Урок русского языка по теме "Отличие слова от предложения. Понятие о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль"

Разделы: Начальная школа


Тема: Отличие слова от предложения. Понятие о предложении как о группе слов, выражающих законченную мысль.

Цели:

  • уточнить отличие слова от предложения, формировать понятие того, что предложение выражает законченную мысль и все слова связаны между собой по смыслу; закреплять умение находить главные члены предложения, знание орфографических правил;
  • развивать умение сравнивать, доказывать, делать выводы;
  • воспитывать стремление к аккуратности.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс (авт. Т. Г. Рамзаева); рисунки мальчиков Ромы и Семы, пчелы, цветка, листа, тучки, лисы; карточки с буквами; карточки со словами; конверты с разрезными карточками.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Вы тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.

II. Минутка чистописания

Учитель: К нам на урок пришли мальчики. (Учитель вывешивает на доску рисунки мальчиков Ромы и Семы.)

Учитель: Прочитайте, как их зовут. Какие одинаковые звуки в этих словах? (Дети называют. Учитель выписывает на доску [о], [а], [м].)

– Какой звук лишний? Почему? (Учитель стирает [м].)

– Что скажете о звуках [о], [а]?

– Какими буквами записываются?

– Сегодня будем прописывать буквы о и а.

– Сравните, что общего? Чем различаются?

– Прежде чем писать, вспомним о посадке, разомнем пальчики.

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем,
Снова в кулачок сожмем.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.

– Возьмите ручки и пропишите показы.

– Подчеркните 2 буквы, которые получились самыми красивыми. Так красиво постарайтесь писать весь урок.

– Напишите число и классная работа.

III. Словарная работа

Учитель: А сейчас послушайте текст. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Девочка Маша вышла во двор. На ней было теплое пальто и новые сапоги. На поводке она вела собаку Динку. Вдруг Динка быстро побежала. Она увидела, как воробей, ворона и сорока клевала хлебные крошки. Птицы разлетелись.

(Слабым детям даются карточки.)

Карточка.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение.

В . р . бей, яг . да, р . бота, п . суда, к . пуста, х . р . шо, з . авод, м . шина, . дежда, с . п . ги.

Учитель: Прочитайте, какие слова выписали?

– Какие безударные гласные в этих словах?

– Какие ещё безударные гласные надо проверять? Как?

IV. Орфографическая минутка

Соревнование по рядам. На доску вывешиваются рисунок пчелы, цветка и листка, на них написаны слова с пропущенными безударными гласными. У каждого ребенка набор карточек с гласными буквами а, о ,е, и, я. Дети с каждого ряда выбегают и вставляют в слова нужную букву.

Учитель: Проверим правильность выполнения задания.

– Какой вывод можно сделать?

V. Работа над новым материалом

Учитель: Рома и Сема пришли к нам не с пустыми руками, а принесли задание. (У Ромы в руках книга, которая открывается, а там написана загадка. Вызванный ученик читает загадку.)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Учитель: Кто это? (На доске появляется рисунок лисы.)

– Как догадались?

– Запишите отгадку в тетради. (Учитель напоминает о посадке и об аккуратности письма.) Какая орфограмма в слове? Докажите. (На доске учитель вывешивает карточку со словом лиса.)

– Какая лиса? (Дети предлагают варианты.) Запишите. (На доске карточка со словом хитрая.)

– Что делает лиса? Запишите. (На доске карточка со словом ищет.)

– Что записали?

– Что они называют?

– Составьте из этих слов предложение. Что такое предложение?

– Подчеркните главные члены предложения. (Хитрая лиса ищет в лесу добычу.)

(Сильные дети работают по карточкам.)

Карточка

Составить из слов предложение.

лиса, на, следы, хитрая, хвостом, снегу, заметает

(Один ученик выполняет задание у доски. Затем задание проверяется.)

Учитель: Чем слово отличается от предложения?

– Сегодня будем учиться отличать слово от предложения.

– Давайте поиграем в игру “Не ошибись”. Я буду читать слова, предложения. Если услышите предложение, хлопните в ладоши.

дорога, по, едет, машина
По дороге едет машина.
клумба, цветы, растут
Мы посадили на клумбе цветы.
Ползет змея.
ползет, поляна, на, змея

– Какой вывод можно сделать?

– Откройте учебник на с. 116 и прочитайте правило.

– Что поняли?

VI. Танцевальная физминутка

Учитель: Сейчас немного отдохнем. (Включается фонограмма песни “Если добрый ты” из мультипликационного фильма “Кот Леопольд”, под которую дети произвольно танцуют.)

VII. Закрепление изученного

Учитель: Пока мы танцевали, к нам приплыла тучка. (Учитель вывешивает на доску рисунок тучки.)

– Что записано на тучке? Сколько предложений можно составить из данных слов? Докажите.

– Как можно озаглавить текст?

– Запишем текст с комментированием, объясняя орфограммы, не забывая писать красиво, аккуратно, для этого нужно правильно положить тетрадку, выпрямить спину и стараться.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Какой вывод вы можете сделать?

VIII. Итог урока

Учитель: На протяжении всего урока вы делали выводы. Давайте сейчас я разделю вас на группы. Каждая группа получит конверт с карточками, где написаны слова, из которых нужно составить предложение. (Дети из разрезных карточек составляют предложения и зачитывают их:

  1. Предложение состоит из слов.
  2. Слова в предложении связаны по смыслу.
  3. Предложение выражает законченную мысль.
  4. В предложении о ком-то или о чем-то говорится.
  5. Предложение пишется с большой буквы.
  6. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.)

– Что нового вы узнали?

– Как вы думаете, нашим гостям Роме и Семе было интересно на уроке?

– Что понравилось?

– Кому из вас было трудно? Почему?

– Всем спасибо. Вы очень хорошо работали. (Учитель выставляет отметки, комментируя каждую. Дети записывают домашнее задание.)