Урок геометрии для 8-го класса по теме "Четырехугольники"

Разделы: Математика


Раздел: Преподавание математики

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цели урока:

  1. Создание условий для систематизации изученного материала, выявление уровней овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
  2. Развитие моторной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Дидактическая задача этапа:

- подготовить учащихся к работе на уроке

Для этого с ребятами выполняется упражнение “Думающий колпак” из серии упражнений, разработанных доктором Полом Деннисом под названием “Гимнастика мозга”. Упражнение заключается в массаже ушей сверху - вниз по краю от 3 до 5 раз. При выполнении этого упражнения дотрагиваются до акупунктурных точек, которые стимулируют восприятие и понимание на слух. Упражнение способствует:

-повышению внимания

-улучшению слуха и речи

-активизации памяти

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному обобщению изученного материала.

Дидактическая задача этого этапа:

- организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Учитель предлагает посмотреть на доску, на которой записана тема урока и, исходя из темы урока, просит учеников сказать, чем они будут заниматься на уроке.

Учитель с учениками чётко определяет цели урока, что они должны обобщить и систематизировать в ходе урока, какие знания, умения и навыки закрепить.

Учитель делает краткую запись на доске. Также учитель с ребятами выясняет, какими же надо быть во время урока. Это ведёт к самоорганизации учащихся.

На парте для каждого учащегося приготовлен комплект геометрических фигур, вырезанных из картона. Необходимо найти фигуры, которые как Вам кажется, будут лишними на сегодняшнем уроке, и объяснить, почему Вы выбрали именно эти фигуры (фигуры могут быть разнообразными, в зависимости от желания преподавателя). Далее идет обсуждение выбора учащихся и на партах остаются только те фигуры, о которых пойдет речь на уроке.

III. Этап обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая задача этапа:

- обобщить с учащимися конкретные представления об изученных фактах;
- добиваться от учащихся осознания, обобщения, систематизации знаний по данной теме;
- усвоение учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению на основе приобретённых знаний, проверить уровень сформированности соответствующих знаний, умений и навыков.

Устная работа:

Учитель просит обратить внимание на доску, на которой изображено “дерево”

Рассматривается первая “веточка” этого дерева - трапеция. Учащимся необходимо найти эту фигуру из предложенных на столе и изобразить её с помощью резинок на приготовленной дощечке с вбитыми на ней гвоздиками. Далее учащиеся вспоминают, что такое трапеция, от какого слова произошло слово трапеция, какие трапеции бывают и какими свойствами они обладают. Тут же учитель или отвечающий ученик делают на доске краткую запись свойств фигуры около её изображения.

Рассматривается вторая “веточка” этого дерева- параллелограммы. Далее работа строится по следующему плану:

-найти фигуру из предложенных на столе;
-изобразить её с помощью резинок на дощечке;
-дать определение этой фигуры;
-назвать ее свойства и признаки.

После фронтального обсуждения ребятам предлагается поработать в парах и заполнить таблицу, состоящую из двух колонок. В одну из них записываются общие свойства всех видов параллелограммов, а в другую индивидуальные для каждой фигуры. Эта работа позволяет учащимся не только обобщить, но и систематизировать знания по данной теме, выстроить логическую взаимосвязь между объектами.

Перед переходом к другому виду деятельности учитель проводит зарядку для глаз по методике “лежащая восьмерка”.

Для всех учащихся на отдельных листах приготовлены задачи, которые необходимо решить. Выполнять задание предлагается каждому в своем темпе. Того, кто первым решит задачу, просят оформить её решение за доской и после того, как все справятся с решением, проверяют ответ и ход решения.

Задачи по теме “Четырехугольники”.

1.Стороны параллелограмма пропорциональны числам 3 и 7. Найдите наименьшую сторону, если периметр параллелограмма равен 18 см.

а) 2,7 см; б) 5,4 см; в) 3,4 см; г) 4,5 см.

2.Один из углов ромба равен 120° , а его меньшая диагональ равна 4,5 см. Найдите периметр ромба.

а) 27 см; б) 15 см; в) 18 см; г) 21,5 см.

3. В прямоугольнике СКМN проведена биссектриса угла С, которая пересекает сторону КМ в точке Е, причем длинна отрезка КЕ на 3 см меньше длинны МЕ. Найдите МN если периметр СКМN равен 51 см.

а) 8 см; б) 9 см; в) 12,5 см; г) 7,5 см.

IV. Этап проверки понимания учащимися обобщаемого материала.

Дидактическая задача этапа:

- установить усвоили или нет учащиеся понятия всех видов четырехугольников, знание соответствующих свойств и признаков фигур, умение применять полученные знания.

Этот этап урока проводится с использованием ИКТ. Для этого необходимо подготовить слайды. Учитель показывает слайды с заданиями, а учащиеся выполняют предложенные задания в тетрадях.

1. Какие из приведенных свойств трапеции являются существенными, а какие несущественными.

  • две стороны параллельны;
  • оба угла при большем основании острые;
  • сумма углов, прилежащих к одной боковой стороне рана 180° ;
  • основания горизонтальны;
  • оба угла при меньшем основании тупые.

2. Назвать отношения, существующие между понятиями:

Квадрат - ромб

Четырехугольник - параллелограмм

Прямоугольник - ромб

Трапеция - прямоугольная трапеция

Параллелограмм – сторона.

3. Какие из высказываний верные?

А: Диагональ параллелограмма является биссектрисой его углов.

В: Если диагонали четырехугольника перпендикулярны, то он является ромбом.

С: В ромбе все высоты равны.

Д: Если в четырехугольнике диагональ делит его на два равных треугольника, то он является параллелограммом.

а) С,Д; б) С; в) В,Д; г) А,С,Д.

Осуществляется взаимопроверка при совместном обсуждении правильного выполнения работы.

За каждый вид работы (работа с таблицей по обобщению и систематизации свойств и признаков четырехугольников; применение знаний при решении задач, ответы на вопросы, позволяющие определить уровень компетентности учащихся по данной теме) учащиеся набирали определенное количество баллов, которое потом вылилось в соответствующую оценку.

VII. Итог урока.

Идёт обсуждение записей, целей урока, которые учитель сделал в начале урока, с тем к чему подошли к концу урока, что обобщили и систематизировали, какие этапы урока оказались более эффективными, какие виды деятельности ребятам понравились.