Цели урока:
- Создать условия для формирования представления об архитектуре, как искусстве; о русских архитекторах, о значении их деятельности для России, для человечества.
- Развивать интерес к истории и другим наукам; продолжать развивать интеллектуальные умения, положительные качества личности ребёнка.
- Воспитывать чувство гордости за Россию, давшую миру великих зодчих.
Подготовка к уроку:
Задание по группам:
- Рассказ о любой картине известного русского художника (экскурсовод)
- Рассказ о жизни и творчестве известного иконописца (биограф)
- Рассказ об одном из народных промыслов (реставратор)
Оборудование:
Репродукции с изображением памятников архитектуры, карточки с опорными словами: “зодчий”, “архитектор”, карточки для помощников “Странички истории” (тексты, рассказывающие о памятниках архитектуры), учебник “Введение в историю” Е.В.Саплиной, А.И. Саплина.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы снова в гостях у великих мастеров. Вам предстоит открыть для себя новые имена. Но сначала я предлагаю вам посетить наш музей и увидеть результаты работы каждой группы.
1 группа: В.М.Васнецов “Богатыри” (рассказ экскурсовода о картине)
2 группа: А.Рублёв. Жизнь и творчество (рассказ биографа)
3 группа: Народные умельцы (работа реставратора)
2. Введение в тему.
- Обратите внимание на доску. О чём вам говорят эти фамилии?
- Баженов
- Казаков
- Растрелли
- Монферран
- Это тоже мастера, только род их деятельности другой. Это “каменных дел мастера”.
- Как вы понимаете это выражение? Почему их так называли?
Издревле таких мастеров на Руси называли зодчими. Кто же это? (Это архитекторы).
- Итак, перед нами два слова, обозначающие одно и то же понятие:
Зодчий – так в старину называли архитектора.
Архитектор – специалист по строительству зданий.
- Надеюсь, вы уже догадались, о ком мы будем говорить. (Речь пойдёт о мастерах “каменных дел” - о русских архитекторах).
3. Изучение нового материала.
- Камень – древний строительный материал. Руками зодчих созданы замечательные сооружения из камня во всех уголках нашей страны. К сожалению, далеко не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Но те, что сохранились, радуют нас своей красотой и совершенством.
- Я предлагаю вам отправиться в Москву, где мы сможем познакомиться с творениями великих архитекторов.
- Храм Василия Блаженного
- Что поражает, удивляет вас при первом взгляде на творение великих русских мастеров?
- На что похож храм, что напоминает? (сказочный дворец)
- Работа с текстом учебника (стр. 87 – 90)
Словарь: юродивыми или блаженными на Руси называли калек, увечных или душевнобольных людей.
- Дом Пашкова
Сообщение помощника:
- Дом Пашкова считается самым совершенным творением выдающегося русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Здание было построено на сложном месте – на склоне высокого холма. Однако Баженов эти неудобства превратил в достоинства. Возвышаясь наподобие замка, своей изящной красотой здание невольно обращает на себя внимание.
- Почему же дом так привлекает внимание? (Дом украшен колоннами, каменными венками, статуями. С холма к городу спускается сад. Здание похоже на белого лебедя, расправившего крылья и собирающегося взлететь).
- Такие дома строили себе дворяне, а какие дворцы возводили для царей! Переезжаем в Петербург, где в самом городе и его пригородах расположены великолепные памятники архитектуры.
- Екатерининский дворец
- Построен для Екатерины II в Царском Селе (загородная резиденция русских царей, теперь это город Пушкин) в 1752 – 1757 гг. по проекту архитектора В.В.Растрелли.
- Как вы думаете, по каким признакам можно было догадаться, что перед нами царский дворец? (предположения детей).
Сообщение помощника:
- Дворец представляет собой трёхэтажное здание, протянувшееся более чем на 300 метров. Он был украшен белыми полуколоннами, множеством статуй, резными наличниками больших окон. Дворец окружён великолепным парком. Но особенно поражает роскошью и великолепием внутреннее убранство дворца. Золоченая резьба по дереву, огромные зеркала, простор, расписные потолки. Днём дворец был наполнен светом, льющимся из больших окон. Вечером его освещало множество свечей, свет которых отражался висевших между окнами зеркалах.
- Известно изречение, что Растрелли был одним из зодчих, “которые город-порт и город-крепость превратили в город дворцов”.
- Александровская колонна
- Находится в центре Дворцовой площади. Проект колонны в 1829 году создал архитектор А.А. Монферран, который в это же время был занят строительством Исаакиевского собора.
- Как вы думаете, какому событию было посвящено это величественное сооружение?
Сообщение помощника:
- Колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года. Её венчает изображение ангела с крестом, попирающего змею. Это символ народного подвига в этой войне. Для колонны был вырублен из скалы кусок гранита длиной более 30 метров и толщиной около 7 метров, затем его обтёсывали и полировали. На Дворцовой площади соорудили пьедестал, под который забили 1250 сосновых свай, забили гранитные блоки. Эти работы продолжались два месяца, а сам колонна была установлена за два часа. Но самое любопытное, связанное с Александровской колонной, заключается в том, что эта колонна никак не закреплена и держится только благодаря тяжести собственного веса (66 тонн) и точным расчётам.
- Конечно, мы не можем поговорить на уроке обо всех творениях великих мастеров. Но мы увидели храм, дворянский дом, монументальное сооружение и царский дворец. Каждое сооружение имело своё предназначение, они различны по своим архитектурным задумкам и решениям. Тем не менее, есть то, что их объединяет.
- Как вы думаете, чем похожи все эти памятники архитектуры? (красота, великолепие, размах, мощь, нарядный, величественный вид, украшение города, гордость России)
- Люди, придумавшие такую красоту и воплотившие её в жизнь, бесспорно, талантливы. Но только ли талант необходим человеку для творчества, для работы? (Детям предлагается словарик, из которого они могут выбрать необходимые качества: трудолюбие, целеустремлённость, любознательность, тяга к знаниям, смелость, наблюдательность, упорство).
- Скажите, есть ли у вас какая-либо похожая черта характера?
- Значит, каждый из вас в будущем может стать мастером своего дела, если будет стремиться к этому.
4. Итог урока.
- Мы сегодня говорили о мастерах “каменных дел”. Давайте вспомним их ещё раз (читаем фамилии на доске).
- Почему их имена остались в истории не только России, но и в мировой истории, ведь прошло достаточно много лет? (Они живы, потому что живы их творения, ведь человек славен делами своими)
5. Домашнее задание (по выбору учащихся).
- Реферат о любом архитекторе. Творческая работа в тетради, стр. 46.
- Узнай, какие старинные здания есть в нашем городе: когда и кем были построены, кому принадлежали.
Странички истории
(дополнительный материал к уроку)
Дом Пашкова
Дом Пашкова считается самым совершенным творением выдающегося русского архитектора Баженова. Дом был построен для богатого землевладельца П.Е.Пашкова. Сегодня здесь размещается филиал Российской государственной библиотеки, Музей книги.
Здание возведено на крутом холме и лицевым фасадом обращено к Кремлю. На склоне холма был разбит сад, внизу обнесённый кованой решёткой. В одном из проектов реставрации предполагается полностью восстановить внешний облик здания.
Необычная конструкция здания производила впечатление, никого не оставляя равнодушным. Возвышаясь наподобие замка, своей изящной красотой здание невольно обращало на себя внимание.
Своеобразную лёгкость, воздушность здания отразил в своём романе “Мастер и Маргарита” М. Булгаков, поместив своего героя Воланда на крышу и предоставив ему дом в качестве площадки для обозрения Москвы двадцатых годов. (“Всё обо всём”, том 11)
Храм Василия Блаженного
Известный во всём мире храм Василия Блаженного, первоначальное название которого “Покровский собор, что на рву”, был построен в 1555-1556 годах. Этот собор, созданный в честь взятия Казани, является крупнейшим российским архитектурным сооружением XVI века.
“Что на рву” означало соседство со рвом, вырытым вокруг Кремля. А вот Василием Блаженным его назвали по имени почитаемого православной церковью юродивого, погребённого у одной из кремлёвских стен. Огромный каменный шатёр или, как его ещё называют, храм-сказка, - дело рук русских зодчих Бармы и Постника, имена которых овеяны легендами. По одной из них Иван Грозный, не желавший, чтобы на Руси появлялись более величественные шедевры, приказал ослепить замечательных архитекторов.
Летописи сообщают, что царь, следуя совету митрополита, повелел соорудить храм из восьми башен (приделов). Каждую из них решено было посвятить святым, чьи праздники совпадали с самыми значительными днями исторического Казанского похода. Но зодчие ослушались царского приказа, поступив, как истинные художники, по своему разумению. Постник и Барма основали восемь приделов вокруг главного, поскольку именно этого требовала элементарная симметрия. И воля непредсказуемого Ивана Грозного отступила перед потрясающей красотой архитектурного решения.
Скромность и лаконизм внутреннего убранства храма как бы подчёркивают, что всё внимание должно быть сосредоточено на его сказочном внешнем облике. Возвышающийся над Красной площадью собор “что на рву” прекрасно сочетается со строгим многоглавием кремлёвских церквей. (“Всё обо всём”, том 9)
Александровская колонна на Дворцовой площади
Если вы бывали в Петербурге, то, наверное, обратили внимание на величественное сооружение в центре Дворцовой площади – Александровскую колонну, которую, как и шпиль Петропавловскую собора, венчает фигура ангела с крестом, но здесь он ещё и попирает змею.
Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела, попирающего змею, представляет собой символ народного подвига в этой войне. Проект этой колонны создал архитектор А.Монферран в 1829 году, который в это же время был занят строительством Исаакиевского собора. После создания проекта два года в Пютерлакском карьере за Выборгом выламывали из скалы гранитный монолит длиной более 30 метров и толщиной около 7 метров, а затем обтёсывали его и полировали. На этих работах было занято свыше 400 рабочих.
В то время, как колонну вырубали и обтёсывали, на Дворцовой площади тоже шли работы. Под основание колонны забили 1250 сосновых свай длиной более шести метров, уложили гранитные блоки, соорудили пьедестал. Эти работы продолжались ещё два месяца после того, как колонна была уже доставлена на площадь, а вот сама колонна была поставлена на место, на котором она стоит и до сих пор, всего за два часа. Правда, на её установке работали две тысячи солдат и четыреста рабочих.
Но самое любопытное, связанное с Александровской колонной, заключается в том, что эта колонна высотой 25,58 метра (а вместе с пьедесталом её высота составляет 47,5 метров) никак не закреплена на основании и держится только благодаря тяжести собственного веса, превышающего 66 тонн, ну и, конечно, точным инженерным расчётам. (“Всё обо всём”, том 12)
Имена в истории
В.В. Растрелли
Крупнейший зодчий середины XVIII века. По происхождению итальянец. Его отец, известный скульптор, был приглашён Петром I в Россию. Растрелли-младший приехал с отцом в Санкт-Петербург и к 1730 году уже был назначен придворным архитектором.
Вся сознательная жизнь и творческая биография Варфоломея Варфоломеевича Растрелли связана с Россией и теснее всего – с Санкт-Петербургом. Здесь осуществлены самые грандиозные его планы: Большой (Екатерининский) дворец (1752 -1757) в Царском Селе, Зимний дворец (1754-1762) и Смольный монастырь (1748 – 1764).
Эти строения представляют три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря. Известно изречение, что Растрелли был одним из зодчих, “которые превратили город-порт и город-крепость превратили в город дворцов”.
М.Ф.Казаков
Великий русский зодчий. Большое значение в становлении Казакова как архитектора имела его совместная семилетняя работа с Баженовым над проектом Кремлёвского дворца.
В 1770-х годах Казаков уже крупный сложившийся мастер. Работы этого времени свидетельствуют о его высоком мастерстве (Сенат в Московском Кремле, усадьба Петровское-Алабино).
В 1780 - 1790-х годах его деятельность была особенно интенсивной и многогранной. Он разрабатывает типы городских жилых домов и общественных зданий, работает в области градостроительства: руководит составлением генерального плана Москвы.
Казаков оказал большое влияние на развитие русской архитектуры не только своим творчеством, но и своей педагогической деятельностью. В 1789 году он организовал архитектурную школу.
А.А.Монферран
По проекту архитектора Монферрана был возведён Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Его строительство продолжалось в течение сорока лет – с 1818 по 1858 год. Он представляет собой грандиозно – купольную композицию. Колонны исполнены из монолитного красного полированного гранита, главный купол – из металла (ко времени постройки это был третий металлический купол в мире).
Центральный купол, высокий барабан которого окружён колоннами, покрыт золоченой кровлей. Наружные стены облицованы серым мрамором.
Исаакиевский собор играет большую роль в общегородском ансамбле. Без его силуэта, увенчанного куполом, который виден с дальних расстояний, вместе с колокольней Петропавловского собора и шпилем Адмиралтейства невозможно представить панораму центральной части Санкт-Петербурга.