда и брал начало северный путь освоения Сибири.

2 ведущий:

К сороковым годам XVII века Мангазея начинает терять свое значение. Почему?

По свидетельствам “торговых людей”, соболь здесь “испромышлялся”.

Основным в продвижении на восток стал второй путь - южный, бравший свое начало на средней Оби (показать на карте). В конце XVI – начале XVII веков сюда из Нижнего Новгорода шли “ватажки” людей по Волге, Каме и ее притокам по системе рек, связанных с Иртышем и Обью (показать на карте). Все они приходили в далекий город Нарым.

Освоение русскими обширных пространств Сибири, несмотря на многочисленные трудности, было осуществлено в очень короткие сроки.

Освоение Сибири проходило в три этапа.

  • переход с Оби на Енисей и продвижение по его притокам до озера Байкал;
  • переход с Енисея на “великую реку” Лену, освоение ее бассейна;
  • выход с Лены и Ангары в Забайкалье и Приамурье, морские экспедиции вдоль берегов Ледовитого океана в устья рек Яна, Индигирка, Колыма.

(Учащимся предлагается рассмотреть карту и показать, где начинается и заканчивается каждый этап.)

Этапы освоения Сибири записать в тетрадь.

2 ведущий:

По большим и малым сибирским рекам плыли в лодках и на стругах, а для морских экспедиций сооружали кочи. Небольшие отряды служилых людей и промышленников преодолевали лютые сибирские морозы и весеннее половодье, надрываясь на волоках, ставили остроги. Так, например, город Якутск был основан Бекетовым с отрядом всего в 20 человек. Местное население не оказывало сопротивление и часто добровольно переходило на сторону русских.

1 ведущий:

Центром управления Сибири стал город Тобольск, в Москве был создан Сибирский приказ, управляющий делами Сибири. В середине XIII века восточная граница Русского государства стала проходить по берегам Тихого океана.

Учитель:

И так, некоторые основные события по освоению Сибири мы вспомнили. Карта рассмотрена. А теперь, вам предлагается пройти по следам русских землепроходцев. Перед вами карта-схема Восточной Сибири. Оранжевым цветом здесь обозначены пути продвижения русских землепроходцев.

Какие это пути? (Северный и южный)

Почему и северный путь и южный проходят по берегам крупных рек?

(Река – это удобная транспортная магистраль, по которой можно было с наименьшими затратами перевозить грузы.)

Разделить детей на команды.

Правила игры:

1. Каждая команда выбирает карточки с терминами и дает определение.

Выигрывает та команда, которая больше и правильнее даст определений терминам: ясак, острог, испромышлялся, ватага, волок, “Камень”;

Эта команда выбирает путь продвижения и начинает игру.

Пользуясь показаниями кубика, соблюдая правила “землепроходцы” отправляются в путь из Мангазеи или Нарыма, делая ходы по кружкам, как и во всякой настольной игре.

Изображение лодки на суше: “волок” – продвигаться медленно, сделать половину ходов, которые показал кубик.
Изображение острога - пропустить ход, ставить “острог”.
Изображение якоря – пропустить ход, пережидать непогодь.
Буква “З” - “зимовали”, пропустить два хода.

2. Вам предстоит прибыть в Охотск “по край и конец земли Сибирской” как говорили современники.

3. Исследуя карту-схему, каждая команда в хронологическом порядке записывает сибирские города и даты их основания на доске на своем пути.

4. Прибывшие первыми в Охотск признаются победителями, если правильно называют даты экспедиций по освоению Сибири:

1648 г. – Семен Дежнев прошел проливом, отделяющим Азию от Америки;

1649 – 1653 г. – Ерофей Хабаров исследовал Приамурье;

1697 – 1699 г. – Владимир Атласов совершил поход на Колыму

Подвести итоги игры. Записать в тетрадь города, основанные русскими землепроходцев.

II. Вопросы для закрепления нового материала:

1. Какие существовали этапы в продвижении землепроходцев на восток? (Показать на карте)

2. Какими путями шло продвижение землепроходцев?

3. На ваш взгляд какой путь был более приемлем и почему?

(Южный - короче, природные условия мягче)

III. Оценка работы учащихся на уроке.