Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола.

2. Содействие развитию мыслительных операций, речи, творческих способностей.

3. Содействие воспитанию культуры общения через работу в парах, группах, диалог с учителем.

4. Создание условий для здоровьесбережения детей.

Задачи (шаги достижения целей)

1. Организовать пространство поиска, диалога, творчества.

2. Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

3. Применять в работе карточки с описанием основных учебных действий (алгоритмов).

4. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

5. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Оборудование: карточки, фишки, таблица глаголов, алгоритмы, памятки,

Ход урока

Орг. момент

- Сегодня у нас урок необычный к нам пришли гости. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям.

- И пусть хорошее настроение сохранится на весь урок.

Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1. Вхождение в тему. Полётный опрос. (Ситуация успеха)

(5человек работают по карточкам, cм. Приложение № 1, остальные со мной)

а) Какая часть речи называется глаголом?

(Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать?)

б) Как изменяются глаголы ?

(В прош. вр. – по числам, в ед. ч. – по родам. В нас. и буд. вр. глаголы изменяются по лицам и числам)

в) Как называется изменение глаголов по лицам и числам в нас. и буд. времени?

(Спряжение)

г) Сколько спряжений в русском языке? (2 спр.)

д) Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

(Существуют два способа определения спряжения.

1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если окончания –ут –ют первое спряжение, а если – ат –ят второе спряжение.

2. Ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы на –ить являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся – первого спряжения.)

е) Приведите примеры глаголов 1 спр. , 2 спр.

- Мне очень приятно, что вы показали такие хорошие знания и сейчас вы без труда определите спряжение глаголов.

Я начинаю (на доске записаны глаголы) приём: “Передай мел другому”

Изуча_шь, приход_м, люб_шь, танцу_т, спор_шь, чита_т, принос_м, дар_шь, размышля_шь, бре_шь.

Постановка проблемного вопроса.

Что-то не так? Может попробуем выписать глагол бреешь и вы порассуждаете. (сам – но, 1. чел. у доски)

- Что у вас получилось ?

бре_шь (н. ф. брить – 2 спр.

3л. мн. ч. бреют – 1 спр.)

В чём вы увидели противоречие?

(Написание этого глагола не поддаётся правилам)

- А может это одно слово в русском языке и проблемы нет?

Поиск решения.

Давайте проведём исследование и попробуем ответить на этот вопрос, разделитесь на три группы по желанию. Каждая группа получает задание)

1гр. 2 гр. 3 гр.
смотреть зависеть дышать
слышать ненавидеть терпеть
видеть вертеть обидеть
стелить держать гнать

Какой вывод вы можете сделать, слово предоставляется 1 гр., а у 2 гр. , 3 гр.

(1. Заметили, что все глаголы стоят в н. ф. посмотрели по глагольному суффиксу………. 2. поставили глаголы в 3-ем л. мн. ч. у нас опять противоречие, значит есть ещё глаголы, которые не подчиняются правилу)

Прочитайте ещё раз эти глаголы. Сколько их в русском языке?

Как можно назвать эти глаголы?

(Это глаголы- исключения, которые нельзя проверить, их нужно запомнить)

- Какова тема нашего урока?

(Глаголы – исключения) (на доску)

Физминутка.

Если я назову глаголы 1 спр. – приседают мальчики, 2 спр. – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

Выражение решения.

- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр…

- Прочитайте правило. (сам – но)

- Какое открытие вы для себя сделали?

(1спр…………. . , 2спр…….)

Теперь можете сказать к какому спр. относится гл. бреешь?

Орфограмму глаголов – исключений обоначаем так бреешь (брить – 1, искл.)

Работа в парах.

- Посмотрите на алгоритм, считаете ли вы его законченным? (См. приложение № 2 - если нет, что нужно добавить)

Сравните с учебником стр. 153. Когда будете пользоваться этим алгоритмом?

Закрепление полученных знаний.

а) Учебник стр. 153. (выпишите 4 гл.) Проверка.

б) (Глаголы - исключения развешаны по классу + гл. 1 и 2 спр.)

(Сам – но запишите глаголы в столбик 1спр. , 2 спр.)

Смотреть, слышать, слушать, видеть, стелить, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать, брить.

Кому нужна помощь возьмите памятки. (См. приложение № 3)

Какие глаголы относятся к 1 спр. ?

- Какие ко 2 спр. ?

- Ловушка – глагол слушать 2 спр. т. к. слышать – 2 спр. , искл. (Отличаются лексическим значением слов – см. толковый словарь.)

Итог урока. (рефлексия)

Какова была тема урока? А проблема?

- Чьи рассуждения вам помогли сегодня на уроке?

- Кто считает что работал на уроке хорошо, искупайте себя в аплодисментах.

- Мне очень приятно было учить таких умных детей. Спасибо.

Домашнее задание.

1. Выучить правило стр. 152, по желанию можете сочинить своё стихотворение, глаголы – исключения.

2. Составить словосочетания с глаголами исключениями.