Система: традиционная.
Программа: “Школа 2100”.
Предмет: русский язык.
Класс: второй.
Авторы учебников: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: практикум.
Тема урока : “Разграничение приставок и предлогов”.
Цели урока:
- способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;
- закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами;
- воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.
Оборудование: учебник, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки опорных слов из разрезной азбуки, карточки с вопросами и заданиями.
Урок составила заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МОУ г. Кургана “Средняя общеобразовательная школа № 5” Позднякова Светлана Александровна.
1. Организационный этап
Проверить готовность детей к уроку.
У. - Я рада всех вас видеть.
- А ваши глаза говорят о том, что вы готовы активно работать на уроке и как обычно помогать друг другу.
- Запишите в тетради число, “Классная работа”.
2. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала
У. - Попробуйте разобраться, что написано на доске?
Поплылапонебуполнаялуна (составлено из букв разрезной азбуки).
Д. - Предложение “Поплыла по небу полная луна”.
У. - Это предложение составил Вова Колесников, узнав о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов.
- Как бы вы записали это предложение?
- Почему слова “по небу” надо писать раздельно?
- А “поплыла” слитно?
- Запишите предложение в тетрадь, выделите приставку, подчеркните пробел между предлогом и словом.
Один ученик выполняет задание на доске.
У. - Как вы думаете, какой ошибки при первоначальной записи можно было бы раньше избежать?
Д. - Раздельного правописания предлога со словом.
У. – Может, кто-то из вас уже догадался и назовёт тему урока.
Д. - Приставки и предлоги.
Уточнить: разграничение приставок и предлогов (открыть запись темы урока на доске).
У. - Какие умения будем закреплять?
Д. - Умения различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.
У. - Чтобы успешно справиться с этой целью, давайте вспомним то, что знаем о приставках и предлогах.
Выдать карточки с опорами (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении) для составления таблицы на доске и карточки с вопросами для работы в динамических парах (ДП) (1. Что такое приставка? 2. Как приставка пишется со словами?3. Что такое предлог? 4. Как предлог пишется со словами?).
Одновременно один ученик составляет на доске таблицу, а остальные ребята отвечают на вопросы, сверяют их с эталоном, данным на обороте карточки, выслушивают ответы товарищей, исправляют неточности, при необходимости помогают.
Организовать проверку выполненного на доске задания.
У. - Какими сведениями можно дополнить таблицу?
Д. - Приставка употребляется со словами, обозначающими действие предмета.
- Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.
Оценить индивидуальную работу ученика.
У. - У приставки и предлога так много отличий.
- А что у них может быть общего?
Д. - Написание.
У. - Какие одинаковые по написанию предлог и приставка есть в предложении Вовы Колесникова?
Д. – По.
У. - Какую гласную букву нужно писать в этом предлоге и приставке?
- Пропишите полстроки букву о, чередуя соединительные штрихи.
Показ образца на доске.
Дети прописывают буквы в тетради.
У. - Запишите ниже предлоги с гласной буквой о.
Ребята самостоятельно записывают предлоги.
У. - Какие предлоги вы записали?
Д. - По, про, до, от.
Названные предлоги записать на доске.
У. - Вспомните, с какими предлогами мы работали на предыдущем уроке, и назовите гласную букву, которая встречается в некоторых предлогах.
Д. - Гласная буква а.
У. - Пропишите до конца первой рабочей строки букву а. Ниже запишите предлоги с этой буквой.
Учащиеся прописывают букву и записывают предлоги.
Проверить работу детей. Названные предлоги (за, на, над) записать на доске.
У. - Чем ещё могут быть эти сочетания?
Д. - Приставками.
У. - Что объединяет гласные в этих приставках, несмотря на то, что они разные?
Д. - Гласные безударные.
У. - Какие ещё одинаковые или похожие предлоги и приставки можете назвать?
Д. - У, с.
У. - Запишите их.
3. Этап закрепления знаний и способов деятельности
У. - Откройте учебник на с. 88 и найдите в упражнении 141 предложение Вовы Колесникова, в котором есть предлог и приставка с гласной буквой о.
Д. - Добрый доктор Айболит добрался до обезьян.
У. - Запишите его, комментируя.
Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.
У. - Поставьте ударение в словах.
- Что объединяет гласные в приставке и предлоге до?
Ученик. - Гласные о безударные.
Оценить ответ ученика, который комментировал и отвечал.
У. - Найдите и запишите предложение с предлогом и приставкой за.
Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради предложение: “Заяц зашёл за другом ёжиком”.
У. - Найдите грамматическую основу предложения.
Ученик. - Заяц зашёл.
У. - Что обозначает слово с приставкой?
Ученик. – Слово “зашёл” обозначает действие предмета.
Оценить ответ ученика.
У. - Какое предложение ещё не разобрали?
Д. - Срывал ветер с деревьев сухие листья.
У. - Вы согласны с таким порядком слов в предложении?
Д. - Нет.
У. - Как грамотно составить предложение?
Д. - Ветер срывал с деревьев сухие листья. Или: ветер срывал сухие листья с деревьев.
У. - Запишите предложение правильно.
Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.
У. - Найдите слова с одинаковой орфограммой.
Ученик. - В словах “деревьев, листья” пишем разделительный ь.
У. - Как с одним из них записали предлог?
Ученик. - Раздельно.
У. - Почему?
Ученик. – Между предлогом с и словом “деревьев” можно поставить ещё слово или вопрос: “С каких деревьев?”.
Оценить ответ ученика.
У. – Ещё раз обратите внимание на рассмотренные примеры и назовите черту сходства и черты различия в правописании похожих приставок и предлогов.
Д. – Черта сходства: одинаковые безударные гласные.
Черты различия: приставки пишутся слитно со словами, в том числе и со словами, обозначающими действие предмета, предлоги пишутся со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.
Провести физминутку для глаз.
Организовать работу по карточкам в вариационных парах (ВП) на материале упражнения 139 на с. 87.
У. – Прочитайте предложение. Запишите, раскрывая скобки. Выделите приставку и пробел между предлогом и словом. Проверьте по эталону, данному на обороте карточки, при необходимости исправьте ошибки. Поработав устно с партнёром, обменяйтесь карточками, запишите следующее предложение, выделив приставку и пробел. Аналогично продолжайте работу с другими партнёрами.
Дети должны записать следующие предложения:
1. С крыши сбросили снег.
2. От остановки отъехал трамвай.
3. Ребята пропели песню про школу.
4. У Кати убежал ручной ёжик.
4. Этап контроля и взаимопроверки
Предложить детям найти на с. 88 упражнение 140 и прочитать задание.
Дети читают задание и предложения. Объясняют правописание приставок и предлогов со словами.
У. - Что такое “буйки”?
Один ученик работает индивидуально с толковым словарём С. И. Ожегова, находит значение слова “буй”.
Ученик - Буй - сигнальный плавучий знак (поплавок) для обозначения отмели, места для плавания, места рыбацкой сети.
У. - Закройте учебники и запишите предложения под диктовку.
- С деревьев слетали последние листья.
- Игорь и папа заплыли за буйки.
- Маша прочитала книгу про животных.
Организовать взаимопроверку в статических парах (СП) по учебнику (дети обмениваются тетрадями и проверяют работу партнёра по учебнику).
У. - Кто написал без ошибок?
Дети поднимают руку, если работа выполнена ими без ошибок.
У. - С какими похожими предлогами и приставками из записанных в начале урока мы не встретились в процессе работы?
Д. - На, над.
У. - Приведите свои примеры слов с этими предлогами и приставками.
(При затруднении показать действия реально: написать на доске, надписать над словом)
Д. – Нарисовал на асфальте, нашёл на полке (поляне), написал на доске, надписал над словом (числом).
5. Этап обобщения и систематизации знаний
У. - Как различать похожие предлоги и приставки?
Д. - Предлог - это отдельное слово. Пишем его со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.
- Приставка - это часть слова, поэтому пишем со словом слитно.
6. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дети одновременно с учителем записывают задание на дом: с. 89, задание № 1 (устно), с. 90, задание № 5 (письменно).
У. - По желанию выполнить задания после текста упражнения.
- Есть ли вопросы? Всё понятно?
Ученики при необходимости задают вопросы.
7. Этап подведения итогов урока
У. - Как вы считаете, сумели ли мы достичь названной в начале урока цели: закрепить умение различать и правильно писать приставки и предлоги со словами?
Д. - Цели достичь сумели.
У. - Докажите это на примерах.
Дети приводят свои примеры.
Оценить работу некоторых учащихся на уроке.
У. - Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!