Урок риторики "Фотография души: Зачем, о чем и как писать письма"

Разделы: Начальная школа


Цели: развитие речи учащихся, формирование умения правильного и грамотного оформления письменной речи.

Оборудование: рисунок 1, рисунок 2, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, дорогие корреспонденты.

Ученики:

Мы не корреспонденты.

Учитель:

Кто же такой корреспондент?

Ученики:

Тот, кто пишет статьи в газеты и журналы.

Учитель:

Не только. В словаре сказано, что корреспондент – это лицо, находящееся с кем-нибудь в переписке. Значит, каждый из вас может им стать. В каком случае?

Ученики:

Когда мы пишем письма.

Учитель:

А знаете ли вы, зачем, о чем и как писать письма?

Ученики:

Чтобы передать какое-нибудь сообщение, информацию.

Учитель:

Верно, с этого все начиналось. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и поэтому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны-тамтамы, далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали, дальше передают. (рисунок1)

Другие дымом «переписываются»: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам индейцев: война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.

И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты: язык цветов очень древнее изобретение. Нравится ли вам такая «переписка»?

Ученики:

Да, но таким способом нельзя точно передать информацию.

Учитель:

Конечно. Представьте: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы. (рисунок 2)

(Ученики разыгрывают ситуацию, раскладывают игрушки: мышь, лягушку, птицу и 5 стрел).

Учитель:

Попробуйте-ка разобраться, что все это значит.

(Ученики предлагают версии ответа).

Учитель:

Вот, что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами. Прямо кроссворд какой-то.

С рисунками тоже ненамного лучше. Попробуйте нарисовать «Я тебя уважаю».

(Ученики пытаются выполнить задание).

Учитель:

Не получается. Поэтому просто замечательно, что люди изобрели письменность, и теперь каждый грамотный человек может написать и прочитать письмо. Одна моя знакомая девочка очень любит читать письма. Причем все: свои, мамины, старшего брата.

Ученики:

Чужие письма читать нельзя.

Учитель:

Конечно нельзя. Это первое правило культуры письма – тайна за семью замками. Попытаться заглянуть в них – все равно, что влезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину. Мы не будем читать чужие письма, мы их придумаем, ведь нам обязательно надо разобраться, о чем и как их писать.

И так перед нами два письма.

1 ученик:

«Здравствуй, Света!

Я живу хорошо. А ты как живешь? Учусь я хорошо. А ты как учишься? Здоровье у меня хорошее. А у тебя какое здоровье? Погода у нас хорошая. А у вас какая погода? Ну все, писать больше нечего.

До свидания ».

«Привет, Женя!

Пишет Игорь. Ты сказал, что пришлешь нам фантики. Я сказал, что ты мне первому пришлешь, а Вовка говорит, что ты ему первому пришлешь, а мне второму. Ты пришли фантики мне первому, а ему второму. Пусть не задается. Жду ответа».

Учитель:

Скажите, ребята: будь вы вождями какого-нибудь племени, стали бы вы из-за таких сообщений в барабаны бить или костры жечь?

Ученики:

Нет. В первом письме почти нет информации, а второе написано по такому пустяковому поводу, что и писать не стоило.

Учитель:

А о чем же можно писать в письмах?

Ученики:

Можно писать о повседневной жизни, о школе, о спорте, о своей семье. Можно поделиться мыслями о книге, фильме, спектакле, рассказать о своих проблемах.

Учитель:

Верно. Говорят, что письмо – фотография души. Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроения, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. Но нужно твердо знать при этом, что именно интересует того, кому вы пишите. Содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.

Сейчас вы услышите отрывки из трех писем. Одно из них адресовано маме, другое - подруге, третье – в редакцию детской газеты. Догадайтесь, какое – кому.

1 ученик:

«…Вот уже месяц как мы живем в другом городе. Мне здесь очень нравится. Много памятников и красивых домов. Ребята в классе, где я теперь учусь, очень хорошие, только мне кажется, что лучше нашего 3А на свете нет. Я очень по всем соскучилась. Передай привет своим маме и папе».

 

2 ученик:

«…У бабушки все в порядке. Я ей помогаю по хозяйству. Она шутит, что не справится без меня, когда кончится лето, и я опять вернусь в город. Помнишь Пушка – котенка, которого мы ей привезли в прошлом году? Он очень вырос, стал важным и строгим. Как дела у вас? Как папа и Аленка?»

3 ученик:

«…На прошлой неделе у нас в школе был конкурс рисунков «Учимся жить вместе». Были очень интересные работы. Было бы здорово увидеть их фото в газете…»

Ученики:

Первое письмо адресовано подруге, второе – маме, третье – в редакцию газеты.

Учитель:

Очень важно не только кому, но и как мы пишем. Один мальчик, поздравляя бабушку, которая давно на пенсии, написал так:

«Дорогая бабушка!

Поздравляю тебя с старшего поколения. Желаю тебе здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни».

Какую ошибку он допустил?

Ученики:

Бабушка давно на пенсии, а он пожелал ей успехов в труде.

Учитель:

Он написал «как все», но письмо – это только ваши мысли и чувства. Как бы вы поздравляли свою бабушку? Попробуйте каждый составить текст поздравления.

(Ученики читают свои тексты).

Учитель:

И еще очень важная вещь. Конечно, письмо не контрольный диктант по русскому языку, но если в пятнадцати строках угнездились двадцать ошибок, одиннадцать исправлений и пять клякс, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишете.

В рассказе В. Драгунского есть такой эпизод. Старому учителю, прозванному Колом, «Фантомас» написал и прикрепил к почтовому ящику рваненькую, кривую записку в стихах: (на доске). «Кол, а Кол! Фкалю ф тибе укол!». Утром обнаружилось, что на этом листе были исправлены красном карандашом все ошибки. В конце стояла единица. И аккуратная, четкая приписка: «Кому бы ты не написал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги». Прекрасный совет, обязательный не только для «Фантомаса».

Представьте себе на месте старого учителя и исправьте ошибки, допущенные неграмотными корреспондентами.

(Ученики, работая в группах, исправляют ошибки в тексте, предложенном учителем для каждой группы).

Учитель:

А вот еще несколько правил оформления писем. Помогите мне их сформулировать.

(Каждой группе раздаются памятки с предложениями, которые они должны закончить).

1. В правом верхнем углу должна быть поставлена (что?)
[дата]
2. Обращение обычно пишут … (где?)
[в начале письма, в середине первой строки]
3. В конце письма следует … (что сделать?)
[поставить подпись]
4. Поля оставлять … (подчеркнуть правильное)
[можно, нужно, необязательно]
5. Почерк должен быть … (каким?)
[аккуратным]
6. Писать карандашом … (подчеркнуть правильное)
[можно, нельзя, в крайнем случае]
7. Чистый, неизмятый конверт подписывают … (как?)
[аккуратно, разборчиво]

(Ученики зачитывают правильный вариант).

Учитель:

Итак, что же нужно помнить, когда берешь в руки бумагу и ручку, каковы правила культуры письма.

(Ученики говорят, учитель записывает на доске).

1. Нельзя читать чужие письма.
2. Прежде, чем начать, подумай, о чем будешь писать, и интересна ли твоя информация адресату.
3. Помни, кому ты пишешь и в зависимости от этого строй свою речь.
4. Правильно оформляй письмо.

Учитель:

Люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте и на коже. Много сил потребовалось для того, чтобы перед вами лег чистый лист бумаги. Посмотрите, как он прекрасен! Сейчас вы нарушите его белизну. Для чего? Для того, чтобы кто-то читал и перечитывал, бережно хранил дорогое письмо? Или для того, чтобы запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил в мусорное ведро?

Пишите письма ребята!

Домашнее задание: написать письмо.