Познавательно-речевое занятие "Хлеб всему голова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Продолжать знакомить детей с родным краем, его населением, трудом, которым они занимаются, с жизнью колхозника.
  • Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); для получения хлебобулочных изделий; техникой, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
  • Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
  • Развивать связную речь детей; любовь к родному краю.

Словарь: хлеборобы, зерновые культуры, злаковые культуры, агротехника, бункер, колхозник, борона, культиватор, комбайн, оросительная система, сельскохозяйственное орудие, самосвал, сушилка, элеватор, борона, сеялка, сеяльщица

Предварительная работа:

1. Чтение сказок и рассказов

  • "Мальчик с пальчик"
  • "Мужик и медведь"
  • "Петушок и два мышонка"
  • "Жерновцы"
  • "Лёгкий хлеб"
  • "Песня пахаря" А. Кольцова
  • "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров
  • Москва "Детская лит-ра" 1984г.

2. "Почемучка" – энциклопедия Москва – педагогика 1991 г.

  • Почему земля такая добрая?
  • Почему хлеб бывает белым и черным?
  • Откуда в булочной хлеб?
  • "Что вкусней всего на свете?"
  • "Старинная мукомольная машина"

3. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

4. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.

5. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.

6. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

7. Экскурсии в булочные которые находятся в близи д/сада, знакомство с работой продавцов хлебных магазинов.

8. Провести исследования с семенами зерновых культур: замочить, прорастить, рассмотреть через увеличительное стекло (лупу), растолочь камень о камень (как в древности), убедиться, как превращается зерно в муку.

9. Мы маленькие пекари-кондитеры. Приготовление печенья, фото на память.

10. Дегустирование готовой продукции.

11. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

12. Изготовление книги-самоделки: "Приключение Колобка".

13. Изготовление книги-самоделки: "Маленькая Ирида".

Материал: Звуковое сопровождение "Тропинка", картины с изображением сбора урожая зерновых культур, участие человека и техники при его выращивании, колосья пшеницы, ржи; хлебобулочные изделия, земля в лукошке, картинки с изображением последовательности выращивания зерновых культур, иллюстрации на доске: "Наши предки… ". Картинки к д/игре "Четвёртый лишний", иллюстрации к д/игре "Разложи по порядку", карта-схема "Колосок", скатерть, салфетки с изображением хлебобулочных изделий.

Раздаточный материал: зерна пшеницы, камни по 2 шт., на р-ка, лупы, ростки пшеницы на каждого, модели из геометрических фигур, шуршалки, палочки – деревянные.

Воспитатель: Приглашаю вас на экскурсию в магазин хлебобулочных изделий (на витринах лежит: мука разных сортов, булочки, хлеб, батоны, пряники, печенье, макаронные изделия). Чем пахнет в магазине?

Дети: Размышляют. (душистый, пшеничный, ароматный, свежий…)

Воспитатель: А какие названия хлеба вам знакомы? А чтобы легче вам было размышлять, вам помогут вот эти геометрические фигуры (в контейнере из белого картона находятся разновидности геом. фигур, разного размера, дети выбирают геом. форму и называют, что она им напоминает).

Дети: высказываются (большой овал – мне напоминает батон к чаю).

Воспитатель: Как вы думаете, а какие зерновые культуры используются в производстве для приготовления хлеба…

Дети: Отвечают.

Воспитатель: У меня две коробочки. Что в них лежит, я не знаю. Тихонечко откройте и скажите что это? А как вы думаете, от каких зерновых культур – эти колоски.

Дети: Размышляют.

Воспитатель: А кто из вас вспомнит стихотворение, загадку о колоске. А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предлагаю из деревянных палочек сделать колосок.

Дети: делают из деревянных палочек поле из колосков.

Воспитатель: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что оно не настоящее и так быстро колоски настоящие не могут расти.

Воспитатель: Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы с вами и поговорим об этом даре. У меня в руках находится лукошко. А в лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

Дети: Высказываются.

Воспитатель: Каждому растению, чтобы хорошо расти нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот я и думаю:

"А не отправится ли нам с вами по тропинке на дальнее поле?"

(Дети под музыку змейкой весело идут на дальнее поле (ковёр))

Дети останавливаются (импровизируют поле с помощью своих рук, в руках шуршалки, под текст, шуршат ими).

Воспитатель:

Отчего ты рожь золотая? -
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят,
- Золотые руки растят.

(предлагаю детям присесть рядком да поговорить ладком).

Чтобы вырос хлебный колос, нужен труд десятков рук.

Чьи же это "золотые руки" растят хлеб?

Игра: "Разложи по порядку"

На нашем поле дети находят красивый конверт, а в нём картинки и карточки-схемы колосок. Нам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей, которые вырастили хлеб.

Только раскладывать и рассказывать о действиях я предлагаю вам друг за другом, чтобы никому не было обидно. Если вдруг окажется, что о чём вы хотите рассказать, а этой картинки нет, то вместо неё вы можете положить карточку-схему колосок.

Рассказывать надо по-порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.

Дети: по очереди рассказывают.

(Если необходимо, воспитатель добавляет)

- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора, культиваторы).

- Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).

- На поле зёрна прорастают, появляются всходы.

(Показать детям, как это происходит. Рассматривание росточков с помощью лупы).

- Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.

Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).

- Машины везут зерно на элеватор.

- С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.

- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.

- Пекари пекут хлеб.

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.

- В магазинах люди покупают его.

Воспитатель: хлеборобы в поле работают с любовью, старанием, берегут свой труд, любят свою родную землю.

Воспитатель:

Хлеб ржаной, батоны булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Свои силы не жалеют.

Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

Дети: размышляют.

Воспитатель: Всё верно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

- хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

А что можно приготовить из чёрствого хлеба? (лишнего хлеба).

Дети: размышляют.

Весёлая тропинка опять нас завёт, но завёт она в прошлое. (дети под музыкальное сопровождение передвигаются змейкой к магнитной доске, на которой прикреплены иллюстрации "Наши предки".)

Воспитатель: Помните, мы с вами читали повесть. Давайте попробуем вспомнить, откуда пришло зёрнышко, а помогут нам вот эти иллюстрации.

Дети: оживленно рассказывают, добавляя рассказы друг друга.

Эксперимент: в лукошке зерна пшеницы, камни – плоские, кофемолка.

Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, ложат зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука. Снимают пробу. Размышляют.

Воспитатель: У меня есть кофемолка, давайте засыпем в неё немного зерна и включим. Что вы видите? Что произошло с зерном? Каким способом удобнее было делать муку?

В народе говорят "Что хлеб – всему голова". Что обозначают эти слова?

Дети: высказываются.

Воспитатель: А кто из вас знает пословицы, поговорки о хлебе.

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

Без хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб – достаток и богатство.

Игра: "Четвёртый лишний".

Воспитатель:

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!

Используемая литература

  1. "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров, Москва "Детская литература"1984г.
  2. Энциклопедия "Почемучка", Москва – педагогика 1991г.
  3. Энциклопедия "Сто тысяч почему", М. Ильин, Москва 1989г.
  4. Дошкольное воспитание № 6/2006г. "Хлебушек несущий, нива, нам неси!", стр. 38-41.
  5. Ребенок в детском саду № 4/2002г., "Сказки – занятия бабушки Ани", стр.60-65
  6. Л.П. Молодова "Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск "Асар",2002г , стр. 136-142.