Цель урока:
- Добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, попытаться предложить их решение.
- Развитие навыков работы с текстом документов, данными статистики, навыков работы в группах.
- Воспитание добропорядочных супругов, заботливых родителей.
Оборудование:
- Конституция РФ,
- выдержки из Конституции РФ (приложение 1)
- выдержки из Семейного Кодекса РФ (приложение 2).
- данные статистики (приложение 3)
Ход урока:
Организационный момент.
Цель:
- создание благожелательной атмосферы, рабочего настроя, ситуации успеха
- приветствие, определение отсутствующих
- пожелание работать активно, целеустремленно
Актуализация полученных ранее знаний.
Цель: повторение основных терминов, погружение в тему урока.
- Объясните, что такое социальная дифференциация.
- Что лучше отражает положение общества: деление на классы или деление на страты? Почему?
- Что обозначает термин “мобильность”, “социальная мобильность”?
- Какие формы мобильности существуют в обществе? Приведите примеры.
- Что может являться “социальным лифтом” в обществе?
Изучение нового материала.
Учитель. Мы все живем в обществе. Общество состоит из огромного количества элементов и подсистем. Давайте вспомним схему динамической системы (общества).
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой отношений супругов. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Сегодня мы будем рассматривать один из социальных институтов – семью.
Каждый из нас является членом семьи. Кто не создал своей семьи – живут с родителями, братьями, сестрами.
Семья – это первичная ячейка общества.
Создание семьи – одна из фундаментальных потребностей человека.
Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство рода и воспитание детей.
В самом главном документе РФ – Конституции этот момент законодательно закреплен.
Задание 1: Откройте Конституцию на странице 13, прочитайте статью 38.
Основным источником семейного права является Семейный Кодекс – свод норм права, регулирующий семейные отношения. Семейный Кодекс введен в действие 1 марта 1996 года.
Задание 2: Прочитайте статью 1, пункт 1 Семейного Кодекса
В статье 2 Семейного Кодекса РФ определены отношения, регулируемые семейным законодательством.
Задание 3: Прочитайте статью 2 Семейного Кодекса
Несмотря на столь сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи. Я предлагаю вам, работая в мобильных группах, обозначить эти проблемы. Выделить главные, используя статистические данные и свой жизненный опыт. По истечении 10 минут каждая группа по очереди назовет вскрытые проблемы.
( работа в группах 10 минут)
Проблемы:
- Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.
- Омоложение брачного возраста.
- Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.
- Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.
- Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.
Учитель: Проблемы обозначены, частично государство решает их на самом высоком уровне:
Государственное решение проблем:
Ст. 62 Семейного Кодекса – закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетним по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.
С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.
Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.
Однако в реальной жизни их отнюдь не становится меньше. Продолжая работу в группах – предложите собственные варианты выхода из кризиса.
( работа в группах 7 минут)
Учитель: Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья – это и результат, и еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.
Домашнее задание.
- Параграф 17, пункт 5.
- Напишите сочинение-рассуждение на тему “Моя будущая семья”
Используемая литература:
- Конституция РФ. М. Проспект.1999.
- Семейный Кодекс РФ.
- Журналы “Российская Федерация сегодня”. 2005-2006 г.
- Л.Н.Боголюбов. “Человек и общество”. М. Просвещение. 2006.