Цели урока:
- осознать понятие “высказывание”;
- развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
- развивать информационную культуру.
Тип урока: формирование новых ЗУН.
Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, рабочие тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний учащихся (5 мин).
- Постановка учебной задачи (5 мин).
- Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
- Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).
- Рефлексия (5 мин).
- Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин).
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический).
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс разделен на три группы.
– Чем занимались на прошлом уроке? (Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия).
– Мы продолжим работать на уроке с множествами.
2. Актуализация знаний
Кто больше?
На листе бумаги записать как можно больше элементов множества “Деревья”. (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Жадные числа
В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55 (Рисунок 1).
Рисунок 1
– Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение).
– Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками). Вывешивается схема (рисунок 2).
Рисунок 2
– Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76).
– В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).
Найди объединение
На рисунках (Рисунки 3 – 8) найти и заштриховать объединение множеств (2 рисунка на группу). Объяснение детей.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9).
Рисунок 9
– Все ли вам понятно?
3. Постановка учебной задачи
– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).
– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).
– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).
– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).
– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Работа с подсказками на стр. 6.
– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).
– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).
– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).
– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10).
Рисунок 10
– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).
5. Первичное закрепление во внешней речи
№ 8, стр. 6
– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).
– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).
– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).
Распределение слов в схеме.
– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).
– Заштрихуйте и т.д.
– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;
если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;
если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).
Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.
Проверка.
– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;
высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;
высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание и его инструктаж
№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.
8. Самостоятельная работа учащихся
(Приложение 1) Презентация “Истинность сложного высказывания”.