Урок чтения в 4-м классе по теме "Н.М. Рубцов "Тихая моя Родина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с новым стихотворением,научить читать его выразительно, закреплять умение восстанавливать деформированный текст;
  • развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Скажите, ребята, с каким разделом нашего учебника мы начали знакомиться? Какие стихи этого раздела вы помните? Давайте вспомним эти стихи. Что объединяет их?

II. Сообщение темы урока

–Писатели, поэты воспевают Россию в своих произведениях. С одним из таких произведений – стихотворением Н. М. Рубцова мы познакомимся. Называется оно “Тихая моя Родина”.

III. Работа по теме урока

Учитель рассказывает о жизни и творчестве Н. М. Рубцова.

– А теперь послушайте стихотворение. (Учитель читает наизусть стихотворение). Понравилось ли вам произведение? Какую картину представляли?

1. Словарная работа.

Погост
Обоз
Обитель

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Скажите, почему так оно названо? Какое настроение возникает при чтении? В каком темпе надо читать? Найдите в тексте стихотворения сравнение. Найдите олицетворение. Как вы понимаете слова “ чувствую самую смертную связь”. С каким стихотворением перекликается?

IV. Физкультминутка

– Читая стихи, мы наблюдали, как поэты выражают свою любовь к Родине словом. А можно ли выразить свою любовь к Родине музыкой?

(Звучит музыка.)

– Что представляли?

V. Работа с пословицами

– Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Возьмите листочки. Восстановите из слов пословицы.

Человек без Родины –
За Родину-мать
Нет на свете ничего краше,
Своя земля
Родная сторона – мать,
чем Родина наша.
и в горести мила.
а чужая – мачеха.
не страшно умирать.
что соловей без песни.

– Объясните смысл пословиц.

– Что обьединяет эти пословицы?

VI. Беседа о малой Родине

Учитель:

Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.

– Послушайте, что расскажут ребята об истории нашего микроройона.

Два ученика рассказывают об истории Очакова.

– Может вы что-то знаете об истории Очакова?

VII. Музыкальная пауза

Песня “Моя Россия”.

VIII. Итог урока

– С каким ст-ием мы сегодня познакомились?

– Кто его написал?

IХ. Домашнее задание

– Выучить стихотворение наизусть.

Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
В лужах первые кораблики,
Под скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
- - - -
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!