Цели:
- познакомить учащихся с новым стихотворением,научить читать его выразительно, закреплять умение восстанавливать деформированный текст;
- развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Скажите, ребята, с каким разделом нашего учебника мы начали знакомиться? Какие стихи этого раздела вы помните? Давайте вспомним эти стихи. Что объединяет их?
II. Сообщение темы урока
–Писатели, поэты воспевают Россию в своих произведениях. С одним из таких произведений – стихотворением Н. М. Рубцова мы познакомимся. Называется оно “Тихая моя Родина”.
III. Работа по теме урока
Учитель рассказывает о жизни и творчестве Н. М. Рубцова.
– А теперь послушайте стихотворение. (Учитель читает наизусть стихотворение). Понравилось ли вам произведение? Какую картину представляли?
1. Словарная работа.
Погост
Обоз
Обитель
2. Работа по учебнику.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Скажите, почему так оно названо? Какое настроение возникает при чтении? В каком темпе надо читать? Найдите в тексте стихотворения сравнение. Найдите олицетворение. Как вы понимаете слова “ чувствую самую смертную связь”. С каким стихотворением перекликается?
IV. Физкультминутка
– Читая стихи, мы наблюдали, как поэты выражают свою любовь к Родине словом. А можно ли выразить свою любовь к Родине музыкой?
(Звучит музыка.)
– Что представляли?
V. Работа с пословицами
– Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Возьмите листочки. Восстановите из слов пословицы.
Человек без Родины – За Родину-мать Нет на свете ничего краше, Своя земля Родная сторона – мать, |
чем Родина наша. и в горести мила. а чужая – мачеха. не страшно умирать. что соловей без песни. |
– Объясните смысл пословиц.
– Что обьединяет эти пословицы?
VI. Беседа о малой Родине
Учитель:
Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
– Послушайте, что расскажут ребята об истории нашего микроройона.
Два ученика рассказывают об истории Очакова.
– Может вы что-то знаете об истории Очакова?
VII. Музыкальная пауза
Песня “Моя Россия”.
VIII. Итог урока
– С каким ст-ием мы сегодня познакомились?
– Кто его написал?
IХ. Домашнее задание
– Выучить стихотворение наизусть.
Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
В лужах первые кораблики,
Под скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
- - - -
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!