Цель урока: Расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в IV(V) классе материалом по орфографии.
Задачи урока:
- обобщить знания учащихся в области орфографии;
- развивать логическое, образное и орфографическое мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки-задания, ребусы, секундомер.
“Чтобы грамотно писать,
Орфограммы надо знать”
I. Организация учащихся.
II. Вступительное слово.
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это совсем не так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Одной из интересных, хотя и достаточно трудных станций в русском языке считается Орфография. На уроке мы поговорим о законах орфографии, и вы покажите свои знания в этой области русского языка.
- Что такое орфография? | (орфография от греч. офро – “правильный” и графо – “пишу”) – наука о правописании. |
- Что изучает орфография? | (различные орфограммы и правила) |
- Для чего нам необходимо знать орфограммы и правила? | (грамотно писать) |
|
|
- Кто из учёных внёс вклад в русскую орфографию? | (Яков Карлович Грот, он обобщил и сформулировал правила письма. Его труд “Русское правописание”) |
- Почему же в ваших тетрадях встречаются ошибки. Кто в этом виноват? Может быть виноваты буквы. Попытаемся выяснить это.
III. Судебное заседание:
Сегодня мы проведём необычный судебный процесс над орфограммами.
В этом судебном процессе участвовать будем все вместе.
Ошибки в словах допускали вчера.
Сегодня мы судим их – это игра.
А завтра мы грамотно станем писать,
И в этом игра будет нам помогать.
(Учитель представляет участников судебного процесса)
Открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Гласные – вон перед вами на лавке.
Там дальше – согласные в корне, приставки
Тихонько в сторонке сидит мягкий знак.
Признаюсь, что очень он любит зевак.
Вы видите в этом ряду пострадавших,
Притихших и духом упавших
А дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновным он вынесет свой приговор.
Судебный процесс состязательный,
Участвуют в нём заседатели.
Свидетели – гласные в деле
Они-то уж все доглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья.
Как вы догадались, судья – это я.
Защитник. Он слабых защита.
Итак, заседанье открыто.
Встать суд идёт.
Прокурор
Вы, наверно, удивились,
В чём же буквы провинились.
Чем приставки раз – и рас –
Огорчили очень нас?
Не поймёт никто никак
Как виновным стал, сей знак:
Виноваты две сестрицы
Пре- и при- как не дивиться?
Группой всей совершено
Преступление одно.
В чём же дело состоит.
Пусть свидетель говорит.
Свидетель 1-й
Часто буквы А и О, Е и И
Дают нам звуки не свои
Был диктант вчера у нас,
Мы писали целый час.
Много слов на – тер и –тир –
-Кас – и кос, - пер, - пир и – мир -
-Рос и –раст, и – зар- и -зор
(ошибки сделать в них позор!)
Представьте, корни сговорились,
Звучали так, что дети сбились.
Свидетель 2-й
Нет, Наташа не ленится,
Но в журнале единица.
ыл устроен ей шантаж:
Корень – лож – звучал как –лаж.
Свидетель 3-й
Безобразия терпеть?
“Мир” слышим в слове умереть!
1-й свидетель
А Никита на уроках
Тянет руку. Что в том проку?
А в тетради ж “2” стоит опять!
Свидетель 4-й У Лёши, как он ни старается
Наоборот всё получается.
В словах: река, земля, вода –
Подводят гласные всегда.
На то примеров много есть
Их все сейчас не перечесть.
Свидетель 5-й
Печально очень, но никак
Не дружит с Женей мягкий знак.
Без знака слышит слово мышь,
Но пишет с ним плащ, луч, камыш.
Свидетель 6-й
И Диану, между прочим,
Пре – и –при – подводят очень.
Ну как понять, что в переехал
И смысл не тот, что у приехал.
И почему же в приподнять
В приставке нужно и писать?
Судья
Желает выступить защита
Адвокат
Нет, я скажу, в чём тайна скрыта
И очень прост-то мой секрет.
У пострадавших знаний нет.
Учились все – они зевали.
Что знал весь класс – они не знали.
У всех “4”-“5”, а вот
У них совсем наоборот.
Прокурор
Подтверждает вину ещё одно обстоятельство
Вещественное доказательство.
Оно рассеет все сомнения,
Что совершено серьёзное преступление.
Убедимся в этом мы все вместе.
Что орфограммы не на месте.
(показывает листы с ошибками в словах)
Судья
Обвиняемые, подтверждаете эти показания
Чистосердечным признанием
Как вы услышали уже,
Вас обвиняют в шантаже.
Обвиняемые
Не поймём, зачем нас судят,
Мы ведь буквы, а не люди.
Нам места указаны,
Где мы быть обязаны.
Вам сотни слов приходиться писать,
Но орфографии законов вы не бойтесь
Они не подведут, не беспокойтесь,
Коль будете их чётко выполнять.
Судья
И так должны сейчас все вместе
Всё обсудить и взвесить честно.
Предстоит суду решить,
Кто же прав, кого винить.
Музыка
Прокурор
Чтоб навсегда могли запомнить,
Позвольте кодекс наш напомнить.
Заседатель 1-й
Нужно слово проверять
Прежде, чем писать в тетрадь.
Заседатель 2-й
Коль слова нельзя проверить,
Словарю изволь поверить.
Заседатель 3-й
Корни есть с чередованием,
Относись и к ним с вниманием.
Заседатель 1-й
Коль приставки все на месте,
Относись и к ним по чести.
Заседатель 2-й
Запомнить можно все свободно
Без затруднений, между прочим.
Пре- означает “превосходно”, “чудесно” и “прекрасно очень”
С приставкой при- глагол обрёл значения
Присоединения и приближения,
Неполноты, вблизи чего-то нахождения.
Заседатель 3-й
Затрудняет мягкий знак.
(Он не слышится никак)
Все случаи запомни его употребления,
Коль вовремя их вспомните,
Не будет огорчения.
Заседатель 1-й
Кто же правила не учит,
Высших баллов не получит
Заседатель 2-й
Без ошибок пишем лишь тогда мы,
Когда чётко знаем орфограммы.
У приставки с корнем – орфограммы слова –
Каждый раз себе тверди ты снова.
Окончание и суффикс- вспомни части речи,
Чтоб слова тебе не покалечить.
Судья
Пострадавшим школьникам
Представляю слово.
Может быть, пополнится дело чем-то новым.
1-й пострадавший
Нет к орфограммам у меня, наверное, уважения,
Я неизменно путаю спряженье со склонением.
2-й пострадавший
Наконец, теперь понял,
Что я правила не знал.
Гласные, согласные совсем не виноваты.
Судили их напрасно,
Виновен я, ребята.
3-й пострадавший
Тетрадь моя ошибками пестрит.
И я испытываю стыд,
Ведь этим правилам не час,
А много лет учили нас.
Судья
Для зачтения приговора
Слово представляется прокурору.
Прокурор
Именем закона школьной республики
Объявляется решение суда для присутствующей публики.
Признать невиновными все орфограммы.
Они доказали лишь верность программе,
Они защитили грамматики честь,
И это пришлось нам, конечно, зачесть.
Кто правил грамматики не выполняет,
Того в преступники суд обвиняет.
Учитель:
Ваше решение, судья.
Судья
§ 1
Уделить грамматике серьёзное внимание
Не орфограммы, а пострадавшие
Достойны наказания.
§ 2
Должны осилить мы вполне
Грамотно писать по поводу любому,
Но не на парте и стене,
А в книжках записных, тетрадях и альбомах.
§ 3
Соблюдать советы, что учёный мир составил,
И навсегда одно понять:
Нельзя совсем не применяя правил,
Слова и предложения писать.
§ 4
Запомнить: только знания
Ведут всегда вперёд,
А коль у вас незнания,
Сидеть вам в каждом классе
Повторный год.
Судья
Судебное заседание закрывается, Виновным приговор суда вручается.
IV.
Учитель: Чтобы правильно и грамотно писать, нужно знать Законы орфографии. Проверим, как вы их знаете.
(класс делится на 3 группы – по выбору или решению учителя, определяется жюри, продумывается система оценивания конкурсов)
1 конкурс “Гонки” (каждой команде даются по десять вопросов, время для ответа – одна минута). Приложение № 1
2 конкурс “Правила не только знай, но и умело применяй”
(учащимся даются слова с пропуском орфограмм). Приложение № 2
3 конкурс “Волшебный круг”
- Некоторые слова мы пишем верно, без всяких правил, потому что в них нельзя заменить ни одной буквы какой-либо другой, иначе слово перестанет существовать.
Задание: Напишите за 1 минуту слова, которые можно прочитать в круге. Приложение № 3
4 конкурс
- Найдите неправильное написание слов (учащимся предлагается карточки со словами). Приложение № 4
5 конкурс. Криптограмма – надпись, сделанная одним из способов тайного письма.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 7 | 8 | 2 | 9 | 10 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 11 | 5 | 9 | 10 | 2 | ||
, | . |
Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.
1) 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.
2) В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.
3) 11, 9, 10, 4 ты это сделал?
4) Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”
(книга, зима, зачем, кот)
Получается пословица: “Кто много читает, тот много знает”
V. Подведение итогов (подсчитываются очки). Победителям вручаются медали “Знаток законов орфографии”.