История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе общеобразовательная программа средней школы указывает на необходимость давать школьникам глубокие и прочные знания основ наук, формировать материалистическое мировоззрение. Эти требования предполагают дальнейшее совершенствование межпредметного образования, т. е. разработку новых методов обучения практическим умениям и навыкам в области естественно-философских наук, создавая тем самым основу для исследовательского обучения: связи науки с жизнью.
Человек в своем развитии органично воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. В человеческой практике - мир есть движущаяся в пространстве и во времени материя. Поэтому пространство и время столь же вечны и бесконечны, как и сама материя. Философские категории пространства и времени являются итогом многовекового познания человеком окружающей действительности, теми ступеньками, по которым поднималось его познание в процессе овладения тайными природы. Вместе с тем любые категории служат орудием дальнейшего познания, средством правильного, научного анализа событий, фактов, проблем. Великий философ Фейербах заметил, что “пространство и время - не простые формы явлений, а коренные условия бытия”.
Говоря о пространстве, мы обычно имеем в виду, что тот или иной предмет занимает определенное место, имеет три измерения: длину, ширину, высоту. И для того чтобы изменения одного материального объекта вызвали соответствующие изменения в других материальных объектах, необходимо определить время. Время, выражает в изменении и развитии материи, обладает свойством необратимости. Прошлое нельзя изменить, в прошлое нельзя возвратиться
Время мы в школе характеризуем как начало или длительность событий. Философия не ограничивается этим, она рассматривает вопросы об объективности пространства и времени, об их связи с движущейся материей. Все материальные предметы и явления имеют пространственную протяженность, форму и размеры. Протяженность как относительно устойчивое взаимодействие внутренне связанных между собой материальных процессов обусловлена свойствами движущейся материи.
Наши предки жили временными ассоциациями расчленяющими время на интервалы. Они выделяли не такие параметры, как продолжительность или направленность, а повторяемость известных ему явлений. Солнце и Луна, которые демонстрировали вечную повторяемость, возводились в ранг божества. Лунный месяц был самой распространенной единицей измерения времени, имеющего длинный период.
Возникшее понятие времени далее развивалось в системе философии и наук о природе. Биохронометрия - наука об измерении времени в живых системах - за последние годы накопила множество интересных научных фактов и гипотез, объясняющих, что является физиологической основой чувства времени, с помощью каких механизмов животные и человек способны измерять время, чувствовать его ритм. Количественная и качественная стороны вещей тесно взаимосвязаны. Они находятся в неразрывном единстве и взаимно обуславливают друг друга, являясь двумя сторонами любой вещи, любого явления.
Единство количественной и качественной сторон предмета называется мерой. Категория меры выражает тот факт, что основным философским категориям любой вещи в пространстве и времени: длине, массе, объему, времени соответствует отнюдь не любое, а строго определенное количество.
За последние десятилетия в нашей стране и за рубежом отмечается небывалый рост к естественно-научным знаниям и традициям своих предков. Человек все более осознает, что он неотделим и зависим от окружающей живой среды, что она меняется на его глазах и что ее нынешний облик есть продукт длительных изменений в далеком прошлом. Осознание таких непреложных истин имеет не только познавательное, но и в конечном счете огромное нравственное воспитательное значение для нынешних школьников.
Изучение повседневности предков – это огромнейший пласт информации. Учителем разработана программа обучения физики региональным национальным компонентом, где особое внимание уделено исследовательской работе учащихся. С её помощью выдвигаются и решаются вопросы философских категорий, которые выражают устойчивые всеобщие связи между различными сторонами явлений.
Практика является не только основой познания, его стимулом, но и критерием истины наших знаний. “Наука начинается с измерений...” - эти слова великого русского учёного Д. И. Менделеева сегодня особенно актуальны. Действительно, трудно представить себе любую отрасль современной науки, техники и промышленного производства без чётко налаженной системы измерений. Поэтому так важны навыки измерения различных физических величин. Умение производить измерения - один из важных элементов политехнической подготовки школьников, необходимой людям самых различных профессии.
Человек воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. Измерение - один из основных способов познания природы, её явлений и законов.
И не случайно, раскрытие философской сущности дометрических единиц измерения народа саха, нынешним учащимся века информационных технологий, представляется в виде выполнения внекласных практических работ по физике в седьмом классе.