Разработка урока истории по теме "В битвах за веру, честь и славу: рыцарсво". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Задачи:

  • показать положение, условия жизни и быта феодалов;
  • определить состав сословия феодалов, права и обязанности сеньоров и вассалов;
  • дать оценку рыцарской морали (кодекса чести).

Основные понятия и термины:

Сословие, иерархия, феодальная лестница, рыцарь, сеньор, вассал, кодекс чести.

План изучения темы:

  • Феодалы: от пажа до рыцаря.
  • Феодальная лестница.
  • Рыцарская мораль (кодекс чести).

Ход урока

Введение в тему (слова учителя): сословие феодалов занимало господствующее положение в средневековом обществе. Своим главным занятием феодалы считали войну, что нашло отражение в их мировоззрении и образе жизни.

Вопросы учащимся:

  • Что такое сословие?
  • На сколько сословий делилось средневековое общество?
  • Перечислите эти сословия.
  • Как получил принадлежность к сословию человек?

Итак, сегодня мы говорим о сословии “воюющих” - феодалах, основным занятием которых являлась война. Они были конными воинами, поэтому их называли всадниками – по-немецки рыцарями.

  • Как вы думаете, а сегодня, какого человека называют рыцарем?
  • Какими качествами он должен обладать?

(Во время ответов заполнить левую часть таблицы на доске)

Рыцарь

Сегодня В средневековье
   

В эпической поэме Карл Великий внушает своему сыну, как он должен править в соответствии с правилами рыцарской чести:

Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.

Сегодня на уроке мы должны:

  • выяснить положение и условия жизни и быта рыцарей;
  • определить состав сословия феодалов, права и обязанности сеньоров и вассалов;
  • дать оценку рыцарской морали (кодекса чести), то есть подтвердить или опровергнуть правильность названия темы.

(обратить внимание учащихся на новые термины).

Рассматривается первый вопрос плана (проверка опережающего задания: рассказ о том, как становились рыцарями, параллельно выполняется первое задание-тест).

Состав сословия феодалов был неоднороден. У феодалов, так же как и у духовенства, была своя иерархия.

Что такое иерархия?

Все входящие в нее феодалы составляли феодальную лестницу.

Что такое феодальная лестница?

Далее организуется самостоятельная работа с текстом учебника и схемой. Выполняется второе задание (заполнение таблицы). Внимание учащихся обращается на новые термины. После заполнения таблицы, проверяется правильность, и задаются контрольные вопросы:

  • Кто был самым крупным собственником земли в государстве?
  • Назовите вассалов герцогов и графов?
  • Кто являлся сеньором для рыцарей?
  • Чьим вассалом считался король?
  • Что означало правило “вассал моего вассала – не мой вассал”?
  • Всегда ли сеньоры и вассалы выполняли установленные правила?
  • Как такое поведение соотносится с нашим представлением о рыцарских принципах?

Рассмотрим подробнее рыцарскую мораль. Обращаем внимание учащихся на третье задание. Звучат стихи, иллюстрирующие сущность рыцарской морали. Ответы на вопросы к стихам озвучиваются. После выполнения задания, задаются вопросы, помогающие сформулировать вывод:

  • За чей счет проявлялась щедрость феодалов?
  • На кого распространялась эта щедрость?
  • Соответствует ли подобное поведение нашему представлению о рыцарстве?

Заключительное слово учителя.

В повседневной жизни феодалы были грубы и невежественны. Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с “благородным происхождением”, отвергая наличие чести у простонародья. Это была очень удобная мораль для господствующего класса, так как провозглашала неравенство людей от рождения.

Вывод: рыцарская мораль, несмотря на отдельные содержавшиеся в ней положительные нормы и требования, была эгоистической моралью класса феодалов.

Задание 1 - тест.

В переводе с немецкого слово “рыцарь” означает:

а) благородный б) слуга сеньора в) всадник г) честный

2. Главное занятием рыцаря считалось:

а) управление зависимыми крестьянами б) строительство замка в) служение богу г) военное дело

3. Главное в обучении мальчиков из знатных семей – умение:

а) писать и считать б) считать и слагать стихи
в) слагать стихи и ездить верхом г) ездить верхом и владеть оружием

4. Основное оружие рыцаря:

а) лук и стрелы б) боевой топор в) меч и копье г) ружье

5. Доспехи средневекового рыцаря весили около:

а) 5 кг. б) 10 кг в) 30 кг г) 60 кг

Задание 2 - заполни таблицу.

Обязанности.

сеньоров вассалов
   

 Задание 3. Раскройте сущность рыцарской морали (кодекса чести).

Песнь о Роланде (XI – XII вв).

Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родной.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.

Что герой ценит выше своей жизни? ___________________________________

В чем он видит позор и бесчестье? _____________________________________

2. Бертран де Борн.

А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим,
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим:
Пусть на турнир иль боевой отряд
Свое добро он тратит все подряд…

На что рыцарь считает полезным и достойным тратить свое богатство?__________________________________________________________

Какая норма поведения принималась рыцарями за образец?______________________

Как рыцари добывали свое богатство?__________________________________________

3.“Кудруна” (немецкая поэма XIII в.)

В бою – отважный рыцарь,
Он свой прославил меч,
Сильнейшие герои
С ним опасались встреч.

Что воспевается в данном отрывке?_________________________________________________

4. “Кудруна”.

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой,
За это восхищались им знатные девицы,
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели.

Что входило в понятие рыцарской чести?__________________________________________________

Чему был обучен герой?________________________________________________________________

Назовите черты идеального рыцаря.________________________________________________________

5. Кретьен де Труа.

Для знатных и богатых скупость –
Наипозорнейшая глупость;
И до скончанья наших дней
Царица Щедрость нам нужней,
Чем знатный род и воспитанье.
…Царица Щедрость вознесет
Питомца выше раз в пятьсот,
Чем добродетели другие
И начинания благие.

За чей счет знатные феодалы проявляли щедрость и на кого она распространялась?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

На основе этих стихов составьте правила рыцарской чести.