Пособие для учащихся по изучению темы "Иррациональные неравенства"

Разделы: Математика


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Предисловие
  2. Введение
  3. Раздел I. Примеры решения простейших иррациональных неравенств
  4. Раздел II. Неравенства вида >g(x), < g(x), g(x), g(x)
  5. Раздел III. Неравенства вида ; ; ;
  6. Раздел IV. Неравенства, содержащие несколько корней чётной степени
  7. Раздел V. Метод замены (введение новой переменной)
  8. Раздел VI. Неравенства вида f(x)0; f(x)0; f(x)>0; f(x)<0
  9. Раздел VII. Неравенства вида
  10. Раздел VIII. Использование преобразований подкоренного выражения в иррациональных неравенствах
  11. Раздел IX. Графическое решение иррациональных неравенств
  12. Раздел X. Неравенства смешанного типа 31
  13. Раздел ХI. Использование свойства монотонности функции
  14. Раздел ХII. Метод замены функции
  15. Раздел ХIII. Примеры решения неравенств непосредственно методом интервалов
  16. Раздел XIV. Примеры решения иррациональных неравенств с параметрами
  17. Ответы
  18. Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие адресовано старшеклассникам средней общеобразовательной школы, а также поступающим в вузы как методическое руководство по решению иррациональных неравенств. В пособии подробно разобраны основные методы решения иррациональных неравенств, даны примерные образцы оформления решения иррациональных неравенств, приведены примеры решения иррациональных неравенств с параметрами, а также предложены примеры для самостоятельного решения, для некоторых из них даны краткие ответы и указания.

При разборе примеров, самостоятельного решения неравенств, предполагается, что учащийся умеет решать линейные, квадратные и другие неравенства, владеет различными методами решения неравенств, в частности, методом интервалов. Предлагается решить неравенство несколькими способами.

Учителя могут использовать пособие как дидактический материал для проведения самостоятельных работ, при обзорном повторении темы “Иррациональные неравенства”.

В пособии отражён опыт работы учителя по изучению с учащимися темы “Иррациональные неравенства”.

Задачи подобраны из материалов вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, методических газет и журналов по математике “Первое сентября”, “Математика в школе”, “Квант", учебных пособий, перечень которых приведён в конце пособия.

ВВЕДЕНИЕ

Иррациональными называют неравенства, в которые переменные или функция от переменной входят под знаком корня.

Основным стандартным методом решения иррациональных неравенств является последовательное возведение обеих частей неравенства в степень с целью освобождения от корня. Но эта операция часто приводит к появлению посторонних корней или, даже, к потере корней, т.е. приводит к неравенству, неравносильному исходному. Поэтому, надо очень тщательно следить за равносильностью преобразований и рассматривать только те значения переменной, при которых неравенство имеет смысл:

  • если корень четной степени, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным и значение корня тоже неотрицательное число.
  • если корень степени - нечётное число, то подкоренное выражение может принимать любое действительное число и знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.
  • возводить в чётную степень обе части неравенства можно только, предварительно убедившись в их неотрицательности;
  • возведение обеих частей неравенства в одну и ту же нечётную степень всегда является равносильным преобразованием.

Приложение. Пособие "МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ"