Цели образования:
1). Повторить и обобщить знания по темам:
- Россия - страна второго эшелона модернизации: характер и задачи развития;
- политическое развитие Российской империи:
а) 1-я российская революция: задачи, характер, итоги;
б) политическая система думской монархии (1906 - 1917 г.г.);
в) политические партии России: основные направления, лидеры, программы.
- Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги;
- Внешняя политика России (1894 - 1916 г.г.):
а) русско-японская война: задачи России, характер, итоги, причины поражения России;
б) I мировая война: задачи России, характер, участники, основные операции.
2). Продолжить формирование понятийного аппарата.
Цели развития:
- Формирование следующих умений: ставить учебную задачу; работать с понятиями; сравнивать; заполнять схему; обобщать; выделять главное; заполнять таблицу.
Цели воспитания:
- Формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса.
Методы проведения занятия:
- Частично-поисковый и проблемный методы, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
Материальное обеспечение:
- Рабочий лист к занятию, плакат “Российская империя (1894 - 1917г.г., музыкальные произведения – песни “Варяг”, “Варшавянка”, “В лесу родилась ёлочка”, репродукции картин В.В.Верещагина “Апофеоз войны”, “Конец Бородинского сражения”, “Забытый”.
Литература:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. “История России XX - начало XXI веков” - п.1-10.
- Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. “Омский историко-краеведческий словарь”. - М.,1994.
- Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.
Ход урока
Россия в 1895 -1916 годах
1. Россия – страна второго эшелона модернизации (задание 1 - 2 рабочего листа, работа с понятием, сравнивать).
2. Политическое развитие России:
а) первая российская революция (задание 3А рабочего листа, ответить на вопросы);
б) Россия – думская монархия (задание 3Б рабочего листа , схема);
в) политические партии (задание 3В рабочего листа, обобщить, таблица);
г) государственные деятели России (задание 4 рабочего листа, выделить главное).
3. Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, , основные направления, итоги (задание 5 рабочего листа, текст с ошибками).
4. Внешняя политика России: основные направления, события, итоги (задание 6 рабочего листа, таблица).
Организационный момент. Целеполагание.
Наше занятие очень важное. На уроке вы должны создать свой образ Российской империи с опорой на исторические факты, так как для России характерно маятниковое мышление; в советскую эпоху история николаевской России трактовалась крайне отрицательно, в современную эпоху все наоборот – крайне положительно. Нельзя так лихо переписывать историю, нужно извлекать уроки.
1. Россия – страна второго эшелона модернизации.
Прежде всего, нам необходимо убедиться в том, что мы с вами говорим на одном языке. Великий французский философ Рене Декарт любил повторять: “Разберитесь в терминах, и половина человеческих споров будет решена”. Выполним задание 1-го рабочего листа.
Задание 1 рабочего листа.
Дайте определение понятиям:
модернизация | индустриальное | революция |
реформа | общество | синдикат |
сословие | монополия | монархия |
думская монархия | класс | политическая партия |
На рубеже веков Россия, как и другие ведущие страны мира, переживает эпоху модернизации. Определим характер развития России, какие задачи стояли перед страной в начале XX века. В этих целях сравним развитие стран первого и второго эшелонов модернизации, выполним задание 2-го рабочего листа.
Задание 2 рабочего листа.
Сравните развитие стран первого и второго эшелона модернизации:
Линии сравнения | Первый эшелон | Второй эшелон |
1. Страны | Англия, Франция, США | Россия, Германия, Япония |
2. Роль государства в экономике | Политика невмешательства | Политика государственного вмешательства |
3. Взаимоотношение государства и общества | Государство – институт, обслуживающий потребности общества | Государство стоит над обществом |
4. Характер развития | Постепенный, путь реформ | Догоняющий, путь революций |
5. Цель развития | Построить индустриальное общество |
Вывод:
Страны первого и второго эшелонов модернизации строят индустриальное общество, но в странах второго эшелона огромную роль в развитии играет государство и характер развития - догоняющий.
Какие задачи развития стояли перед Россией в начале XX века?
В.О.
1. Построить индустриальное общество.
2. Догнать в своем развитии страны первого эшелона модернизации.
2. Политическое развитие России.
Россия – страна второго эшелона модернизации, поэтому ее путь развития – это путь революции. Охарактеризуем первую российскую революцию, выполним задание 3А рабочего листа.
Задание 3 А) Выполните задание:
1. Назовите задачи, характер, итоги 1-й российской революции.
2. Почему 2-я буржуазно-демократическая революция была возможна?
В.О.
1. Задачи: ликвидировать феодально-крепостнические пережитки, решить аграрный и национальный вопросы.
Характер: буржуазно-демократический, буржуазная по задачам, демократическая по составу участников.
Итоги:
1). Рабочие – сокращение продолжительности рабочего дня, повышение зарплаты, введение системы коллективных договоров;
2). Крестьяне – отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю; 3). Население – право избирать и быть избранным в ГД, право создавать массовые организации, получило ограниченные демократические права.
2. Задачи 1-й революции не были решены.
В результате Манифеста 17 октября 1905 года Россия перестала быть самодержавной монархией, но не стала конституционной. Попытаемся разобраться - почему? Выполним задание 3Б.
Задание 3 Б) Заполните схему “Управление в России (1906 - 1917гг)”:
1. Почему Россию нельзя назвать парламентской монархией?
2. *Сколько Дум работало в Российской империи? Какой император распустил?
3.*Почему издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 года – акт государственного переворота? Почему закон назвали “бесстыжим”?
В.О.
1. В конституционной монархии правительство несет ответственность перед парламентом, парламент обладал правом законодательной инициативы.
2. *Четыре: первую и вторую.
3. *Император не мог без согласия Думы внести изменения в закон; закон перераспределил голоса в пользу помещиков и крупной буржуазии (1=4=65=260=543).
В думской монархии впервые в истории России создаются политические партии. Их было очень много, но все они представляли 3 направления. Охарактеризуем политические партии, выполним задание 3В.
Задание 3 В) Что объединяет ряд?
1). “Союз русского народа”, “Союз Михаила Архангела” (монархические партии).
2). Кадеты, “Союз 17 Октября” (либеральные партии).
3). РСДРП, эсеры, анархисты (социалистические партии).
Приведите в соответствие таблицу “Программа политических партий”.
Название | Национальный вопрос | Аграрный вопрос |
1. “Союз русского народа” | А) Неделимость России, автономия Финляндии | 1. Неприкосновенность земельной собственности |
2. “Союз 17 Октября” | Б) Право наций на самоопределение, федеративное устройство государства | 2. Конфискация частновладельческой земли, национализация земли |
3. Кадеты | В) Право безусловного самоопределения всех наций | 3.Проведение переселенческой политики |
4. РСДРП (большевики) | Г) Единая и неделимая Россия, Россия для русских | 4.Социализация земли, раздел земли по трудовой и потребительской норме |
5. РСДРП (меньшевики) | 5. Муниципализация земли – передача земли в собственность местных органов власти при сохранении крестьянской собственности на землю | |
6. Эсеры | Д) Право наций на культурное самоопределение | 6. Частичное отчуждение частновладельческих земель по “справедливой цене” |
Ответ: …….. 1Г1; 2А3; 3Д6; 4В2; 5В5; 6Б4.
Государственные деятели России.
Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может. Выполните задание 4-го рабочего листа и назовите государственных деятелей Российской империи, оставивших заметный след в российской истории.
Задание 4 рабочего листа. Исторический портрет.
1) О каком российском императоре писал поэт К.Д. Бальмонт:
Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно?(Николай II).
2) Обер-прокурор Святейшего Синода, преподавал гражданское право Александру III и Николаю II, на последнего имел большое влияние. В обществе ходила по рукам сатирическая “Телеграмма Николая II к Вильгельму II”: “Секретно сообщаю Вам, где нужно думать, там я пан. И все решают пополам, …………… и maman” (К.П. Победоносцев).
3) Он был в родстве с поэтом М.Ю Лермонтовым и канцлером А.М. Горчаковым; с его именем связана крупнейшая реформа в годы правления Николая II. Своим оппонентам он однажды твердо ответил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия” (П.А.Столыпин).
4) Министр внутренних дел России (1902 - 1904г.г.), за свою жизнь сумел переменить три религии – лютеранин, католик, православный. Ему принадлежат слова: “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война” (В.К.Плеве).
5) Министр внутренних дел в 1-м российском кабинете С.Ю. Витте. Он предсказал первую мировую войну и ее пагубные для России последствия, за что получил прозвище “российского Нострадамуса” (П.Н.Дурново).
6) Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, Первый премьер-министр Российской империи, граф “Полусахалинский”, автор денежной реформы – золотого империала (С.Ю.Витте).
7) Стоял у истоков партии “Союз 17 Октября”, председатель 3-й Государственной Думы. Был отчаянным дуэлянтом, за вызов на дуэль инженера Китайской ж/д был уволен со службы С.Ю. Витте, за что последний получил от него пощечину (А.И.Гучков).
8) Был одним из лидеров партии социалистов-революционеров, министром земледелия во Временном правительстве второго состава. Недолгое время издавал журнал совместно с М. Горьким (В.М.Чернов).
9) Историк, лидер кадетской партии, умный и проницательный политик, в то же время по укрепившемуся за ним прозвищу – “бог бестактности”. Подлинный эрудит, обладал поразительной памятью, владел чуть ли не 20 языками ( П.Н.Милюков).
Вывод: Какие важнейшие изменения произошли в политическом развитии Российской империи?
3. Столыпинская аграрная реформа.
В результате государственного переворота 3 июня в России сформировалось бонапартистское государство, во внутренней политике которого самое важное место отводится аграрной реформе. Охарактеризуем Столыпинскую аграрную реформу, выполним задание 5-го рабочего листа.
Задание 5 рабочего листа. Найдите ошибки в тексте “Столыпинская аграрная реформа” (8 ошибок).
Причины:
1) Аграрный кризис – аграрное перенаселение составило 3 млн. человек (23 млн. человек).
2) Широкий размах крестьянского движения в годы 1-й буржуазной революции (буржуазно-демократической).
Цели и итоги аграрной реформы:
Цели |
И т о г и |
|
Положительные | Отрицательные | |
Социально-политические: 1. создать социальную опору самодержавия – крепких крестьян общинников(собственников) |
10,3% всех крестьянских хозяйств - фермерские | |
Социально-экономические: 2. сохранить (ликвидировать) крестьянскую общину |
Из общины выделилось 50 % (25%) крестьянских хозяйств, с/х верхушка давала 50 % рыночного хлеба | |
3. решить проблему малоземелья крестьян | На крестьянский двор приходилось 2 - 4 десятины, при норме 6 (8 или 10,5) десятин | |
Экономические: 4. обеспечить подъем с/х и индустриализацию страны |
Хлебный экспорт увеличился на 1/2 (1/3) Урожайность пшеницы повысилась: она составила 157 пудов с десятины (55, 157 – в Германии). |
Основные направления:
1. Сокращение (разрушение) общины и насаждение частной собственности на землю (хутора и отруба).
2. Переселение крестьян в Прибалтику (в Сибирь).
3. Создание крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.
Вывод: Какая цель Столыпинской аграрной реформы была достигнута?
В.О.: Была достигнута экономическая цель за счет увеличения площади обрабатываемых земель, а не роста урожайности.
4. Внешняя политика России.
П.А. Столыпин говорил: “ Дайте мне 20 лет и я преобразую Россию”. История не дала времени ни лично ему (он убит в 1911 году), ни России (в 1914 году вступает в войну).
Охарактеризуем внешнюю политику Российской империи, выполним задание 6-го рабочего листа.
Задание 6 рабочего листа. Заполните таблицу “Внешняя политика Российской империи”:
Вопросы | Дальневосточное направление | Европейское направление |
1. Цели России | 1. Усилить позиции на Дальнем Востоке 2. Выйти к незамерзающим морям Тихого океана |
1. установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы |
2. События | 1904 - 1905 – русско-японская война | 1914-1918 – первая мировая война |
3. Характер войны | Империалистический: | Война за передел мира |
4. Участники | Россия и Япония | Антанта и Тройственный союз (четвертной союз) |
5. Ход (крупнейшие операции) | Крупнейшее сухопутное сражение -
Мукденское Крупнейшее морское сражение - Цусимское |
Восточно-Прусская операция Варшавско-Ивангородская операция Горлицкий прорыв, Брусиловский прорыв |
6. Итоги | Портсмутский мир: 1. Япония получила Южный Сахалин и аренду Порт-Артура, 2. Корея – сфера интересов Японии |
Брестский мир: 1. Уступили территорию в 1 млн. км?; 2. признали независимость Финляндии и Украины; 3. Демобилизовали армию |
7. Причины поражения России | 1. Японии помогли США, Англия; 2. военно-техническое превосходство Японии; 3. ошибки русского командования; 4. невозможность быстрой переброски войск и рассредоточенность русской армии |
Вывод: Смогла ли реализовать свои цели Россия? Что приблизила русско-японская война и первая мировая война?
В.О.:
1. Не реализованы.
2. Войны ускорили складывание революционной ситуации и приблизили начало революций.
Закрепление материала.
Задание 7 рабочего листа. Выполните тест.
Раиса Адамовна _______________ в 1903 году написала стихотворение, которое стало детским новогодним гимном. Музыку в 1905 году написал Леонид Карлович Бекман, агроном по специальности и большой любитель музыки. Песенка имела большой успех и получила одобрение С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова. У нас Рождение Христа связано с елью, но христианство зародилось в теплых странах. Какое дерево на самом деле – символ Христа? (пальма).
1. На рубеже веков Россия стремилась:
Л – построить постиндустриальное общество;
К – догнать в своем развитии страны 1-го эшелона.
2. (Первая российская революция должна) Главный вопрос 1-й российской революции:
У – аграрный;
Е – вопрос о власти.
3. Что объединяет современную Россию и Российскую империю Николая II:
Д – Государственная Дума – нижняя палата парламента;
С – всеобщее избирательное право;
А – многопартийность.
4. Реализация программ партий какого направления фактически привела бы к быстрому развитию капитализма:
Ш – социалистических;
Б – либеральных.
5. В ходе Столыпинской аграрной реформы:
И – было ликвидировано помещичье землевладение;
Е – увеличивается сбор зерна за счет распашки новых земель.
6. В начале XX века Россия стремится к переделу мира на:
В – Дальнем Востоке и на Балканах;
Д – Дальнем Востоке и Северной Африке.
7. Русско-японская война и Первая мировая война буржуазно-демократическую революцию:
А – приблизили;
О - удержали.
Самоподготовка: подготовиться к контрольной работе