Цели урока:
1) Повторить и систематизировать сведения о чередующихся гласных в корнях слов лаг-лож, раст-рос, касс-кос, гар-гор;
2) Повторить правописание безударных гласных в корне слова;
3) Сформировать умение находить и правильно выделять изученные орфограммы;
4) Повторить синтаксический разбор простого предложения, выделение грамматических основ и составление схем сложного предложения;
5) Повторить правописание падежных окончаний существительных, тся-ться в глаголах, разбор слов по составу.
6) Используя поэзию, развивать любовь к родному языку, воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: схемы обозначения изученных орфограмм, сигнальные карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение цели и задач урока.
II. Поверка домашнего задания
Запись на доске
Вопрос к классу: Чем отличаются простые предложения от сложного?
(Вывешивается схема простого и сложного предложения)
3) Отговорила, березовым языком – произвести разбор слов по составу.
III. Повторение.
Запись стихотворных строчек под диктовку.
На ручей, рябой и пестрый
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой,
Набегает холодок.
Улетела злая вьюга
Принесли тепло грачи
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
Вопрос:
а) Какая орфограмма здесь встретилась?
б) Расскажите правило и выделите данную орфограмму в словах.
(Вывешивается схемка обозначения безударной гласной в корне слова)
2. Переходим к повторению следующей орфограммы
(Вывешивается схемка, обозначающая орфограмму
“Правописание о-а в корнях раст-рос”).
– Расскажите правило о правописании гласных в конях раст-рос. Обратите ещё раз внимание на обозначение орфограммы;
– А теперь я зачитываю стихотворение, а вы выписываете слова на данную орфограмму, правильно выбираете букву в корне и обозначаете орфограмму.
Яблонька.
Расти, расти яблонька,
Подрастай.
Цвети, цвети яблонька,
Расцветай.
Золотое солнышко
Жарче грей,
Вырастайте, яблоньки
Поскорей.
Росла, росла яблонька,
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
– Зачитайте выписанные слова, объясните правописание, назовите слова исключения.
– Со словами исключения составьте простые предложения и запишите в тетрадь.
3. (Вывешивается следующая схемка
“Правописание гласных а-о в корне лаг-лож”)
– Расскажите правило, обратите внимание на обозначение орфограммы.
– Чтобы закрепить навыки правильного выбора гласной в корнях лаг-лож, поработаем с сигнальными карточками. Если кто ошибется в выборе карточки, рассказывает правило.
Предположение, положение, располагать, возлагать, возложить, прилагать, изложить, пролагать, расположиться, разложить, приложение, излагать.
– Запишите в тетради 4 своих слова на это правило.
4. Работа с учебником, Выполнение упражнения №118.
– Запишите, правильно обозначая условия выбора написания гласных в корнях кас-кос, гар-гор. Составьте два сложных предложения с записанными словами.
(Вывешиваются схемки и повторяется правило.)
5. Следующий этап работы. Творческое списывание (запись на доске).
Вставьте пропущенные буквы, обозначить орфограммы на листе пропусков.
Давайте же мыт…ся, плскат…ся,
Купат…ся, нырять, кувыркат…ся,
В ушат…, в корыт…, в лохан…,
В реке, в ручейк…, в океан…,
Всегда и везде –
Вечная слава воде.
– Над какими видами орфограмм работали?
Расскажите правило.
(Вывешиваются схемки.)
IV. Обобщение.
К концу урока на доске целая цепочка схем.
1. Пойти к доске и перечислить орфограммы, над которыми мы сегодня работали.
2. Назовите поэтов, чьи стихи сегодня прозвучали на уроке.