Цели:
- Продолжать знакомить детей с родным краем, его населением, трудом, которым они занимаются, с жизнью колхозника.
- Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); для получения хлебобулочных изделий; техникой, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
- Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
- Развивать связную речь детей; любовь к родному краю.
Словарь: хлеборобы, зерновые культуры, злаковые культуры, агротехника, бункер, колхозник, борона, культиватор, комбайн, оросительная система, сельскохозяйственное орудие, самосвал, сушилка, элеватор, борона, сеялка, сеяльщица
Предварительная работа:
1. Чтение сказок и рассказов
- "Мальчик с пальчик"
- "Мужик и медведь"
- "Петушок и два мышонка"
- "Жерновцы"
- "Лёгкий хлеб"
- "Песня пахаря" А. Кольцова
- "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров
- Москва "Детская лит-ра" 1984г.
2. "Почемучка" – энциклопедия Москва – педагогика 1991 г.
- Почему земля такая добрая?
- Почему хлеб бывает белым и черным?
- Откуда в булочной хлеб?
- "Что вкусней всего на свете?"
- "Старинная мукомольная машина"
3. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.
4. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.
5. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.
6. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.
7. Экскурсии в булочные которые находятся в близи д/сада, знакомство с работой продавцов хлебных магазинов.
8. Провести исследования с семенами зерновых культур: замочить, прорастить, рассмотреть через увеличительное стекло (лупу), растолочь камень о камень (как в древности), убедиться, как превращается зерно в муку.
9. Мы маленькие пекари-кондитеры. Приготовление печенья, фото на память.
10. Дегустирование готовой продукции.
11. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
12. Изготовление книги-самоделки: "Приключение Колобка".
13. Изготовление книги-самоделки: "Маленькая Ирида".
Материал: Звуковое сопровождение "Тропинка", картины с изображением сбора урожая зерновых культур, участие человека и техники при его выращивании, колосья пшеницы, ржи; хлебобулочные изделия, земля в лукошке, картинки с изображением последовательности выращивания зерновых культур, иллюстрации на доске: "Наши предки… ". Картинки к д/игре "Четвёртый лишний", иллюстрации к д/игре "Разложи по порядку", карта-схема "Колосок", скатерть, салфетки с изображением хлебобулочных изделий.
Раздаточный материал: зерна пшеницы, камни по 2 шт., на р-ка, лупы, ростки пшеницы на каждого, модели из геометрических фигур, шуршалки, палочки – деревянные.
Воспитатель: Приглашаю вас на экскурсию в магазин хлебобулочных изделий (на витринах лежит: мука разных сортов, булочки, хлеб, батоны, пряники, печенье, макаронные изделия). Чем пахнет в магазине?
Дети: Размышляют. (душистый, пшеничный, ароматный, свежий…)
Воспитатель: А какие названия хлеба вам знакомы? А чтобы легче вам было размышлять, вам помогут вот эти геометрические фигуры (в контейнере из белого картона находятся разновидности геом. фигур, разного размера, дети выбирают геом. форму и называют, что она им напоминает).
Дети: высказываются (большой овал – мне напоминает батон к чаю).
Воспитатель: Как вы думаете, а какие зерновые культуры используются в производстве для приготовления хлеба…
Дети: Отвечают.
Воспитатель: У меня две коробочки. Что в них лежит, я не знаю. Тихонечко откройте и скажите что это? А как вы думаете, от каких зерновых культур – эти колоски.
Дети: Размышляют.
Воспитатель: А кто из вас вспомнит стихотворение, загадку о колоске. А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предлагаю из деревянных палочек сделать колосок.
Дети: делают из деревянных палочек поле из колосков. |
Воспитатель: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что оно не настоящее и так быстро колоски настоящие не могут расти.
Воспитатель: Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы с вами и поговорим об этом даре. У меня в руках находится лукошко. А в лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?
Дети: Высказываются.
Воспитатель: Каждому растению, чтобы хорошо расти нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот я и думаю:
"А не отправится ли нам с вами по тропинке на дальнее поле?"
(Дети под музыку змейкой весело идут на дальнее поле (ковёр))
Дети останавливаются (импровизируют поле с помощью своих рук, в руках шуршалки, под текст, шуршат ими).
Воспитатель:
Отчего ты рожь золотая? -
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят,
- Золотые руки растят.
(предлагаю детям присесть рядком да поговорить ладком).
Чтобы вырос хлебный колос, нужен труд десятков рук.
Чьи же это "золотые руки" растят хлеб?
Игра: "Разложи по порядку"
На нашем поле дети находят красивый конверт, а в нём картинки и карточки-схемы колосок. Нам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей, которые вырастили хлеб.
Только раскладывать и рассказывать о действиях я предлагаю вам друг за другом, чтобы никому не было обидно. Если вдруг окажется, что о чём вы хотите рассказать, а этой картинки нет, то вместо неё вы можете положить карточку-схему колосок.
Рассказывать надо по-порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.
Дети: по очереди рассказывают.
(Если необходимо, воспитатель добавляет)
- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора, культиваторы).
- Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).
- На поле зёрна прорастают, появляются всходы.
(Показать детям, как это происходит. Рассматривание росточков с помощью лупы).
- Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.
Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).
- Машины везут зерно на элеватор.
- С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.
- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.
- Пекари пекут хлеб.
- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
- В магазинах люди покупают его.
Воспитатель: хлеборобы в поле работают с любовью, старанием, берегут свой труд, любят свою родную землю.
Воспитатель:
Хлеб ржаной, батоны булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Свои силы не жалеют.
Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?
Дети: размышляют.
Воспитатель: Всё верно вы сказали.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
- хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
А что можно приготовить из чёрствого хлеба? (лишнего хлеба).
Дети: размышляют.
Весёлая тропинка опять нас завёт, но завёт она в прошлое. (дети под музыкальное сопровождение передвигаются змейкой к магнитной доске, на которой прикреплены иллюстрации "Наши предки".)
Воспитатель: Помните, мы с вами читали повесть. Давайте попробуем вспомнить, откуда пришло зёрнышко, а помогут нам вот эти иллюстрации.
Дети: оживленно рассказывают, добавляя рассказы друг друга.
Эксперимент: в лукошке зерна пшеницы, камни – плоские, кофемолка.
Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, ложат зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука. Снимают пробу. Размышляют.
Воспитатель: У меня есть кофемолка, давайте засыпем в неё немного зерна и включим. Что вы видите? Что произошло с зерном? Каким способом удобнее было делать муку?
В народе говорят "Что хлеб – всему голова". Что обозначают эти слова?
Дети: высказываются.
Воспитатель: А кто из вас знает пословицы, поговорки о хлебе.
Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
Без хлеба – нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
Хлеб – достаток и богатство.
Игра: "Четвёртый лишний".
Воспитатель:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!
Используемая литература
- "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров, Москва "Детская литература"1984г.
- Энциклопедия "Почемучка", Москва – педагогика 1991г.
- Энциклопедия "Сто тысяч почему", М. Ильин, Москва 1989г.
- Дошкольное воспитание № 6/2006г. "Хлебушек несущий, нива, нам неси!", стр. 38-41.
- Ребенок в детском саду № 4/2002г., "Сказки – занятия бабушки Ани", стр.60-65
- Л.П. Молодова "Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск "Асар",2002г , стр. 136-142.