Опыт работы по теме "Сначала любить, а потом учить"

Разделы: Начальная школа


Многие годы работаю по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Особенностью данной системы является то, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а находятся в постоянном поиске решения возникающих проблем. Сформированные таким образом умения позволяют им находить свой путь в любой ситуации, как в учебной, так и жизненной. На уроках ребенок рассуждает, высказывает свое мнение, потому что “ученик всегда прав”, так как это его точка зрения, и он имеет право ее высказывать и отстаивать. В системе Л.В.Занкова нет детей неодаренных, каждый приходит в мир со своими задатками, каждый ребенок уникален. Система Л. В. Занкова открывает в каждом ученике те возможности, которые даны ему от природы.

Опыт работы в течение многих лет показал, что обучение в системе Л.В.Занкова в большей степени ориентировано на умственное развитие и формально-логическое мышление младшего школьника. Тогда как в этом возрасте дети лучше усваивают учебный материал на эмоционально-чувственном уровне его подачи. Это и обусловило необходимость развития чувственно-волевой сферы младших школьников за счёт взаимодействия с учителями художественного цикла. Произошло объединение на единой методической основе с учителем музыки и учителем изобразительного искусства и театра в целях эмоционально-образного развития младших школьников. С 1993 года и по настоящее время под руководством доктора пед. наук, профессора, зав. кафедрой музыки и музыкального образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова Шишлянниковой Н. П. внедряю интегрированный подход к взаимодействию содержания различных видов искусства на уроках в начальной школе в целях общего развития младших школьников.

В результате совместной деятельности нами были разработаны межпредметные тематические блоки, в которые структурирован учебный материал уроков литературы, музыки, изобразительного искусства. Занятия ведутся на единых методических принципах, на основе взаимодействия различных видов искусства в учебной деятельности.

Межпредметный тематический блок (МТБ) – это самостоятельная структурная дидактическая единица с более высоким уровнем сложности, со своими особыми функциями, которые принципиально не могут быть осуществлены на уровне преподавания отдельно музыки, отдельно литературы, отдельно изобразительного искусства. МТБ не только не противоречат предметной системе обучения, наоборот, сохраняют и используют её в качестве своего функционального основания. Блоки, концентрируя в себе объединяющую тему-идею, надстраиваются над отдельными предметами и направляют художественно-педагогический процесс на уроках в единое русло.

На основе отобранного музыкального, литературного, изобразительного материала в начальной школе выделено, апробировано и внедрено в практику преподавания шесть межпредметных тематических блоков, каждый из которых направлен на формирование различных аспектов мировосприятия школьников. Четыре блока – сквозные, с 1 по 3 классы, два последних появляются лишь в 3 классе. В 4 классе проводятся уроки “Добротолюбия” (самостоятельный предмет на стыке нескольких предметов искусства).

  • Образы природы и человека в пространстве и во времени

Интегрирование литературного, музыкального, живописного материала позволяет одновременно воспринимать и переживать звучащий, пульсирующий и красочный мир.

  • Пусть музыкой звучат сердца

Произведения этого блока способствуют постижению детьми музыкального звучания мира через умение вслушиваться в музыку литературных текстов и произведений изобразительного искусства, а также через собственное музыкальное, изобразительное и литературное творчество детей

  • Сказка в музыке и музыка сказки

Произведения данного блока расширяют возможности постижения музыкального начала жизни через сказочные сюжеты, положенные на музыку. В центре внимания становятся сказки, былины, легенды, на сюжет которых написаны оперы и балеты

  • Загляните в мамины глаза

В этом блоке сосредоточены произведения искусства на тему материнства

  • Наши истоки

Блок “Наши истоки” вбирает в себя произведения устного, музыкального и декоративно-прикладного народного творчества, способствующие постижению звучания жизни в русской фольклорной традиции.

  • Земля моя Хакасия

В блок “Земля моя Хакасия” входят образцы народного творчества и авторские произведения различных видов искусства коренного народа – хакасов во всем своеобразии этнокультурных традиций

Проведению интегрированных занятий с детьми предшествует большая подготовительная работа на отдельных уроках музыки, изобразительного искусства, литературного чтения по накоплению музыкально-слухового опыта, песенного репертуара, элементов танцевальных движений, стихов, сказок, поделок собственными рукам, живописных работ и т.д.

Практическую реализацию такого подхода можно показать на примере блока “Земля моя Хакасия”. Исходя из того, что культура любого народа не может жить в изоляции, происходит непрерывный процесс взаимопроникновения традиций, языков, знаний, искусств, верований с мировой культурой. Особенностью данного блока является органичное включение в тематику занятий этноисторического и национально-культурного материала хакасского народа.

Так, в III классе на уроках музыки, сравнивая черты русской и хакасской песенности, дети находят общее, что их роднит, и различное - необычное восточные интонации, звучание древнего инструмента чатхана. Зрительный ряд из пейзажей Хакассии, изображений певцов и танцоров на фоне степных курганов и таежных полян усиливает впечатление от музыки. Разучиваются хакасские композиторские песни и старинная хакасская народная песенка “Хозанах” (“зайчик”) на хакасском и русском языках. Ребята поют и инсценируют ее, а в процессе прослушивания “Хакасских наигрышей” обнаруживают знакомые интонации этой песни в инструментальном изложении (чатхан, бубен, хомыс, тимир-хомыс и т.д.). Дети знакомятся с этими инструментами, пробуют на них играть.

На уроках изобразительного искусства ребята пишут пейзажи Хакасии, оформляют с учителем выставку “Земля моя Хакасия”. Знакомясь с хакасской вышивкой и узорами, вырезают их из бумаги, а затем переводят на ткань. Рассматривая коллекцию хакасских национальных орнаментов, школьники сами пытаются определить, с севера или с юга Хакасии пришел тот или иной узор. Северные узоры бледнее, тоньше, спокойнее, южные – пышнее, ярче и насыщеннее по цвету. Затем ребята составляют композицию из пейзажей и орнаментов. На последующих уроках изобразительного искусства дети изучают особенности хакасского национального костюма (включая названия отдельных его деталей по-хакасски), вырезают из цветной бумаги женские платья и составляют композицию из пейзажей и силуэтов с костюмами хакасов.

Параллельно на уроках литературного чтения происходит знакомство с волшебными и историческими сказками: “Волшебный чатхан”, “Очен-Матур”, “Кунари”, “Алтын-Арчол”. Дети сочиняют свои сказки в духе хакасских, сравнивают с русскими сказками, находят общие и отличительные черты сказочных образов. Изготовив на уроках ИЗО куклы – фигурки героев сочиненной сказки, на интегрированном уроке разыгрывают эпизоды кукольного спектакля на фоне декораций, составленных из нарисованных ребятами пейзажей Хакасии. Спектакль озвучивается музыкой, песнями в исполнении учащихся.

Заключительный интегрированный урок – это праздник творчества детей и учителей, художественное событие, поскольку каждый ребенок внес свой посильный вклад в общее дело. Дети-хакасы испытывают чувство гордости за культуру своего народа, которая становится предметом рассмотрения на уроках в школе. Русским же ребятам, которые внутренне, в творческой деятельности “проживают” культуру другого народа как свою, она становится близкой и понятной, отношение к ней меняется. Появляется интерес и желание узнать больше о культуре, искусстве хакасского народа.

Воспитание в полиэтнической среде, основанное на принципах уважения к культуре другого народа, на опыте “живого” творчества в интегрированном художественно-педагогическом процессе, является мощным фактором формирования мировосприятия младших школьников всех национальностей.

Такой подход имеет свои преимущества. Отсутствует необходимость в создании отдельной программы, а значит, не требуются дополнительное учебное время и материальные ресурсы. Блочно-урочное структурирование позволяет сохранить цельность и художественно-педагогический смысл типовых программ по искусству, а благодаря наполнению их материалом этнокультурного значения они становятся самобытными и неповторимыми, как самобытен и неповторим каждый народ, населяющий многонациональную Россию.

Особенностью уроков является организация их не как системы обучающих заданий, а как естественной жизни ребёнка в движении, игре, в постоянном диалоге с книгой, писателем, композитором, художником. Если ребенок почувствует всю красоту и неповторимость нашей Земли, ощутит ее беззащитность перед бездумным вмешательством человека, почувствует себя малой частицей единого, живого организма – нашей планеты, никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть малую её часть. Если ребенок с детства поймет, что окружающий его мир – это Божественный дар, такой же, как и он, сам, он будет заботиться, охранять этот дар всеми силами души.

В традиционной педагогике разделены воспитание и обучение на отдельные самостоятельные области. Урок обучает детей знаниям, умениям, навыкам, а воспитание вынесено за рамки урока, во внеклассную работу, планируемую учителем как систему мероприятий воспитательного характера.

В нашем опыте сложилась система воспитывающего обучения и обучающего воспитания. В ней каждый урок по своему содержанию, принципам и методам является воспитывающим в детях духовно-нравственную культуру как основу их отношений к миру, к жизни, к людям, к самим себе. Это стало возможным благодаря интегрированному подходу к структуре и содержанию начального образования, суть которого заключается в том, что искусство (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) становятся источником и способом развития личности младшего школьника. Ведь искусство по своей природе учит видеть мир глазами другого человека, воспринимать и переживать образ мира как живого существа. Синтез разных видов искусства позволяет формировать образ мира живым, красочным, звучащим, пульсирующим. При таком подходе отпадает необходимость планирования системы воспитательных мероприятий традиционного характера по направлениям (трудовое, нравственное, эстетическое и.т.д.).

В нашей практике сложилась иная система единой учебно-воспитательной работы. Поскольку уроки чтения, музыки, изо, театра объединены единой целевой направленностью, а полихудожественный материал этих уроков объединён в межпредметные содержательные блоки, то появилась потребность наработанный общими усилиями материал обобщить и представить в едином комплексном мероприятии (обобщающем художественном событии), которое, как правило, проводится в конце изучения каждого блока и приурочивается к определённым датам.

Положительным в нашем подходе является то, что такая воспитательная работа является естественным продолжением содержания уроков. В детях развивается творческий потенциал и большая степень самостоятельности и активности. Они с большим желанием учатся, участвуют во всех воспитательных мероприятиях не только класса, но и в масштабах школы и города. Дети проявляют свои разносторонние способности в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности: театр, фольклорный ансамбль, танцевальные кружки, различные конкурсы.