Цели: развитие речи учащихся, формирование умения правильного и грамотного оформления письменной речи.
Оборудование: рисунок 1, рисунок 2, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте, дорогие корреспонденты.
Ученики:
Мы не корреспонденты.
Учитель:
Кто же такой корреспондент?
Ученики:
Тот, кто пишет статьи в газеты и журналы.
Учитель:
Не только. В словаре сказано, что корреспондент – это лицо, находящееся с кем-нибудь в переписке. Значит, каждый из вас может им стать. В каком случае?
Ученики:
Когда мы пишем письма.
Учитель:
А знаете ли вы, зачем, о чем и как писать письма?
Ученики:
Чтобы передать какое-нибудь сообщение, информацию.
Учитель:
Верно, с этого все начиналось. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и поэтому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны-тамтамы, далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали, дальше передают. (рисунок1)
Другие дымом «переписываются»: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам индейцев: война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.
И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты: язык цветов очень древнее изобретение. Нравится ли вам такая «переписка»?
Ученики:
Да, но таким способом нельзя точно передать информацию.
Учитель:
Конечно. Представьте: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы. (рисунок 2)
(Ученики разыгрывают ситуацию, раскладывают игрушки: мышь, лягушку, птицу и 5 стрел).
Учитель:
Попробуйте-ка разобраться, что все это значит.
(Ученики предлагают версии ответа).
Учитель:
Вот, что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами. Прямо кроссворд какой-то.
С рисунками тоже ненамного лучше. Попробуйте нарисовать «Я тебя уважаю».
(Ученики пытаются выполнить задание).
Учитель:
Не получается. Поэтому просто замечательно, что люди изобрели письменность, и теперь каждый грамотный человек может написать и прочитать письмо. Одна моя знакомая девочка очень любит читать письма. Причем все: свои, мамины, старшего брата.
Ученики:
Чужие письма читать нельзя.
Учитель:
Конечно нельзя. Это первое правило культуры письма – тайна за семью замками. Попытаться заглянуть в них – все равно, что влезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину. Мы не будем читать чужие письма, мы их придумаем, ведь нам обязательно надо разобраться, о чем и как их писать.
И так перед нами два письма.
1 ученик:
«Здравствуй, Света!
Я живу хорошо. А ты как живешь? Учусь я хорошо. А ты как учишься? Здоровье у меня хорошее. А у тебя какое здоровье? Погода у нас хорошая. А у вас какая погода? Ну все, писать больше нечего.
До свидания ».
«Привет, Женя!
Пишет Игорь. Ты сказал, что пришлешь нам фантики. Я сказал, что ты мне первому пришлешь, а Вовка говорит, что ты ему первому пришлешь, а мне второму. Ты пришли фантики мне первому, а ему второму. Пусть не задается. Жду ответа».
Учитель:
Скажите, ребята: будь вы вождями какого-нибудь племени, стали бы вы из-за таких сообщений в барабаны бить или костры жечь?
Ученики:
Нет. В первом письме почти нет информации, а второе написано по такому пустяковому поводу, что и писать не стоило.
Учитель:
А о чем же можно писать в письмах?
Ученики:
Можно писать о повседневной жизни, о школе, о спорте, о своей семье. Можно поделиться мыслями о книге, фильме, спектакле, рассказать о своих проблемах.
Учитель:
Верно. Говорят, что письмо – фотография души. Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроения, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. Но нужно твердо знать при этом, что именно интересует того, кому вы пишите. Содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.
Сейчас вы услышите отрывки из трех писем. Одно из них адресовано маме, другое - подруге, третье – в редакцию детской газеты. Догадайтесь, какое – кому.
1 ученик:
«…Вот уже месяц как мы живем в другом городе. Мне здесь очень нравится. Много памятников и красивых домов. Ребята в классе, где я теперь учусь, очень хорошие, только мне кажется, что лучше нашего 3А на свете нет. Я очень по всем соскучилась. Передай привет своим маме и папе».
2 ученик:
«…У бабушки все в порядке. Я ей помогаю по хозяйству. Она шутит, что не справится без меня, когда кончится лето, и я опять вернусь в город. Помнишь Пушка – котенка, которого мы ей привезли в прошлом году? Он очень вырос, стал важным и строгим. Как дела у вас? Как папа и Аленка?»
3 ученик:
«…На прошлой неделе у нас в школе был конкурс рисунков «Учимся жить вместе». Были очень интересные работы. Было бы здорово увидеть их фото в газете…»
Ученики:
Первое письмо адресовано подруге, второе – маме, третье – в редакцию газеты.
Учитель:
Очень важно не только кому, но и как мы пишем. Один мальчик, поздравляя бабушку, которая давно на пенсии, написал так:
«Дорогая бабушка!
Поздравляю тебя с старшего поколения. Желаю тебе здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни».
Какую ошибку он допустил?
Ученики:
Бабушка давно на пенсии, а он пожелал ей успехов в труде.
Учитель:
Он написал «как все», но письмо – это только ваши мысли и чувства. Как бы вы поздравляли свою бабушку? Попробуйте каждый составить текст поздравления.
(Ученики читают свои тексты).
Учитель:
И еще очень важная вещь. Конечно, письмо не контрольный диктант по русскому языку, но если в пятнадцати строках угнездились двадцать ошибок, одиннадцать исправлений и пять клякс, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишете.
В рассказе В. Драгунского есть такой эпизод. Старому учителю, прозванному Колом, «Фантомас» написал и прикрепил к почтовому ящику рваненькую, кривую записку в стихах: (на доске). «Кол, а Кол! Фкалю ф тибе укол!». Утром обнаружилось, что на этом листе были исправлены красном карандашом все ошибки. В конце стояла единица. И аккуратная, четкая приписка: «Кому бы ты не написал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги». Прекрасный совет, обязательный не только для «Фантомаса».
Представьте себе на месте старого учителя и исправьте ошибки, допущенные неграмотными корреспондентами.
(Ученики, работая в группах, исправляют ошибки в тексте, предложенном учителем для каждой группы).
Учитель:
А вот еще несколько правил оформления писем. Помогите мне их сформулировать.
(Каждой группе раздаются памятки с предложениями, которые они должны закончить).
1. В правом верхнем углу должна быть поставлена | (что?) |
[дата] | |
2. Обращение обычно пишут … | (где?) |
[в начале письма, в середине первой строки] | |
3. В конце письма следует … | (что сделать?) |
[поставить подпись] | |
4. Поля оставлять … | (подчеркнуть правильное) |
[можно, нужно, необязательно] | |
5. Почерк должен быть … | (каким?) |
[аккуратным] | |
6. Писать карандашом … | (подчеркнуть правильное) |
[можно, нельзя, в крайнем случае] | |
7. Чистый, неизмятый конверт подписывают … | (как?) |
[аккуратно, разборчиво] |
(Ученики зачитывают правильный вариант).
Учитель:
Итак, что же нужно помнить, когда берешь в руки бумагу и ручку, каковы правила культуры письма.
(Ученики говорят, учитель записывает на доске).
1. Нельзя читать чужие письма.
2. Прежде, чем начать, подумай, о чем будешь писать, и интересна ли твоя информация адресату.
3. Помни, кому ты пишешь и в зависимости от этого строй свою речь.
4. Правильно оформляй письмо.
Учитель:
Люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте и на коже. Много сил потребовалось для того, чтобы перед вами лег чистый лист бумаги. Посмотрите, как он прекрасен! Сейчас вы нарушите его белизну. Для чего? Для того, чтобы кто-то читал и перечитывал, бережно хранил дорогое письмо? Или для того, чтобы запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил в мусорное ведро?
Пишите письма ребята!
Домашнее задание: написать письмо.