Тема четверти: В чем сила музыки.
Тема урока: Природа и музыка: Что лебедь рассказал о человеке.
Задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить детей с образами лебедей в музыке К. Сен-Санса, М. Мусоргского, В. Салманова, Е. Мартынова.
- обратить внимание учащихся на средства выразительности хоровой музыки.
- ввести понятия “хоровой концерт”, “декламация”.
- Воспитательные: научить детей с помощью искусства видеть прекрасное в природе, переживать ее как эстетическую ценность, воспитывать средствами искусства доброе сердце и тонкие чувства учащихся.
- Развивающие: совершенствовать навыки общеэстетического и музыковедческого анализа.
Оформление доски:
- Тема урока
- Названия музыкальных произведений, звучащих на уроке.
- Портрет композитора В.Н. Салманова
- Слова: “Красота” и “Правда”.
- Термины: “Хоровой концерт”, “Декламация – ритмизированная речь”.
Материалы к уроку:
- Карточки настроения: “Лебедь мечтательный”, “Лебедь сказочный”, “Лебедь взволнованный”, “Лебедь трагический”.
- “Копилка чувств” - словарь-справочник, заполняемый детьми в течение всех лет обучения. Содержание его составляют слова, выражающие эмоциональную окраску музыки.
ХОД УРОКА
I. Начало урока: разминка
Учитель – Ребята, давайте вспомним тему четверти.
Дети – Тема четверти: В чем сила музыки.
Учитель – Тема, которую мы сейчас рассматриваем одна из самых непростых. Вот, мы говорим: “Притягательная сила музыкального искусства”. И у нас в голове возникает множество “Почему”. Почему музыка способна взволновать сердца миллионов людей? Я пишу на доске два значительных слова “Правда” и “Красота”. Правдивость и красота, – неизменные условия для любого значительного явления в искусстве. Посмотрите в свои тетради. Ко многим урокам мы с вами писали эпиграфы – высказывания великих людей о правде и красоте в искусстве. Давайте вспомним их.
Дети:
- “Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной” В.Шекспир.
- “Единственно правильным путем к красоте я признал для себя правду”. Ф.И.Шаляпин.
- “Жизненным оказывается искусство, лишь глубоко связанное с интересами и чаяниями народа”. Д.Шостокович.
- “Музыка отвечает на наше извечное неутомимое стремление к красоте, идеалу”. Леопольд Стоковский.
- “Музыка, написанная неискренне, лишена живучести”. С.С. Прокофьев.
- “Самая большая тайна искусства – искренность”. Сарьян.
Учитель – Согласны ли вы с мыслями великих людей о правде и красоте искусства?
Дети – Да.
Учитель – И мы, слушая музыку, исполняя музыкальные произведения, сами на каждом уроке убеждались в этом. Музыкальное произведение – это письмо из прошлых эпох и дальних стран. А может быть, это обращение композитора-современника к нам. Музыка – это чувства композитора, его впечатления, облеченные в звуки. Какими впечатлениями с нами делится композитор 18. века Й. Гайдн в своей “Прощальной песне”?
Дети – Грусть расставания с летом, с песнями соловья.
Исполнение: Й.Гайдн “Прощальная песня” рус. текст П.Синявского.
II. Переход к теме урока
Учитель – Чудесную зарисовку природы подарил нам Иозеф Гайдн. Я думаю, что этот хор послужит нам ярким эпиграфом к теме сегодняшнего урока “Природа и музыка: Что лебедь рассказал о человеке”.
Лебеди-лебеди - белые лебеди... Эта гордая, величавая птица не оставляет в покое ни поэтов, ни художников, ни композиторов. Я думаю, вы сейчас мне поможете назвать те музыкальные произведения, в которых композиторы восхищались белокрылой красавицей. А помогут нам отрывки из стихотворений разных поэтов, восхищавшихся музыкой.
Учитель – “Повелительной палочки тайные взмахи / И мелькают снежинки, как нотные знаки. / И трепещут, сверкая серебряной пылью / Лебединого озера легкие крылья”. (Ахмат Созаев)
Дети – “Лебединое озеро” П.И. Чайковского.
Учитель – “После грозного потрясения, / Злых обид и черных угроз, / Вдруг почувствуешь: легче дышится. / И внезапно в душе твоей/Ни с того, ни с сего послышится / Танец маленьких лебедей”. (Маргарита Алигер)
Дети – “Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский.
Учитель – “Все ближе задушевный лепет. / Перед тобой царевна-лебедь. / И вскинула ночная мгла / Ее метельные крыла”. (Илья Сельвинский)
Дети – “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римский-Корсаков.
Эпизод 1.
Учитель – Нашу музыкальную коллекцию пополнит еще одно произведение. Французский композитор Камил Сен-Санс также восхищался величием и красотой этой птицы. Давайте послушаем это произведение и ответим на вопрос: не ошибся ли композитор, давая своей музыке такое название?
Слушание музыки: Сен-Санс “Лебедь”.
Дети – Я согласен с композитором. При звуках музыки мне показалось, что плыл большой, красивый, величавый, гордый лебедь. Я смог даже представить, как выглядела птица.
Учитель – Выберите из копилки чувств те слова, которые расскажут нам о настроении этого произведения.
Дети – Музыка звучала гордо, величественно, мягко, мечтательно, спокойно, трогательно.
Учитель – Каким инструментам поручает композитор пропеть этот гимн красоте?
Дети – Виолончель и фортепиано.
Учитель – Как вы думаете, лебедь плывет по воде или летит высоко в небе?
Дети – По воде.
Учитель – Почему вы это поняли? В партии какого инструмента вы это услышали? Какой инструмент подражал легкому плеску воды?
Дети – Фортепиано.
Учитель – Это произведение так очаровало музыкантов, что появились переложения для различных инструментов, инструментальных ансамблей и даже хора. А выдающийся балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер для балерины Анны Павловой.
Учитель – Вывод 1: Мы убеждаемся в том, что поэтическое прочтение образов природы рождает необыкновенно чувственные и сильные произведения.
Эпизод 2.
Учитель – Красоту лебедя воспевали в своем творчестве и русские композиторы. Давайте возьмем в руке партитуры и посмотрим, какое произведение мы сегодня будем разучивать.
III. Работа с партитурой: Хор девушек из оперы М.П. Мусоргского Хованщина “Плывет, плывет лебедушка”: учащиеся должны назвать композитора, вспомнить название произведения.
Исполнение-показ произведения учителем.
Учитель – Многие утверждают, что Мусоргский написал этот хор в духе народной песни. Вы согласны с этим? Докажите, пожалуйста.
Дети – Распеваются слоги, вставляются слова “ладу-ладу”. Мелодия очень напевная, широкая, льющаяся.
IV. Разучивание хора девушек из оперы М.Мусоргского “Хованщина”.
Учитель – Скажите, только ли о лебедях рассказывается в этом хоре?
Дети – Нет, музыка рассказывает также о людях, о встрече жениха и невесты.
Учитель – Откуда мы об этом узнали?
Дети – Слова “с подруженькой помолвился” больше относятся к людям, чем к птицам.
Учитель – Скажите, о счастливой или несчастливой любви рассказывает музыка?
Дети – О счастливой.
Учитель – Мы радуемся или переживаем за героев хора?
Дети – Радуемся.
Учитель – Вывод 2: Композитор переносит в природу свои радости и горести, свои чувства. Поэтому, глядя на лебедей, мы можем понять человеческие чувства и переживания, узнать ситуации человеческой жизни. В хоре “Плывет, плывет лебедушка” лебеди рассказали нам о счастливой любви.
Эпизод 3.
Учитель – Я хочу обратить ваше внимание на человека, который смотрит на нас с этого портрета. Вадим Салманов – наш соотечественник, композитор ХХ века. Он самобытно развивает тему природы в музыкальном искусстве. “Лебедушка”, - так назвал он свой хоровой концерт. Впервые мы с вами встречаемся с жанром хорового концерта. Это большое многочастное произведение, в исполнении которого принимает участие хор. Написана “Лебедушка” на народные слова. Сам композитор так говорил об этом произведении. “Мне захотелось написать произведение в народных традициях. Я всегда с большим вниманием относился к национальному фольклору”. Мы послушаем одну из частей этого хорового концерта – четвертую, кульминационную. Она называется “Увели нашу подруженьку”. Послушайте, о чем там рассказывается
Чтение учителем поэтического текста произведения.
Учитель – Готовясь к этому уроку, я прочитала два разных толкования сюжета этого произведения. Одно толкование принадлежит автору, а второе – другому композитору. Я специально не скажу вам, кому какая трактовка принадлежит. Я хочу, чтобы вы, прослушав музыку, по характеру ее определили правильное объяснение.
а) “По сюжету молодую девушку-лебедушку выдают замуж за немилого, нелюбимого, но богатого человека. На свадебном празднике разыгрывается подлинная трагедия души”.
б) “Это поэтичнейший песенный сказ о белой лебедушке, отставшей от своей стаи ради белого лебедя, а вернее сказать, ради большой чистой человеческой любви. О прекрасном, хоть и грустном немножко, цветении двух нежных сердец”.
Слушание музыки: В. Салманов “Увели нашу подруженьку” из хорового концерта “Лебедушка”
Учитель – Как вы думаете, этот хор рассказывает нам о веселой свадьбе и счастливой любви или он рисует нам картину неравного брака, который стал несчастьем для девушки-лебедушки?
Дети – …(Возникает дискуссия. Разные ученики соглашаются, кто с первым, кто со вторым высказыванием. У ребят нет единства мнений по этому вопросу).
Учитель – В музыке мы слышим то же мягкое спокойствие и доброе умиротворение, что и в разученном нами отрывке из оперы Мусоргского, или мы услышали в ней другие чувства?
Дети – Другие.
Учитель – Обратитесь к копилке чувств и найдите слова, которые правильно характеризуют настроение этой музыки.
Дети – Растревоженная, печальная, взволнованная, жалобная, грустная, трепещущая.
Учитель – Хор какого состава исполнил этот номер?
Дети – Смешанный хор без сопровождения.
Учитель – Вспомните специальный музыкальный термин, обозначающий пение без сопровождения.
Дети – А капелла.
Учитель – Были ли солисты?
Дети – Были.
Учитель – А что еще вас поразило, что было необычно в этом хоровом исполнении?
Дети – Некоторые партии хора не поют, а говорят.
Учитель – А как вы думаете, зачем В. Салманов разрешил некоторым партиям не петь, а говорить? Что хотел таким способом изобразить композитор?
Дети – Можно передать волнение людей, шелест крыльев, вода в озере волнуется, кусты шумят.
Учитель – Да верно. Автор сам об этом говорит. Чтобы ярче передать драматизм ситуации, он противопоставил пению хоровую декламацию, т.е. ритмизированную речь.
Учитель – Вывод 3: Хор поет о
лебедушке, а в нашем воображении возникает живой
образ нежной девушки. Словно трепещет, шелестит
еле слышно белыми крыльями лебединая стая. А это
уже и не стая, это люди, провожающие в дальние
края девушку замуж за нелюбимого. “Береги, не
давай печалиться, не давай кручиниться!”
Вот и еще одну историю рассказали лебеди о
человеке.
Эпизод 4.
Учитель – Ребята, почему и литература, и музыка так часто обращаются к образам лебедей, наделяют их человеческими качествами? Что вы знаете об этих птицах?
Дети – Лебеди живут стаями, семьями. Создают пары до конца жизни. Воспитывают лебедяток. Преданы друг другу. Один раз перед смертью поют. Это называется лебединой песней.
Учитель – Я с вами совершенно согласна. У этих прекрасных птиц есть очень много человеческих качеств. Людям можно поучиться у них верности, самопожертвованию, материнской любви. Посмотрите, с каким трепетом и нежностью рисует образ мамы-лебедя поэт Сергей Есенин (чтение отрывка из стихотворения С. Есенина “Лебедушка”).
Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.
Учитель – А еще одну историю о лебединой верности рассказали нам поэт Андрей Дементьев и композитор Евгений Мартынов в своей песне. Давайте, исполним ее.
Исполнение песни Е.Мартынова “Лебединая верность”
Учитель – Ребята, у меня на доске приготовлены для вас четыре карточки-настроения: “Лебедь мечтательный”, “Лебедь сказочный”, “Лебедь взволнованный”, “Лебедь трагический”. Подумайте, какому из музыкальных номеров, прозвучавших сегодня на уроке, какая карточка соответствует.
Дети – (определяют соответствие).
Учитель – Слушая и исполняя произведения, героями которых были лебеди, мы как будто бы проживали важные и значительные события их жизни. Эти переживания сделали нас мудрее и духовно богаче. Какими качествами удивительных птиц, воспетых поэтами и композиторами, вы бы хотели сами обладать?
Дети – Верность, красота, любовь к детям, преданность семье.
Учитель – Вывод по уроку: Не так давно люди считали, что природа – это не храм, а мастерская, и задача человека – подчинить себе природу, победить ее. А произведения искусства напоминают нам, что в природе очень много человеческого. Природа живая, чувствующая, беззащитная. Человек может увидеть в ней собственную душу, а может своим бездушием и природу превратить во что-то мертвое и безжизненное. Искусство является тем волшебным зеркалом, при помощи которого человек видит в природе себя. Оно бередит наше сердце, тревожит нашу душу, не дает нам очерстветь и ожесточиться. Именно поэтому писатель Ф.М.Достоевский сказал, что красота спасет мир.