Многообразие методов и средств обучения на этапе повторения и систематизации знаний

Разделы: История и обществознание


Цели образования:

1). Повторить и обобщить знания по темам:

- Россия - страна второго эшелона модернизации: характер и задачи развития;

- политическое развитие Российской империи:

а) 1-я российская революция: задачи, характер, итоги;

б) политическая система думской монархии (1906 - 1917 г.г.);

в) политические партии России: основные направления, лидеры, программы.

- Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги;

- Внешняя политика России (1894 - 1916 г.г.):

а) русско-японская война: задачи России, характер, итоги, причины поражения России;

б) I мировая война: задачи России, характер, участники, основные операции.

2). Продолжить формирование понятийного аппарата.

Цели развития:

  • Формирование следующих умений: ставить учебную задачу; работать с понятиями; сравнивать; заполнять схему; обобщать; выделять главное; заполнять таблицу.

Цели воспитания:

  • Формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса.

Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый и проблемный методы, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.

Материальное обеспечение:

  • Рабочий лист к занятию, плакат “Российская империя (1894 - 1917г.г., музыкальные произведения – песни “Варяг”, “Варшавянка”, “В лесу родилась ёлочка”, репродукции картин В.В.Верещагина “Апофеоз войны”, “Конец Бородинского сражения”, “Забытый”.

Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. “История России XX - начало XXI веков” - п.1-10.
  2. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. “Омский историко-краеведческий словарь”. - М.,1994.
  3. Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.

Ход урока

Россия в 1895 -1916 годах

1. Россия – страна второго эшелона модернизации (задание 1 - 2 рабочего листа, работа с понятием, сравнивать).

2. Политическое развитие России:

а) первая российская революция (задание 3А рабочего листа, ответить на вопросы);

б) Россия – думская монархия (задание 3Б рабочего листа , схема);

в) политические партии (задание 3В рабочего листа, обобщить, таблица);

г) государственные деятели России (задание 4 рабочего листа, выделить главное).

3. Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, , основные направления, итоги (задание 5 рабочего листа, текст с ошибками).

4. Внешняя политика России: основные направления, события, итоги (задание 6 рабочего листа, таблица).

Организационный момент. Целеполагание.

Наше занятие очень важное. На уроке вы должны создать свой образ Российской империи с опорой на исторические факты, так как для России характерно маятниковое мышление; в советскую эпоху история николаевской России трактовалась крайне отрицательно, в современную эпоху все наоборот – крайне положительно. Нельзя так лихо переписывать историю, нужно извлекать уроки.

1. Россия – страна второго эшелона модернизации.

Прежде всего, нам необходимо убедиться в том, что мы с вами говорим на одном языке. Великий французский философ Рене Декарт любил повторять: “Разберитесь в терминах, и половина человеческих споров будет решена”. Выполним задание 1-го рабочего листа.

Задание 1 рабочего листа.

Дайте определение понятиям:

модернизация индустриальное революция
реформа общество синдикат
сословие монополия монархия
думская монархия класс политическая партия

На рубеже веков Россия, как и другие ведущие страны мира, переживает эпоху модернизации. Определим характер развития России, какие задачи стояли перед страной в начале XX века. В этих целях сравним развитие стран первого и второго эшелонов модернизации, выполним задание 2-го рабочего листа.

Задание 2 рабочего листа.

Сравните развитие стран первого и второго эшелона модернизации:

Линии сравнения Первый эшелон Второй эшелон
1. Страны Англия, Франция, США Россия, Германия, Япония
2. Роль государства в экономике Политика невмешательства Политика государственного вмешательства
3. Взаимоотношение государства и общества Государство – институт, обслуживающий потребности общества Государство стоит над обществом
4. Характер развития Постепенный, путь реформ Догоняющий, путь революций
5. Цель развития Построить индустриальное общество

Вывод:

Страны первого и второго эшелонов модернизации строят индустриальное общество, но в странах второго эшелона огромную роль в развитии играет государство и характер развития - догоняющий.

Какие задачи развития стояли перед Россией в начале XX века?

В.О.

1. Построить индустриальное общество.

       2. Догнать в своем развитии страны первого эшелона модернизации.

2. Политическое развитие России.

Россия – страна второго эшелона модернизации, поэтому ее путь развития – это путь революции. Охарактеризуем первую российскую революцию, выполним задание 3А рабочего листа.

Задание 3 А) Выполните задание:

1. Назовите задачи, характер, итоги 1-й российской революции.

2. Почему 2-я буржуазно-демократическая революция была возможна?

В.О.

1. Задачи: ликвидировать феодально-крепостнические пережитки, решить аграрный и национальный вопросы.

Характер: буржуазно-демократический, буржуазная по задачам, демократическая по составу участников.

Итоги:

1). Рабочие – сокращение продолжительности рабочего дня, повышение зарплаты, введение системы коллективных договоров;

2). Крестьяне – отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю; 3). Население – право избирать и быть избранным в ГД, право создавать массовые организации, получило ограниченные демократические права.

2. Задачи 1-й революции не были решены.

В результате Манифеста 17 октября 1905 года Россия перестала быть самодержавной монархией, но не стала конституционной. Попытаемся разобраться - почему? Выполним задание 3Б.

Задание 3 Б) Заполните схему “Управление в России (1906 - 1917гг)”:

1. Почему Россию нельзя назвать парламентской монархией?

2. *Сколько Дум работало в Российской империи? Какой император распустил?

3.*Почему издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 года – акт государственного переворота? Почему закон назвали “бесстыжим”?

В.О.

1. В конституционной монархии правительство несет ответственность перед парламентом, парламент обладал правом законодательной инициативы.

2. *Четыре: первую и вторую.

3. *Император не мог без согласия Думы внести изменения в закон; закон перераспределил голоса в пользу помещиков и крупной буржуазии (1=4=65=260=543).

В думской монархии впервые в истории России создаются политические партии. Их было очень много, но все они представляли 3 направления. Охарактеризуем политические партии, выполним задание 3В.

Задание 3 В) Что объединяет ряд?

1). “Союз русского народа”, “Союз Михаила Архангела” (монархические партии).

2). Кадеты, “Союз 17 Октября” (либеральные партии).

3). РСДРП, эсеры, анархисты (социалистические партии).

Приведите в соответствие таблицу “Программа политических партий”.

Название Национальный вопрос Аграрный вопрос
1. “Союз русского народа” А) Неделимость России, автономия Финляндии 1. Неприкосновенность земельной собственности
2. “Союз 17 Октября” Б) Право наций на самоопределение, федеративное устройство государства 2. Конфискация частновладельческой земли, национализация земли
3. Кадеты В) Право безусловного самоопределения всех наций 3.Проведение переселенческой политики
4. РСДРП (большевики) Г) Единая и неделимая Россия, Россия для русских 4.Социализация земли, раздел земли по трудовой и потребительской норме
5. РСДРП (меньшевики) 5. Муниципализация земли – передача земли в собственность местных органов власти при сохранении крестьянской собственности на землю
6. Эсеры Д) Право наций на культурное самоопределение 6. Частичное отчуждение частновладельческих земель по “справедливой цене”

Ответ: …….. 1Г1; 2А3; 3Д6; 4В2; 5В5; 6Б4.

Государственные деятели России.

Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может. Выполните задание 4-го рабочего листа и назовите государственных деятелей Российской империи, оставивших заметный след в российской истории.

Задание 4 рабочего листа. Исторический портрет.

1) О каком российском императоре писал поэт К.Д. Бальмонт:

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно?(Николай II).

2) Обер-прокурор Святейшего Синода, преподавал гражданское право Александру III и Николаю II, на последнего имел большое влияние. В обществе ходила по рукам сатирическая “Телеграмма Николая II к Вильгельму II”: “Секретно сообщаю Вам, где нужно думать, там я пан. И все решают пополам, …………… и maman” (К.П. Победоносцев).

3) Он был в родстве с поэтом М.Ю Лермонтовым и канцлером А.М. Горчаковым; с его именем связана крупнейшая реформа в годы правления Николая II. Своим оппонентам он однажды твердо ответил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия” (П.А.Столыпин).

4) Министр внутренних дел России (1902 - 1904г.г.), за свою жизнь сумел переменить три религии – лютеранин, католик, православный. Ему принадлежат слова: “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война” (В.К.Плеве).

5) Министр внутренних дел в 1-м российском кабинете С.Ю. Витте. Он предсказал первую мировую войну и ее пагубные для России последствия, за что получил прозвище “российского Нострадамуса” (П.Н.Дурново).

6) Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, Первый премьер-министр Российской империи, граф “Полусахалинский”, автор денежной реформы – золотого империала (С.Ю.Витте).

7) Стоял у истоков партии “Союз 17 Октября”, председатель 3-й Государственной Думы. Был отчаянным дуэлянтом, за вызов на дуэль инженера Китайской ж/д был уволен со службы С.Ю. Витте, за что последний получил от него пощечину (А.И.Гучков).

8) Был одним из лидеров партии социалистов-революционеров, министром земледелия во Временном правительстве второго состава. Недолгое время издавал журнал совместно с М. Горьким (В.М.Чернов).

9) Историк, лидер кадетской партии, умный и проницательный политик, в то же время по укрепившемуся за ним прозвищу – “бог бестактности”. Подлинный эрудит, обладал поразительной памятью, владел чуть ли не 20 языками ( П.Н.Милюков).

Вывод: Какие важнейшие изменения произошли в политическом развитии Российской империи?

3. Столыпинская аграрная реформа.

В результате государственного переворота 3 июня в России сформировалось бонапартистское государство, во внутренней политике которого самое важное место отводится аграрной реформе. Охарактеризуем Столыпинскую аграрную реформу, выполним задание 5-го рабочего листа.

Задание 5 рабочего листа. Найдите ошибки в тексте “Столыпинская аграрная реформа” (8 ошибок).

Причины:

1) Аграрный кризис – аграрное перенаселение составило 3 млн. человек (23 млн. человек).

2) Широкий размах крестьянского движения в годы 1-й буржуазной революции (буржуазно-демократической).

Цели и итоги аграрной реформы:

Цели

И т о г и

Положительные       Отрицательные
Социально-политические:

1. создать социальную опору самодержавия – крепких крестьян общинников(собственников)

10,3% всех крестьянских хозяйств - фермерские  
Социально-экономические:

2. сохранить (ликвидировать) крестьянскую общину

Из общины выделилось 50 % (25%) крестьянских хозяйств, с/х верхушка давала 50 % рыночного хлеба  
3. решить проблему малоземелья крестьян   На крестьянский двор приходилось 2 - 4 десятины, при норме 6 (8 или 10,5) десятин
Экономические:

4. обеспечить подъем с/х и индустриализацию страны

Хлебный экспорт увеличился на 1/2 (1/3)

Урожайность пшеницы повысилась: она составила 157 пудов с десятины (55, 157 – в Германии).

 

Основные направления:

1. Сокращение (разрушение) общины и насаждение частной собственности на землю (хутора и отруба).

2. Переселение крестьян в Прибалтику (в Сибирь).

3. Создание крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.

Вывод: Какая цель Столыпинской аграрной реформы была достигнута?

В.О.: Была достигнута экономическая цель за счет увеличения площади обрабатываемых земель, а не роста урожайности.

4. Внешняя политика России.

П.А. Столыпин говорил: “ Дайте мне 20 лет и я преобразую Россию”. История не дала времени ни лично ему (он убит в 1911 году), ни России (в 1914 году вступает в войну).

Охарактеризуем внешнюю политику Российской империи, выполним задание 6-го рабочего листа.

Задание 6 рабочего листа. Заполните таблицу “Внешняя политика Российской империи”:

Вопросы Дальневосточное направление Европейское направление
1. Цели России 1. Усилить позиции на Дальнем Востоке

2. Выйти к незамерзающим морям Тихого океана

1. установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы
2. События 1904 - 1905 – русско-японская война 1914-1918 – первая мировая война
3. Характер войны Империалистический: Война за передел мира
4. Участники Россия и Япония Антанта и Тройственный союз (четвертной союз)
5. Ход (крупнейшие операции) Крупнейшее сухопутное сражение - Мукденское

Крупнейшее морское сражение - Цусимское

Восточно-Прусская операция

Варшавско-Ивангородская операция

Горлицкий прорыв,

Брусиловский прорыв

6. Итоги Портсмутский мир:

1. Япония получила Южный Сахалин и аренду Порт-Артура,

2. Корея – сфера интересов Японии

Брестский мир:

1. Уступили территорию в 1 млн. км?;

2. признали независимость Финляндии и Украины;

3. Демобилизовали армию

7. Причины поражения России 1. Японии помогли США, Англия;

2. военно-техническое превосходство Японии;

3. ошибки русского командования;

4. невозможность быстрой переброски войск и рассредоточенность русской армии

 

Вывод: Смогла ли реализовать свои цели Россия? Что приблизила русско-японская война и первая мировая война?

В.О.:

1. Не реализованы.

2. Войны ускорили складывание революционной ситуации и приблизили начало революций.

Закрепление материала.

Задание 7 рабочего листа. Выполните тест.

Раиса Адамовна _______________ в 1903 году написала стихотворение, которое стало детским новогодним гимном. Музыку в 1905 году написал Леонид Карлович Бекман, агроном по специальности и большой любитель музыки. Песенка имела большой успех и получила одобрение С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова. У нас Рождение Христа связано с елью, но христианство зародилось в теплых странах. Какое дерево на самом деле – символ Христа? (пальма).

1. На рубеже веков Россия стремилась:

Л – построить постиндустриальное общество;

К – догнать в своем развитии страны 1-го эшелона.

2. (Первая российская революция должна) Главный вопрос 1-й российской революции:

У – аграрный;

Е – вопрос о власти.

3. Что объединяет современную Россию и Российскую империю Николая II:

Д – Государственная Дума – нижняя палата парламента;

С – всеобщее избирательное право;

А – многопартийность.

4. Реализация программ партий какого направления фактически привела бы к быстрому развитию капитализма:

Ш – социалистических;

Б – либеральных.

5. В ходе Столыпинской аграрной реформы:

И – было ликвидировано помещичье землевладение;

Е – увеличивается сбор зерна за счет распашки новых земель.

6. В начале XX века Россия стремится к переделу мира на:

В – Дальнем Востоке и на Балканах;

Д – Дальнем Востоке и Северной Африке.

7. Русско-японская война и Первая мировая война буржуазно-демократическую революцию:

А – приблизили;

О - удержали.

Самоподготовка: подготовиться к контрольной работе