Дискуссия на уроках национальной культуры

Разделы: Общепедагогические технологии


В современных условиях, когда резко меняются системы как экономической жизни, так и культурно духовной, в условиях серьезного социокультурного кризиса, охватывающего различные сферы жизни общества, возникает впервые перед педагогикой реально, а не формально становится проблема воспитания не специалиста, а личности, творчески, автономно мыслящей, осознающий саму себя через единство взаимодействия, взаимообогощения с другими людьми.

Современная система образования должна быть переориентирована на решение тех проблем, которые являются совершенно новыми для будущего общества.

Все наиболее важное, чем обладает человечество - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей. Все это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного влияния учителя и учеников.

На современном этапе демократизации общества в реализации важнейших задач гуманизации обучения и воспитания особое значение придается общечеловеческим ценностям, развитию культурного и интеллектуального потенциала личности человека.

И именно на уроках национальной культуры это имеет большое значение. Ведь каждый урок национальной культуры - это система своеобразного воспитания нравственности, доброты, национального достоинства, личности и духовности человека. Поэтому от учителей-культурологов требуется серьезное отношение, особый подход в преподавании предмета национальная культура народов Якутии (НКНЯ).

На сегодняшний день перед учителем стоит большая задача:

  1. Воспитать интерес к изучаемому предмету;
  2. Выработать у учащихся способности понять общечеловеческие и национально-культурные ценности родного народа.
  3. Формировать духовно богатую самобытную личность.

Для выполнения этих задач от учителя-культуролога требуется творческий подход к методам преподавания НКНЯ.

Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей т.е. методов обучения.

Метод обучения - это совакупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины-уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятии детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности, формирования самобытно обогащенной личности.

В 90-е годы в развитии нашего общества ознаменовалась рядом важнейших событий, которые не могли не отразиться на образовании и воспитании подрастающего поколения.

Процесс демократизации поставил перед средней образовательной школой принципиально новые задачи. Одной из них является коренное изменение характера учебного процесса: отказ от авторитаризма и централизма и внедрение таких форм, методов, средств обучения, которые бы отражали творческую свободу учителя. Именно в 90-е годы наметилась четкая тенденция-широкое использование в преподавании так называемых “нетрадиционных” форм и методов обучения.

Как и любой педагог, учитель-культуролог должен решить такие цели:

  1. Развитие познавательных интересов учащихся, расширению их кругозора;
  2. Воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на его чувства;
  3. Развитие речи учащихся, умение пользоваться богатством и выразительными возможностями родного языка;
  4. Формирование навыков исследовательской работы.

Таким образом, поставленные цели и задачи помогают выявитьследующий метод обучения:дискуссия.

Дискуссия (от лат.сл. discussio) - всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, средствах массовой информации, в частной беседе, спор.

Дискуссия-рассмотрение, исследование-обсуждение, рассмотрение спорной проблемы вопроса, в ходе которых выясняются различные точки зрения.

Дискуссия-процесс продолжения и расширения путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников.

Учебная дискуссия представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором школьники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу .

В ходе дискуссии создаются и осваиваются культурные ценности, происходит передача культурного опыта, формируются люди как социальные индивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческими способностями.

Важнейшей средой духовного, общественного и личностного проявления человека, достижения взаимопонимания между людьми является общение, что имеет важное значение в дискуссии. Общение - это единственная возможность для человеческого существа стать человеком, личностью. Общение - это деятельность в культуре, в соответствии с культурными образцами-идеями, ценностями, нормами. Все эти нормативно-ценностные образования призваны организовать человека в мире помочь освоиться в нем, сделать его своим, человеческим миром. Можно выделить два вида общения: внешнее общение, внутреннее общение.

В процессе внешнего общения на уроках-дискуссии ученики излагают и отстаивают свои мнения, взгляды, в ходе чего между ними достигается взаимопонимание, как говорил древнекитайский философ Конфуций “В спорах рождается истина”.

Внутреннее общение представляет собой взаимодействие человека самим с собой, внутренний диалог со вторым “Я”. Внутреннее общение обеспечивает процесс самовоспитания, самосовершенствования, формирования свободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовного самосостояния.

Таким образом, следует отметить, что метод дискуссии обеспечивает интенсивное развитие духовности и становление убеждений нравственной личности.

Общение-важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов с помощью языка.

Язык является важнейшим элементом культуры и представляет объективную форму накопления, хранения и передачи общественно-исторического опыта.

С потерей этносом языка исчезает один из основных этнодифференцирующих признаков, возможность воспринимать и продолжать культурную традицию предков.

Язык, по существу является ступенькой включения индивида в мир национальной культуры как сокровищницы накопленного народом опыта жизни и ее идейно-нравственного и мировоззренческого освещения. Он служит связующей нитью и ключом к культурному богатству своей и чужой культуры. Утрата языка приводит к невхождению в другую культуру, и в то же время утрачивается путь назад, к собственным обычаям и культуре.

Через языковой контакт осуществляется взаимодействие различных национальных культур, язык становится формой межкультурного обмена. Полноценное освоение изучаемого языка неразрывно связано с погружением в мир духовных ценностей народа-носителя данного языка. Язык таким образом, является связующим звеном разноплеменной сообщности людей.

Метод дискуссии позволяет пользоваться богатством и выразительными возможностями родного языка, что исходя из вышесказанного может послужить фактором возрождения национальной культуры, залогом сохранения этноса.

Кроме того, в дискуссии большую роль играет этикет-нормы внешней культуры поведения.

Этикет-это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствия эстетическим вкусам.

Следовательно, дискуссия помогает вырастить нравственно воспитанную, самоутвержденную личность.

Некоторые античные философы считали культурным того человека, который умеет рассуждать логично, последовательно и непротиворечиво. Они думали и уверяли людей в том, что стоит только молодого человека обучить его способам и правилам рассуждения, привить умение строить силлогизмы традиционной логики и уже философ готов.

А ведь суть дискуссии-это воспитывать и развивать ум, помогать развитию способности к более высокому уровню мышления.

Таким образом, рассматривая метод дискуссии, как активную форму обучения национальной культуры можно делать вывод, что метод дискуссии способствует развитию мышления, творческого потенциала, формированию у учащихся интереса к предмету, к самому приобретению знаний, умений и навыков; сохранению родного языка, этноса; возрождению национальной культуры.

Основной и ведущей формой обучения является урок. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения-воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса. Поэтому важно всегда сознавать, какое он место занимает в системе учебного предмета, темы, программы, каковы его дидактические цели.

Урок-дискуссия может быть построен как занятие по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. Продуктивность уроков-дискуссии на уроках национальной культуры во многом зависит от того, насколько ученики владеют необходимой информацией для формирования той или иной точки зрения, обоснования его. Поэтому при подготовке к уроку-дискуссии необходимо заблаговременно познакомить учащихся с литературой по теме дискуссии. Источником информации могут быть материалы периодической печати, видеофильм, радиопередача, практика окружающей среды, жизни, литература. При работе с материалом важно ориентировать учащихся на продумывание ответов на поставленные вопросы, чтобы они стремились не просто запомнить материал, а понять его, выработать свою позицию, вникнуть в факты и доводы, убеждающие в правоте той или иной точки зрения.

Например при проведении урока-дискуссии по теме “Шаман: человек, религия” можно использовать такой примерный план.

О проведении урока следует сообщить заранее. При подготовке к уроку-дискуссии учащимся предлагается дополнительный материал, работы В.Ф.Трощанского, “Эволюция черной веры у якутов”, В.Л.Серошевского “Якуты”, Г.В.Ксенофонтова “Шаманизм”, Н.А.Алексеева “Традиционные религиозные верования якутов в XIX-XX вв” и других. Материал нужен для более осознанной выработки своей точки зрения, для того, чтобы вести аргументированно дискуссию.

Таким образом, при организации данного типа урока-дискуссии учитель опирается на знания учащихся, которые они получили из разных информационных источников.

Вместе с тем структура урока не может быть случайной. Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока.

Так на данном уроке структура его примет следующий вид:

  1. Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности к деятельности.
  2. Организация и осуществление усвоение опыта творческой деятельности путем решения поставленного вопроса, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания и умения.
  3. Организация восприятия учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации т.е. усвоении исходных знаний путем уточнения взглядов, мыслей учащихся.
  4. Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного.
  5. Контроль за результатами деятельности, осуществляемой учителем.

Учитель в учебном процессе является надежнейшим помощником учащихся во всех случаях, когда у них возникает затруднения в работе. Этот момент очень важен: своевременно заметить затруднения, вовремя и педагогически правильно помочь-это значит поддержать угасающую активность школьника, вызвать у него прилив новых сил для успешного продолжения и завершения работы.

В ходе обучения школьники овладевают новыми знаниями и умениями. Когда учащиеся впервые знакомятся с фактом, явлением, событием, они познают его лишь начерно, в первом приближении, в более или менее общих чертах и усваивают далеко не прочно. В результате школьник не столько знает материал, сколько так или иначе представляет его. Словом,-это первичное усвоение учебного материала, неглубокое и непрочное.

Значит, обязательно потребуется дополнительная работа над материалом. Это вторая дидактическая задача обучения, обычно называемая закреплением знаний, которую можно проводить в форме урока-дискуссии.

Его организуют в случае необходимости углубленного изучения вопросов, в целях дальнейшего творческого осмысления фактов. После прохождения новой темы в виде домашней работы можно дать задание по проведению социологического исследования. Такие задания ученики выполняют по школам или по месту жительства, а результаты проведенной работы докладывают на уроке.

Структурная комбинация урока закрепления может быть таким:

  1. Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности к деятельности.
  2. Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения.
  3. Организация восприятия, осознания учащимися и закрепления в их памяти первоначальной информации т.е. усвоение исходных знаний.
  4. Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного.

Наконец, урок-дискуссия может быть посвящен контрольной работе. Также урок дискуссия может быть построен и как занятие по обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся так, как дискуссия как метод обучения позволяет учителю диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллектуальную находчивость. Структурные комбинации таких уроков могут быть одинаковы.

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное, обучающее, развивающее, воспитательное значение. Исходя из вышесказанного, приходим к такому выводу, что дискуссия на уроках национальной культуры создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению школьников в истину и прочному ее усвоению.

В результате обучения по предмету национальная культура народов Якутии дети получают систему научных знаний, фактов, обобщений по истории, фольклору, этнографии родного народа, вырабатываются способности понять общечеловеческие и национально-культурные ценности своего народа.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. Следовательно, успешность педагогического процесса закономерно зависит от умения педагогов правильно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости.

Возрастное развитие ребенка включает в себя два ряда процессов. Во-первых, натуральный процесс-процессы биологического созревания организма. Во-вторых, социальный процесс-процесс обучения, воспитания, социализации.

Таким образом, для успешного использования нетрадиционного метода обучения как дискуссия у педагога должен быть определенный уровень знаний об особенностях психического развития, формирования личности ребенка.

Дискуссия как форма организации учебных занятий соответствует возрасту подростков, старшеклассников т.е. возрасту становления личности.

Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Важнейшая психологическая особенность подростка - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг - он стремится быть и считаться взрослым. Это центральное и специфическое новообразование в личности подростка.

В понимании подростка стать взрослым означает быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, в проведении досуга и.т.д. Подросток хочет сам принимать решения, активно отстаивать свое мнение, взгляды.

Получаемые в учебно-воспитательном процессе знания для подростка имеют значение важного средства понимания себя и своих взаимоотношений с окружающим миром. Подросток делает обобщения, сих помощью объясняет факты жизни, поведения окружающих и свое собственное. Это обеспечивает быстрый рост сознания, самосознания, его сознательности. Он одновременно испытывает потребность в общении с более опытным и знающим взрослым человеком, авторитетным педагогом и в самостоятельном сознательном регулировании собственного поведения и деятельности.

В этот возрастной период особое внимание следует уделять обучению детей самоорганизации, с опорой на их сознательность. Основные способы взаимодействия с подростками состоит в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ними поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением.

Следовательно, доказывая метод дискуссии как форму организации учебной деятельности подростка приходим к выводу, что применяя метод дискуссии учитель стимулирует подростка на дальнейшую работу, способствует воспитанию мировоззрения, трудолюбия, развитию познавательных интересов и творческих способностей.

В настоящее время развитию мышления старшеклассников уделяется особое внимание.

Формирование личности старшеклассника неразрывно связано с ростом самосознания. Потребность оценивать свои силы и возможности носит активный характер: заметно повышается критическое и требовательное отношение к поведению других и к себе, критериями становятся идейная убежденность, принципиальность, положительное отношение к общему делу, чувство ответственности.

В основе развивающихся способностей человека лежит активность и саморегуляция. Потребность в саморегуляции, т.е. в управлении и развитии личности, - важная особенность старшеклассника. Психологи утверждают, что юношам и девушкам доступно управление своими психическими процессами и действиями, поэтому они не только проявляют активность в интеллектуальной сфере, анализируют те или иные явления, высказывают суждения, но и сознательно формируют свое мировоззрение, для чего требуется достаточно высокий уровень развития мышления.

Конечно, в процессе овладения знаниями школьники усваивают определенные операции и приемы мыслительной деятельности, но такой стихийный путь явно недостаточен. Нужно так организовать обучение, чтобы оно стимулировало самостоятельное мышление, вызывало активную переработку новой информации, способствовало установлению связей между старым и новым материалом, направляло на специальное усвоение рациональных приемов умственной деятельности.

Известный русский педагог Н.А.Корф считал нужным там, где это возможно, детей ставить в положение “исследователей”. Крупный русский педагог и методист В.Н.Вахтеров в труде “Основы новой педагогики” тоже утверждал, что цель обучения состоит не только в умножении знаний учащихся, но и в одновременном развитии их мышления, инициативы и самостоятельности.

Сказанное позволяет заключить, что метод дискуссии позволяет развивать речь, наблюдательность, стимулирует любознательность, стремление к поискам и открытиям, что очень важно для старшеклассника. Ведь большинство из них сталкивается с большими трудностями при выступлении перед классом: они не могут четко и ясно изложить материал, не умеют отвечать на вопросы, нередко не в силах преодолеть возникающее волнение и смущение. Основная причина отмеченных неудачных выступлений видится прежде всего в недостатке опыта, умения отстаивать свои взгляды перед классом.

Как отмечает известный психолог М.В.Гамезо, у старшеклассников интерес к учению высок. Проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Их привлекает ход анализа, способы доказательства. С радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Таким образом, учитель-культуролог, учитывая возрастные особенности, может успешно применить метод дискуссии в старших классах на уроках.

Дискуссия выполняет учебную функцию предварительной подготовки сознания учащихся к усвоении теории, идей, закономерностей, обобщений. Она создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению школьников в истину и прочному ее усвоению.

Например при изучении темы “Понятие “Жизнь и смерть” у народа саха” в 10 классе, в качестве обобщающего или закрепляющего урока можно провести дискуссию по теме: “Существует ли загробная жизнь?” Для успешного усвоения знаний детьми, в качестве подготовки к уроку можно предложить социологическое исследование. Цель исследования - выяснить тенденцию роста или снижения числа смерти жителей своего населенного пункта, причину смертности, среднюю продолжительность жизни людей, каковы представления о загробном мире.

Обучающее значение дискуссии состоит в том, что она создает оптимальное условие для предупреждения возможных ошибочных толкований, для возбуждения повышенной активности учащихся и прочности усвоения ими изучаемого материала. И именно на уроках национальной культуры это имеет огромное значение, ведь вся наша история, религия, вера имеет противоречивый характер.

Развивающий эффект дискуссии на уроках НКНЯ - в напряжении всех психических сил детей, в овладении ими приемами аргументации, научного доказательства. Например, при проведении урока-дискуссии по теме “Что такое дух?” дети сопряжены догадкой, размышлением, ожиданием, поиском аргументов и доказательств.

Воспитательный результат участия школьников в дискуссиях проявляется в формировании у них стремления к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убежденности в ее отстаивании, умения критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Дискуссия позволяет учителю-культурологу диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллектуальную находчивость, умения слушать других, соблюдать правила спора, а также их способность интеллектуально и эмоционально воздействовать на товарищей.

Педагогическая значимость уроков-дискуссий определяется их значительными возможностями в развитии активности и самостоятельности учащихся.

Таким образом, исходя из вышесказанного делаем вывод: применяя метод дискуссии на уроках НКНЯ, учитель-культуролог воспитывает определенный стиль общения, развивает общительность, контактность, умение четко выражать свою мысль и выслушивать собеседника т.е. способствует формированию личностных качеств каждого школьника, развитию его способностей.