Тема: Отличие слова от предложения. Понятие о предложении как о группе слов, выражающих законченную мысль.
Цели:
- уточнить отличие слова от предложения, формировать понятие того, что предложение выражает законченную мысль и все слова связаны между собой по смыслу; закреплять умение находить главные члены предложения, знание орфографических правил;
- развивать умение сравнивать, доказывать, делать выводы;
- воспитывать стремление к аккуратности.
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс (авт. Т. Г. Рамзаева); рисунки мальчиков Ромы и Семы, пчелы, цветка, листа, тучки, лисы; карточки с буквами; карточки со словами; конверты с разрезными карточками.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Вы тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.
II. Минутка чистописания
Учитель: К нам на урок пришли мальчики. (Учитель вывешивает на доску рисунки мальчиков Ромы и Семы.)
Учитель: Прочитайте, как их зовут. Какие одинаковые звуки в этих словах? (Дети называют. Учитель выписывает на доску [о], [а], [м].)
– Какой звук лишний? Почему? (Учитель стирает [м].)
– Что скажете о звуках [о], [а]?
– Какими буквами записываются?
– Сегодня будем прописывать буквы о и а.
– Сравните, что общего? Чем различаются?
– Прежде чем писать, вспомним о посадке, разомнем пальчики.
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем,
Снова в кулачок сожмем.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.
– Возьмите ручки и пропишите показы.
– Подчеркните 2 буквы, которые получились самыми красивыми. Так красиво постарайтесь писать весь урок.
– Напишите число и классная работа.
III. Словарная работа
Учитель: А сейчас послушайте текст.
Выпишите слова с непроверяемыми безударными
гласными, поставьте ударение, подчеркните
орфограммы.
Девочка Маша вышла во двор. На ней было теплое
пальто и новые сапоги. На поводке она вела собаку
Динку. Вдруг Динка быстро побежала. Она увидела,
как воробей, ворона и сорока клевала хлебные
крошки. Птицы разлетелись.
(Слабым детям даются карточки.)
Карточка. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. В . р . бей, яг . да, р . бота, п . суда, к . пуста, х . р . шо, з . авод, м . шина, . дежда, с . п . ги. |
Учитель: Прочитайте, какие слова выписали?
– Какие безударные гласные в этих словах?
– Какие ещё безударные гласные надо проверять? Как?
IV. Орфографическая минутка
Соревнование по рядам. На доску вывешиваются рисунок пчелы, цветка и листка, на них написаны слова с пропущенными безударными гласными. У каждого ребенка набор карточек с гласными буквами а, о ,е, и, я. Дети с каждого ряда выбегают и вставляют в слова нужную букву.
Учитель: Проверим правильность выполнения задания.
– Какой вывод можно сделать?
V. Работа над новым материалом
Учитель: Рома и Сема пришли к нам не с пустыми руками, а принесли задание. (У Ромы в руках книга, которая открывается, а там написана загадка. Вызванный ученик читает загадку.)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Учитель: Кто это? (На доске появляется рисунок лисы.)
– Как догадались?
– Запишите отгадку в тетради. (Учитель напоминает о посадке и об аккуратности письма.) Какая орфограмма в слове? Докажите. (На доске учитель вывешивает карточку со словом лиса.)
– Какая лиса? (Дети предлагают варианты.) Запишите. (На доске карточка со словом хитрая.)
– Что делает лиса? Запишите. (На доске карточка со словом ищет.)
– Что записали?
– Что они называют?
– Составьте из этих слов предложение. Что такое предложение?
– Подчеркните главные члены предложения. (Хитрая лиса ищет в лесу добычу.)
(Сильные дети работают по карточкам.)
Карточка Составить из слов предложение. лиса, на, следы, хитрая, хвостом, снегу, заметает |
(Один ученик выполняет задание у доски. Затем задание проверяется.)
Учитель: Чем слово отличается от предложения?
– Сегодня будем учиться отличать слово от предложения.
– Давайте поиграем в игру “Не ошибись”. Я буду читать слова, предложения. Если услышите предложение, хлопните в ладоши.
дорога, по, едет, машина
По дороге едет машина.
клумба, цветы, растут
Мы посадили на клумбе цветы.
Ползет змея.
ползет, поляна, на, змея
– Какой вывод можно сделать?
– Откройте учебник на с. 116 и прочитайте правило.
– Что поняли?
VI. Танцевальная физминутка
Учитель: Сейчас немного отдохнем. (Включается фонограмма песни “Если добрый ты” из мультипликационного фильма “Кот Леопольд”, под которую дети произвольно танцуют.)
VII. Закрепление изученного
Учитель: Пока мы танцевали, к нам приплыла тучка. (Учитель вывешивает на доску рисунок тучки.)
– Что записано на тучке? Сколько предложений можно составить из данных слов? Докажите.
– Как можно озаглавить текст?
– Запишем текст с комментированием, объясняя орфограммы, не забывая писать красиво, аккуратно, для этого нужно правильно положить тетрадку, выпрямить спину и стараться.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Какой вывод вы можете сделать?
VIII. Итог урока
Учитель: На протяжении всего урока вы делали выводы. Давайте сейчас я разделю вас на группы. Каждая группа получит конверт с карточками, где написаны слова, из которых нужно составить предложение. (Дети из разрезных карточек составляют предложения и зачитывают их:
- Предложение состоит из слов.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- Предложение выражает законченную мысль.
- В предложении о ком-то или о чем-то говорится.
- Предложение пишется с большой буквы.
- В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.)
– Что нового вы узнали?
– Как вы думаете, нашим гостям Роме и Семе было интересно на уроке?
– Что понравилось?
– Кому из вас было трудно? Почему?
– Всем спасибо. Вы очень хорошо работали. (Учитель выставляет отметки, комментируя каждую. Дети записывают домашнее задание.)