Урок риторики в 4-м классе по теме "Улыбка"

Разделы: Начальная школа


На доске:

“Дышите полной грудью,
Пускай никто не плачет,
Дарите радость людям,
Чтоб быть самим богаче”.

Цели:

  1. дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”;
  2. познакомить с разновидностью улыбок;
  3. тренировать умение чувствовать настроение окружающих;
  4. побуждать проявлять свои положительные эмоции;
  5. укреплять чувство уважения к другим людям.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Определение темы урока учащимися.

Шутка, прибаутка - забавная, остроумная поговорка.

Задание: понаблюдайте за реакцией друг друга во время слушания и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

  • Давай дружить: то я к тебе, то ты к себе.
  • Иван, скажи моей лошади: “Тпру!” - “А сам что ж?” - “Губы замерзли”.
  • Медведя поймал! - Веди сюда! - Да, не идет! - Так иди сам! - Да не пускает!
  • Что везешь? - Сено. - Какое сено, ведь то дрова! - А коли видишь, чего спрашиваешь?
  • Чего ты делаешь? - Ничего. - А ты что? - А я ему помогаю.
  • Федул, чего губы надул? - Да кафтан прожег. - Зашить можно? - Да иглы нет. - А велика ли дыра? - Да один ворот остался.

Учитель: Что вы заметили, наблюдая друг за другом? (наши губы непроизвольно растягивались в улыбке). Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Кому понравились шутки? Приготовьте к следующему уроку остроумные поговорки.

II. Звучит песня “Улыбка”. Вступительный диалог.

Учитель предлагает ответить на вопросы.

1. О чем говорит улыбка?

2. Какие чувства она выражает?

3. Так что такое улыбка? (ответы учащихся).

Учитель: Сегодня мы поговорим о разновидности улыбок, вы узнаете, что подчеркивает улыбка, что такое усмешка, ухмылка.

Улыбка, ухмылка, усмешка - это несловесные средства общения.

III. Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, когда люди улыбаются? (ответы учащихся).

Учебник на стр. 16.

Разновидности улыбок: добродушная, веселая, застенчивая, грустная, очаровательная, странная, обаятельная, обезоруживающая. Улыбка материю. Улыбка подчеркивает красоту лица.

Учитель: Сегодня я вас познакомлю еще с одной улыбкой (Мона Лиза - Джаконда). (обсуждение картины). Рассказ учителя о Леонардо да Винчи - итальянский живописец, скульптор, архитектор.

IV. Инсценирование, дидактические игры, тренинг.

1. Сценка (посмотрите, послушайте и озаглавьте) “Поделись улыбкою своей…”.

2. Игра “Тух-тиби-дух”.

Учитель: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало, необходимо сделать следующее: вы начинаете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив соседа, посмотрите ему в глаза и трижды сердито произнесите слово “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо произносить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

(В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово сердито, через некоторое время они не могут не смеяться).

3. Сценка. Что бы вы посоветовали Любе?

4. Улыбка помогает в общении, делает людей приветливыми и учтивыми.

Игра “Добрый гном”.

Каждый учащийся пишет свое имя на листке бумаги и складывает его в несколько раз. Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем, никто не должен вытащить свое имя или рассказать, кто ему достался.

ПАВИЛА: Для того, кто вам достался вы - добрый гном. Это означает, что вы в течение недели должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, все узнают позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все эти добрые дела не должно быть потрачено ни копейки. Сюрпризы должны быть такими: самому что-нибудь смастерить, помочь в учебе, убрать за него рабочее место, поставить стул, помочь в дежурстве и т. п.

(В рамках этой игры учащиеся учатся укреплять чувство уважения к другим людям).

5. Улыбка - лекарство от плохого настроения, скуки, она прогоняет усталость.

Игра “Звезда”. (мелодия)

Учитель: Мы все ощущаем исходящие от других людей флюиды. Мы замечаем, когда у человека хорошее настроение, когда он оптимистично воспринимает окружающий мир. Мы чувствуем, если кто-то огорчен или встревожен. Разумеется, мы ощущаем и то, настроен ли человек по отношению к вам враждебно или дружелюбно.

Приходилось ли вам входить в помещение, где ощущается напряженная атмосфера, где находятся недовольные, раздраженные люди? По каким признакам можно определить плохое настроение? Очень трудно человеку сохранить хорошее настроение в такой ситуации.

А по каким признакам мы узнаем, что в группе царит хорошая атмосфера?

Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте, что над головой висит чудесная золотая звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного, теплого света и этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате. Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: друзьям, знакомым, родным.

Теперь прислушайся к самому себе: ощущаешь ли ты чувства, которые мы посылаем сейчас друг другу. Сохрани в памяти эти чувства, которые и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, хочешь поднять настроение, наполнить себя свежими силами.

А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад.

Вопросы к учащимся.

  • Какие ощущения вы испытали, куда посылали свет своей звезды?
  • Кому вы посылали особенно много света?
  • Было ли ощущение, что ты сам получаешь свет от кого-либо?
  • Что в этой игре было самым трудным для вас?

(В воображаемом путешествии тренируем умение чувствовать настроение окружающих и побуждаем учащихся проявлять свои положительные эмоции).

V. Итог урока.

На доске помещены слова: ирония, этикет, прибаутка, улыбка, усмешка.

Учащиеся уже самостоятельно дают объяснения.

Вопросы:

  • О чем говорит улыбка?
  • Что подчеркивает улыбка?
  • Какие разновидности улыбок существуют?
  • Когда люди улыбаются?

ДЕВИЗ для жизни (на доске) учащиеся объясняют:

“Дышите полной грудью,
Пускай никто не плачет,
Дарите радость людям,
Чтоб быть самим богаче”.

Домашнее задание: подобрать пословицы о веселье, прибаутки; заполнять в течение недели почтовый ящик добрыми советами, пожеланиями.