Познавательная игра по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Я советую всем учителям:
берегите детский огонек пытливости,
любознательности, жажды знаний.
(В.Л. Сухомлинский)

Я работаю учителем начальных классов более 30 лет. За эти годы я поняла, что обучать русскому языку, русской разговорной речи, особенно национальных детей, очень трудно.

Жизнь не стоит на месте, многое приходиться переосмысливать, перестраивать, менять или обновлять. Требуется постоянное обновление и в работе с детьми.

Сельские дети национальных школ особенно плохо понимают русскую речь, им гораздо труднее, чем городским научиться выражать свои мысли на русском языке, хорошо читать и понимать смысл прочитанного.

Я много думала над этой проблемой и пришла к выводу, что только в тесной связи урочной и внеурочной работы возможно разрешение этой проблемы.

Сегодня в школе происходят глубокие перемены, появляются новые интересные образовательные программы. Но какими бы глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей идеалам добра, любви, правды, красоты, искусства. Если школа выпустит не очень грамотного человека – это пол беды, а если из стен выйдет невоспитанный выпускник – это беда.

Поэтому внеклассной работе по русскому языку уделяю большое внимание.

Преемственность начального и среднего звена занимает в моей работе первостепенное место. Мы с детьми проводим разнообразные олимпиады, викторины, конкурсы, лингвистические праздники и т.д. Хорошо известно, что между школьниками разных возрастных групп существует очень тесная связь. Руководствуясь этим принципом, я решила подключить к внеклассной работе и учащихся среднего звена, а именно 5-6 классы. Наш необычный маленький коллектив стал своеобразным творческим объединением учеников начальных и средних классов.

Я остановила внимание на такой форме работы как познавательная игра, посвященная русскому языку и дети предложили ее построить в форме телевизионной передачи: “Пусть говорят”.

Такой вид деятельности позволяет старшим школьникам предстать в роли “учителя” перед младшими товарищами, а ученикам второго-третьего классов помогает по-новому увидеть знакомый учебный предмет, осознать перспективу будущих знаний.

Передачу для третьеклассников “Пусть говорят” мы проводили вначале года. В этом случае внеклассные занятия по русскому языку для учеников III и VI классов были регулярными в течении всего учебного года. Возможно проведение такого вида внеклассной работы в рамках недели русского языка или в конце учебного года – тогда третьеклассники будут подготовлены к следующей ступени обучения. Одна из главных задач нашей передачи – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон изучения русского языка, помочь ученикам увидеть новое в привычном.

Передача “Пусть говорят” состоит из нескольких разделов:

  1. “Без языка – мы никуда!”
  2. “Невероятно, но факт…”
  3. “Имена, как слова, они о многом говорят…”
  4. “Зарождение письма…”
  5. “Славянская азбука”
  6. Игры со словами.

Игры со словами, или Кое-что о кроссвордах

Каждая передача имеет свое художественное оформление. Главный режиссер отвечает за содержание передачи, художники-оформители заранее делают рисунки, пишут название каждого раздела. Теоретический материал для разделов передачи подбирает учитель русского языка совместно с учителем начальных классов. Ученики VI класса (корреспонденты) принимают участие в отборе материала и готовят его для выступления. Отобранный материал оформляется в виде небольших рассказов, диалогов, сценок, вопросов викторины и т.д.

Первое занятие начинает учитель-ведущий. Он рассказывает, что такое передача “Пусть говорят” по русскому языку, представляет участников, выделяет этапы занятия. Затем шестиклассники торжественно открывают передачу. Далее следует представление каждого этапа передачи.

Выпуск первый – “Без языка – мы никуда”

Ведущий демонстрирует две иллюстрации: это рисунки, сделанные в шуточной форме. На одном листе бумаги нарисован писатель Лев Толстой с томом романа “Война, и мир ”, на другом - растрепанный мальчишка, который пишет на стене слова “дурак”.

Ведущий. Ребята, посмотрите на тему первого выпуска нашей передачи. прочтите ее и постарайтесь ответить на мои вопросы: “Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?” А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.

Язык

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви ”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Ведущий. Ребята, в чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно на звать другом и врагом? Запомните имя Эзопа - он оставил нам много своих басен, некоторые из них были впоследствии использованы И.А.Крыловым и Л.Н.Толстым. Давайте подумаем, почему на первой странице нашего журнала такие иллюстрации. Кто изображен на первой картинке? Какие рассказы Льва Николаевича Толстого вы читали? Чему учат эти рассказы? Кто нарисован на второй картинке? Что мы подумаем человеке, который раскрашивает стены такими надписями? А вы в своей речи никогда не говорите обидных, неприятных другим людям слов? Послушайте стихотворение О. Дриза “Кто я?” (Ученик VI класса читает стихотворение.)

Мать говорит: “На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а еж!”
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: “Неуклюжий медведь!”
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
“Да замолчишь ты, горластый петух!”
Спать я сегодня не сразу пошел,
Дед рассердился: “Упрямый козел!”
К стене отвернулся и дуюсь молчком -
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

Ведущий. Надеюсь, вы догадались, почему обиделся мальчик? Будем же более внимательны к тому, что мы говорим, постараемся не обижать никого грубым словом.

Выпуск второй. “Невероятно, но факт”

На иллюстрациях изображены некоторые эпизоды из жизни Маугли: появление мальчика в волчьей стае, игры с волчатами и др. Ребята вспоминают этого литературного героя, обсуждают события, которые происходили ним. Учитель-ведущий задает вопросы:“Умеют ли говорить животные? Есть ли у них свой язык?”. После того как третьеклассники выскажут собственное мнение, выступает один из корреспондентов.

Обезьяний язык

В Нью-Йоркском зоопарке ученые записывали на магнитофон “болтовню” обезьянах крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь, и запись пришлось прервать. На следующий день ученые включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было, на небе не было ни единой тучки.

Ведущий. Как вы думаете, почему обезьяны бросились прятаться? Можно ли научить животных нашему, человече кому языку? Может ли человек, если он попадет к животным, самостоятельно научиться языку людей. Слово предоставляется второму корреспонденту.

Человек и язык

Конечно, людям интересно знать, имеют ли язык животные и может ли человек научиться говорить на своем родном языке, если будет все время находиться вместе с животными. Оказывается, человек может научить животных произносить человеческие слова. Так, однажды удалось научить молодого шимпанзе произносить: “па-па”. Знаменитый дрессировщик Дуров выдрессировал собачку произношению “ма-ма”. Однако ни шимпанзе, ни собака не воспринимают и не производят звуков осознанно. Очень интересно, что дети, оказавшиеся в среде животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать так же, как человек. В 1920 г. в Индии охотники обнаружили в волчьей норе двух волчат и двух девочек. Девочки вели себя как волки, особенно старшая, ее назвали Камалой. Она прожила с волками не менее пяти лет. Девочка ходила на четвереньках, опираясь ладонями и ступнями о землю, и бегала так же быстро, как человек на двух ногах. Камала лакала, как собака, воду, с жадностью набрасывалась на сырое мясо, а по ночам выла по-волчьи. Девочка совершенно не умела говорить. Очеловечивание Камалы шло очень медленно. Лишь на третий год обучения она научилась держаться на двух ногах. Однако если надо было бежать, она падала на четвереньки и скакала на четырех конечностях. Обучение речи шло еще медленнее. Спустя четыре года Камала выучила всего шесть слов. Через семь лет она помнила около пятидесяти слов. Достигнув шестнадцати лет, девочка из волчьего логова вела себя как четырехлетние дети. К сожалению, вскоре она умерла.

Далее проводится беседа по рассказу. Третьеклассники делают вывод о том, что животные могут издавать понятные им сигналы, но настоящего языка у них нет. С помощью тех звуков, которые издают, они не могут общаться друг с другом так, как это делают люди. Животные не могут научиться языку людей, какие может этого сделать ребенок, оказавшийся вне человеческого общества.

Выпуск третий. “Имена как слова, они о многом говорят…”

Шестиклассники разыгрывают сценку, участниками которой являются индейцы и бледнолицый человек.

Первый индеец. Отличная у нас сегодня была охота.

Второй индеец. Да, только бизон меня чуть не догнал.

Первый индеец. Но ты, Быстроногий Олень, оказался быстрее его и успел убежать.

Второй индеец. Да и ты, Соколиный Глаз, сегодня был точен, как всегда. Первой же стрелой ты попал в бизона.

Появляется бледнолицый.

Бледнолицый. Я рад, что встретил вас, двух великих охотников. Мне бы хотелось охотиться вместе вами.

И н д е й ц ы. А как твое имя?

Бледнолицый. Меня зовут Джон.

Индеец. Что означает твое имя?

Бледнолицый. Меня назвали в честь моего деда, а его - в честь его деда, а что значит мое имя, я не знаю.

И н д е е ц. А что ты умеешь делать?

Бледнолицый. Я умею стрелять из ружья. (Стреляет из ружья. От грохота выстрела индейцы затыкают уши и с уважением смотрят на бледнолицего).

Индейцы. Мы согласны взять тебя на охоту. Покажешь, как ты умеешь охотиться, а называть мы тебя будем Громовая Палка, потому что имя человека всегда должно что-нибудь означать.

Ведущий. Почему индейцев звали Соколиный Глаз и Быстроногий Олень? Что могут означать такие имена индейцев, как Мудрый Змей, Хитрая Лисица? Как вы думаете, что значит ваше имя? Почему вас так назвали? Как правило, не в е третьеклассники знают, что означает их имя. Поэтому этот вопрос интересен всем. Рассказывает второй корреспондент. Наши предки, жители Древней Руси, тоже носили подобные имена-клички. Встречались тогда люди с именами Волк, Лось, Щука, Карась. Имена связывались с событиями из жизни и быта людей. Родился в семье сын-первенец, называли его Первушей, третий по счету был сын Третьяк. Некоторые имена возникли от существительных, обозначающих отвлеченные понятия, - таковы Вера, Надежда, Любовь и т.п. Все это были старинные русские имена. Задумаемся над тем, каковы же по происхождению имена современных людей. Исконно русских имен у нас очень мало. В старину были такие имена славянского происхождения, как Владимир (владеющий миром), Людмила (милая людям). А вот имена Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Михаил и Александр, Секцией и Леонид являются иноязычными. Даже самые распространенные в русском народе имена Иван и Мария являются по происхождению не русскими. Христианские имена имели свое определенное значение. Например, Алексей (греч.) - защитник, Андрей (греч.) - мужественный, Валентин(а) (лат.) - сильный, Виктор (лат.) - побеждающий, победитель. Вероника (макед.)-победоносная и т.д.

При подготовке этого выпуска учитель русского языка заранее дает задание для нескольких школьников, которые с помощью специальной литературы должны выяснить значения имен своих одноклассников. Другие ребята готовят небольшие картонные “медальки” с рисунком и надписью, что означает каждое имя. В ходе проведения передачи или после него такими медалями награждаются ученики третьего класса.

Выпуск четвертый. “Зарождение письма”

На наш взгляд, трудна для восприятия третьеклассниками, зато предоставляет прекрасные возможности в плане зрительного ознакомления с этим материалом. Иллюстрациями к этой странице могут стать изображения различных древних и существующих в настоящее время типов письма: глинописи, египетских и китайских иероглифов, арабской вязи (использование компьютерных технологий).

Слово корреспонденту. Корни письменности уходят в глубокую древность. Один из древних видов письма - иероглиф. Родина такого письма - Древний Восток. Иероглифы были распространены в Египте, Китае, Малой Азии. До наших дней сохранилась только китайская система иероглифического письма. Буквенное письмо - это совершенно особый вид письма, когда звукам, которые мы произносим, в письменной речи соответствуют определенные буквы или сочетания букв. Из букв складываются слоги, из слогов образуется слово. Интересно, что народы, которые используют буквенное письмо, даже пишут по-разному: одни слева направо, как мы с вами, другие справа налево (арабское письмо).

Ведущий. Кто знает, когда у нас появилась своя собственная азбука? Кто ее придумал? Это мы узнаем, дойдя до пятого выпуска нашей передачи. Она называется “Славянская азбука”. Используются иллюстрации: изображение братьев Кирилла и Мефодия и славянской азбуки (букв и их названий).

Корреспондент.

Братья Кирилл и Мефодий

Принято считать, что русский, а точнее, славянский алфавит изобрели два греческих ученых монаха - братья Кирилл и Мефодий. Родом они были из города Солуни, где было в то время много славян, у которых братья и научились славянскому языку. В то время не было азбуки, способной передавать славянскую речь, поэтому в 863 году Кирилл Философ с помощью своего брата создал первый славянский алфавит. После этого братья перевели с греческого на славянский главные христианские книги - Евангелия. Так как многих слов из этих книг у славян не было, братьям приходилось придумывать новые, используя греческие слова. Ученые называют этот язык старославянским. На Русь письменность пришла после крещения ее князем Владимиром в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий. задает третьеклассникам вопросы: “Кто были создатели славянского алфавита? Как назывался язык, которым были написаны первые церковные книги для славян? Ребята, а кто-нибудь догадался, почему же совокупность русских букв можно назвать словом азбука? Давайте прочитаем названия древних русских букв. Завершает ознакомление с этим выпуском - сообщение учителя о том, что каждый год 24 мая отмечается особый праздник -День славянской письменности.

Выпуск шестой называется “Игры со словами”

Ведущий. Сегодня мы узнали много интересного о языке. Поэтому нам необходим небольшой отдых. Вы, конечно, знаете, что существует много разных игр со словами. Самой распространенной является игра, которая называется кроссворд. Как правило, младшие школьники уже знакомы с такой лингвистической игрой по урокам русского зыка, чтения, природоведения.

Корреспондент.

Кое-что о кроссвордах

Составителем первого кроссворда, опубликованного в газете г. Нью-Йорка 21 декабря 1913 г., был английский журналист, который эмигрировал в Америку. Читателям эксперимент понравился, и головоломки этого журналиста стали печататься в самых разных изданиях. Любопытно, что один из первых кроссвордов был составлен в тюрьме. Житель Кейптауна (ЮАР), став виновником автокатастрофы, угодил на три года за решетку. Чтобы скоротать дни в камере, он придумывал слова и вписывал их в квадратные плитки, которыми был вымощен пол. Затем он переносил слова на бумагу, зашифровывал их и посылал в местную газету. Читатели завалили редакцию просьбами продолжить необычную игру. Именно этим рассказом обусловлена иллюстрация к шестой передаче, на которой в шуточной форме изображен заключенный, составляющий кроссворд на полу своей тюремной камеры. Кроме того, на этой передаче дается кроссворд, который предлагается отгадать третьеклассникам. Если позволяет время, шестиклассники рассказывают о других играх со словами, которые они знают. Завершает урок учитель-ведущий. Он сообщает материал, который был представлен в ходе передачи, и говорит, что ребята могут написать письма в адрес передачи, в которых ребята могут написать, что бы они еще хотели узнать о русском языке, задать вопросы по теме этого выпуска, a также выразить пожелания об иных формах его проведения. Таким образом, встречи школьников разного возраста при подготовке и проведении передачи “Пусть говорят” могут состояться не один раз.