Тема урока истории в 11-м классе: "Духовная жизнь страны: Период оттепели"

Разделы: История и обществознание


1. Цели, задачи, тип урока, методы, формы и средства обучения на уроке

2. Ход урока

I этап. Постановка целей урока

II этап. Актуализация знаний

III этап. Изложение нового материала

IV этап. Итоги урока

Класс: 11.

Тема урока: “Духовная жизнь страны: “Период оттепели”.

Дидактическая цель: Выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1964 годах.

  • Задачи воспитания:

воспитание самостоятельности, честности и объективности, трудолюбия, отзывчивости и коммуникабельности, критичности и самокритичности.

  • Задачи развития:

развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, умение конспектировать.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.

Основные организационные формы обучения на уроке:

  • фронтальная работа с классом,
  • индивидуальный опрос учащихся,
  • работа с историческим материалом,
  • индивидуальная работа в тетрадях.

Программно-дидактическое обеспечение:

  • компьютерная презентация: Духовная жизнь страны: “Период оттепели” (MS Power Point) Приложение1; (архив .rar)
  • сообщения.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока

Введение

Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип “шестидесятника”, личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества.

II. Актуализация знаний

  1. Какое значение для жизни советского общества имела смерть И.В. Сталина?
  2. Обозначьте возможные пути развития советского общества после смерти “вождя” всех времен и народов?
  3. Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд КПСС?

III. Изложение нового материала

1. Развитие художественной литературы и культуры

Итак, первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни.

Илья Эренбург назвал это время “оттепелью”: - это была не весна с ее полноводными разливами чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог последовать легкий морозец…

Оттепель – утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг.

Для периода “оттепели” характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства.

На перемены, последовавшие в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Многозначной по степени воздействия общество была деятельность Александра Трифоновича Твардовского на посту главного редактора журнала “Новый мир”. Еще до XX съезда в этом журнале появилось новое направление в литературе – обновленческое. Одной из первых таких работ, появившихся в литературе, была статья В.Померанцева “Об искренности в литературе”, где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились статьи Овечкина, Абрамова.

Появляются произведения Ильи Эренбурга, Веры Пановой, Федора Панферова и других. Ими был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Но власть сочла эти работы вредными и отстранила от руководства журналом А. Твардовского.

Были возвращены читателю книги Ивана Кольцова, Исаака Бабеля, Артема Веселого, Ивана Катаева и других. Жизнь ставила вопрос об изменении отношения власти к Союзу писателей. Попытки Александра Фадеева изъять у министерства культуры функции руководства культурой привели его к опале, а затем и гибели.

Работа с историческим документом: “Из предсмертного письма А.А. Фадеева в ЦК КПСС (13 мая 1956)”.

О вполне очевидном трагическом исходе массы благих начинаний говорили в своих произведениях Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев и другие.

Но невозможность и нежелание действовать репрессивными методами в отношении деятелей культуры заставили руководство страны искать другие пути воздействия на деятелей культуры. С 1957 года регулярными стали встречи членов ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева приобретали характер официальных оценок.

Работа с историческими материалами: фонодокумент

  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (Об изобразительном искусстве);
  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О музыке);
  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О театральном искусстве);
  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О литературе).

В это время появились произведения признанных мастеров: “Костер” К. Федина, “Судьба человека” М. Шолохова, “За далью даль” А. Твардовского. Авторами поднималась проблема революции и нравственности, цены победы в войне. Публиковались запрещенные стихи С.А.Есенина, Д.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, рассказы М.М. Зощенко и многие другие. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксенов. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать.

После XX съезда был ослаблен пресс власти в отношении кинематографии, живописи, музыки. Выдающимися достижениями отмечен советский кинематограф. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калатозова “Летят журавли”. Явлениями мирового уровня стали: “Иваново детство” Тарковского, “Чистое небо” Чухрая, “Судьба человека” Бондарчука.

Видеофрагмент: фрагмент из фильма “Летят журавли”.

В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнелюбивыми картинами появляются и другие направления деятельности – появляется так называемый “суровый стиль” - с подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений.

В то же время осуждению подвергались абстракционизм и формализм, ставшие непонятными, а значит “чужими”, вредными и тлетворными для руководства партии и страны.

Больших успехов в рассматриваемый период достигла музыка. Были возращены слушателю произведения А. Шнитке, А.П. Петрова, А.Я. Эшпая, Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, Г.В. Свиридова. С них было снято клеймо антинародного формального направления.

Однако во времена оттепели присутствовали и гонения на деятелей искусства. Ярким примером стало гонение на Бориса Пастернака, получившее название “дело Пастернака”. Роман Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”, посвященный судьбам русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны был отвергнут “Новым миром”, и Гослитиздатом по идеологическим соображениям. Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу Пастернака как “произведение, проникнутое ненавистью к советскому строю”.

Вопрос: ребята, если вы уже читали роман “Доктор Живаго”, то насколько обоснованной считаете такую его оценку?

Автор смог передать рукопись романа итальянскому издательству. В ноябре 1957 г. “Доктор Живаго” был издан в Италии. В течение года он выдержал еще восемь изданий в разных странах. В октябре 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Сразу после присуждения Пастернаку премии Президиум ЦК КПСС принял секретное постановление, предписав организовать проработку поэта в печати и писательских организациях. Руководство Союза писателей единогласно осудило Пастернака и исключило его из членов СП СССР. Затем последовало общее собрание писателей Москвы, гневно осудившее поведение Б. Пастернака. Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: “В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…”. О том, что на самом деле отказ был отнюдь не добровольным, свидетельствует стихотворение Б. Пастернака “Нобелевская премия”:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно —
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,
Я — убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Травля и угрозы подорвали здоровье Пастернака – в 1960 году он скончался.

Вопрос: Травля Б.Пастернака в 1958 г. по своей грубости не уступала кампании против А.Ахматовой и М.Зощенко в 1946 г. И всё же между этими двумя циклами “проработок” имелась существенная разница. В чем она состояла? Чем объяснялась?

Дело Пастернака четко обозначило допустимые для власти пределы “оттепели”.

Настоящим потрясением для советского общества стал выход в свет произведений Александра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Матренин двор”, остро поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни. В то же время скульпторы, художники и другого рода творческие люди подвергались критике за все тот же формализм, безыдейность, недооценку роли коммунистической партии. Все это показывало пределы “оттепели” в духовной жизни.

2. Наука и образование

За все годы существования СССР большое внимание руководство страны уделяло развитию науки. Наука добивается больших успехов, ряд современных физиков были удостоены нобелевской премии: Прохоров и Боссов – за формулирование основ квантовой электроники; Ландау – за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости. В Дубне в 1956 году по инициативе Курчатова был создан международный исследовательский центр, который занимается ядерными исследованиями. В 1949 году СССР стал обладателем ядерной бомбы, а в 53 году, благодаря изысканиям Сахарова и других ученых – водородной бомбы.

В 1957 году было образовано Сибирское отделение академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. В системе академии наук СССР за 1956 – 1958 гг. было создано 48 новых НИИ. Расширилась их география: Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия. К 1959 году в стране имелось около 3200 научных учреждений, численность научных сотрудников приближалась к 300000.

В 1957 году был создан самый мощный в мире синхрофазотрон. Был спущен на воду атомный ледокол “Ленин”. Туполёв создаёт сверхзвуковой самолёт ТУ 144. Практическую космонавтику создаёт Королёв. 4 октября 1957 года был осуществлен запуск в космос первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова. А в 65 г. Леонов впервые в мире совершил выход в космос. Были созданы быстроходные пассажирские суда на подводных крыльях, ракетах.

Возобновились исследования в области генетики. Однако приоритет научных разработок, как и раньше, отдавался интересам военно-промышленного комплекса. Даже космическая программа была программой средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, достижения науки “хрущевской эпохи” закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным.

3. Власть и Церковь

Вопрос: вспомним, каковы были взаимоотношения Церкви и государства, начиная с момента прихода большевиков к власти?

Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?

После войны, принесшей неисчислимые страдания и жертвы, усилилась тяга людей к вере. В условиях сравнительно мягкого отношения властей к Церкви и верующим значительно возросло число венчаний и крестин. Однако господствующая идеология оставалась атеистической. Признаки новых гонений на религию появились в 1954 году, когда было принято постановление ЦК “О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения”.

Пояснение: далее следуют сообщения, подготовленные учащимися. В ходе выступлений в качестве закрепления необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему изменилась политика власти по отношению к Церкви?
  • Какую цель преследовали гонения на духовенство и верующих?
  • Почему потерпела неудачу попытка окончательно уничтожить религию в СССР?

4. Неофициальная культура движения инакомыслящих

Явная двойственность идеологического курса Хрущева, метания от одобрения взрывоопасной повести Солженицына до нападок на осторожные мемуары Эренбурга вызывали растущее раздражение в среде либеральной интеллигенции, избавившейся от удушающего страха сталинских времен. Общество, пережившее ХХ съезд, настойчиво хотело правды. Это желание укреплялось благодаря частичному преодолению “железного занавеса”. Советские люди, пусть и в весьма ограниченных пределах, стали выезжать за границу.

Вопросы:

Какие опасения могли внушать руководству КПСС иностранные туристы?

Почему, если международный туризм так беспокоил советских лидеров, он все же допускался?

Вопреки недовольству властей всё большую популярность, особенно в среде столичной интеллигенции, приобретало творчество художников-авангардистов.

Возникло новое направление поэтического и музыкального творчества — авторская песня. Произведения “поющих поэтов” (бардов) — Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима и многих других — отличались искренностью, недостижимой для официального искусства. С 1960-х гг. начала расти популярность В. Высоцкого. Особое место среди бардов занял А. Галич, творчество которого носило ярко выраженный социально-политический характер. Песни бардов звучали под гитару в походах и экспедициях, у костра и за дружеским столом. Простота интонации и музыки делала авторскую песню доступной самому широкому кругу непрофессиональных исполнителей, а появление бытовых магнитофонов способствовало ее массовому распространению.

Пояснение: далее следуют сообщения, подготовленные учащимися. В ходе выступлений в качестве закрепления необходимо ответить на следующие вопросы:

Почему власти, несмотря на наступившую “оттепель”, продолжали расправы с инакомыслящими, не предпринимавшими никаких насильственных действий?

О чем это свидетельствует?

IV. Итоги урока

Выводы:

  1. Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер.
  2. Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования.
  3. Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.

Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.

Домашнее задание

Список используемой литературы:

  1. История Отечества. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. 2005 г.;
  2. “История России с древнейших времен до конца XX века” (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;
  3. Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;
  4. “КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)” т. 7, М., 1971, 558;
  5. “КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)” т. 8, М., 1972, 566;
  6. https://his.1sept.ru/2001./03/1.htm