Тема урока: “Существительные и прилагательные”.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: урок-викторина.
Цели урока:
- Общекультурное развитие учащихся и их приобщение к изучению истории и культуры античного общества.
- Расширение лингвистического кругозора учащихся.
- Развитие у учащихся абстрактного грамматического и лингвистического мышления.
- Усвоение грамматической системы латинского языка в сопоставлении с русским языком.
- Контроль лексики и словарного минимума по теме: “Существительные и прилагательные”.
- Перевод медицинских терминов с русского на латинский язык и наоборот.
Оборудование:
- макет скелета
- карточки с заданиями
- кассета с музыкой студенческого гимна “GAUDEAMUS”
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Класс делится на 2 команды. Каждая команда выбирает себе название и представляет себя.
II. Основной этап: конкурсы
1. Competitio prima “Skeleton”
Команды получают карточки с названиями костей на латинском языке:
I команда |
1) cranium |
2) os temporale |
3) humerus |
4) digitus |
5) os sacrum |
6) mandibula |
7) columna vertebralis |
8) thorax |
9) clavicula |
10) genu |
11) fibula |
II команда |
1) maxilla |
2) calcaneus |
3) ulna |
4) os frontale |
5) os zygomaticum |
6) costa |
7) os nasale |
8) femur |
9) sternum |
10) radius |
11) tibia |
Через минуту каждый участник команды по очереди должен озвучить название одной кости и показать её на макете скелета.
Ответы на первый конкурс.
Подведение итогов первого конкурса. За каждое правильное слово команда получает 1 балл.
2. Competitio secunda “Aenigma”
Разгадайте кроссворд, переводя слова с русского на латинский язык. Та команда, которая первой закончит, получает максимум 20 баллов (за каждое правильное слово – 1 балл). Максимальное время работы 15 минут.
РИСУНОК 1. Кроссворд |
|
Ответы на второй конкурс.
Подведение итогов второго конкурса. Подсчёт набранных баллов.
3. Competitio tertia “Grammatica”
Команды получают карточки с заданиями, в которых необходимо согласовать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Максимальное время работы 15 минут.
I команда |
|
fossa – pterygoideus, a, um |
|
angulus – frontalis, e |
|
crista – transversus, a, um |
|
nasus – externus, a, um |
|
cavitas – articularis, e |
|
radix – lateralis, e |
|
cornu – sacralis, e |
|
tuberculum – articularis, e |
II команда |
|
incisura – frontalis, e |
|
fovea – pterygoideus, a, um |
|
caput – transversus, a, um |
|
facies – externus, a, um |
|
sinus – petrosus,a, um |
|
processus – articularis, e |
|
ligamentum – lateralis, e |
|
ramus – dexter, a, um |
Подведение итогов третьего конкурса. Подсчёт набранных баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл).
Ответы на третий конкурс:
I команда
fossa pterygoidea
angulus frontalis
crista transversa
nasus externus
cavitas articularis
radix lateralis
cornu sacrale
tuberculum articulare
II команда
incisura frontalis
fovea pterygoidea
caput transversum
facies externa
sinus petrosus
processus articularis
ligamentum laterale
ramus dexter
4. Competitio quarta “Proverbium”
Команды получают набор карточек, из которых они должны составить по пять пословиц и перевести их на русский язык. Максимальное время работы 5 минут.
I команда
Cogito, |
Debes, |
mea |
licet |
Quod |
est. |
bovi. |
ergo |
licet |
mecum |
humanum |
Omnia |
porto. |
ergo |
non |
potes. |
sum. |
Jovi, |
|
|
Errare |
II команда
cito |
spiro, |
esse |
dat, |
te |
Cognosce |
Ignorantia |
spero. |
est |
Bis |
Dum |
hominem |
memento. |
ipsum. |
qui |
non |
dat. |
Te |
|
argumentum. |
|
Подведение итогов четвёртого конкурса (за каждую правильно названную пословицу – 1 балл). Заключительный подсчёт баллов и определение победителя.
Ответы на четвертый конкурс:
I команда
Cogito, ergo sum. – Я мыслю, следовательно, существую.
Errare humanum est. – Человеку свойственно ошибаться.
Debes, ergo potes. – Должен – значит,можешь.
Omnia mea mecum porto. – Всё своё ношу с собой.
Quod licet Jovi, non licet bovi. – Что дозволено Юпитеру, то не
дозволено быку.
II команда
Dum spiro, spero. – Пока дышу, надеюсь.
Cognosce te ipsum. – Познай самого себя.
Ignorantia non est argumentum. – Невежество – это не аргумент.
Bis dat, qui cito dat. – Дважды даёт тот, кто быстро даёт.
Te hominem esse memento. – Помни, что ты человек.
III. Заключение: Hymnus “GAUDEAMUS”
Otium post negotium. – Отдых после дела.
GAUDEAMUS
1. Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus! Nos habebit humus! 2. Ubi sunt qui ante nos |
3. Vita nostra brevis est, Brevi finietur. Vita nostra brevis est, Brevi finietur; Venit mors velociter, Rapit nos atrociter, Nemini parcetur! Nemini parcetur! 4. Vivat Academia! |
Список литературы:
- Авксентьева А.Г. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Феникс, 2002.
- Барсов С. Латынь на все случаи жизни. – М.: Астрель, 2005.
- Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Медицина, 2004.