Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • осознать понятие “высказывание”;
  • развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  • развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  • развивать информационную культуру.

Тип урока: формирование новых ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, рабочие тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (5 мин).
  3. Постановка учебной задачи (5 мин).
  4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
  5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).
  6. Рефлексия (5 мин).
  7. Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
  8. Самостоятельная работа учащихся (10 мин).

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический).

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс разделен на три группы.

– Чем занимались на прошлом уроке? (Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия).

– Мы продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация знаний

Кто больше?

На листе бумаги записать как можно больше элементов множества “Деревья”. (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)

Жадные числа

В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55 (Рисунок 1).

Рисунок 1

– Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение).

– Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками). Вывешивается схема (рисунок 2).

Рисунок 2

– Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76).

– В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).

Найди объединение

На рисунках (Рисунки 3 – 8) найти и заштриховать объединение множеств (2 рисунка на группу). Объяснение детей.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9).

Рисунок 9

– Все ли вам понятно?

3. Постановка учебной задачи

– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).

– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).

– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).

– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).

– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа с подсказками на стр. 6.

– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).

– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).

– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).

– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10).

Рисунок 10

– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).

5. Первичное закрепление во внешней речи

№ 8, стр. 6

– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).

– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).

– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).

Распределение слов в схеме.

– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).

– Заштрихуйте и т.д.

– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;

если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;

если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.

– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).

Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.

Проверка.

– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;

высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;

высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.

6. Рефлексия

– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие трудности вы испытали на уроке?

– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание и его инструктаж

№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.

8. Самостоятельная работа учащихся

(Приложение 1) Презентация “Истинность сложного высказывания”.