Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Разделы: Начальная школа


На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственейшая задача – обучать и воспитывать маленьких детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии, общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которые он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом обучения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.

В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов, наблюдений и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

Одним из “больных” вопросов для учителей начальных классов всегда являлся вопрос об обучении детей письму. В связи с отсутствием в Базисном учебном плане (инвариантная часть) уроков чистописания, для решения этой проблемы введен дополнительный час для урока каллиграфии из вариативной части Базисного учебного плана. На этих уроках дети приобретают определенные умения и навыки в области письма.

На уроках каллиграфии путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формируются у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствуют сохранению четкости почерка и обеспечивают достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

При поступлении детей в первый класс учитель ставит перед собой цель – научить детей красиво писать. Ведь процесс письма постепенно превращается в процесс выражения мыслей, внимания и т. д. Так как за прошедшие годы работы отдельных уроков чистописания не существовало, и я не сталкивалась с этим, за основу взяла название тем уроков чистописания авторов Л.Я. Желтовской и Е.Н. Соколовой.

Изучая методическую литературу, статьи учителей-практиков можно много взять интересного для себя, но все-таки больше и больше убеждаюсь, что методы обучения в старые времена давали более положительные результаты. Ведь каждый элемент буквы прописывался отдельно, безо всяких повторов и буквы получались без лишних повторов линий. Я уклонилась от новой методики и стала эти буквы отрабатывать отдельно. Не получалась линейность, т. е. одинаковая высота элементов, расстояние между ними, буквами. И тогда стала думать, что можно сделать. Пришла мысль – развивать глазомер и, конечно, мелкую мускулатуру.

Трудно детям объяснить размер буквы 8 мм, 3 мм. Для развития глазомера придумала пользоваться палочками, на которых обозначила размеры заглавной и строчной буквы. Палочки заточила, размер заглавной буквы обозначила красной краской, размер строчной – синей. Дети на каждом уроке пользовались ими. И началась кропотливая работа.

Сначала отрабатывали высоту строчной буквы, затем заглавной. При отработке расстояния между элементами и буквами пользовались синей палочкой. Придумала, что буквы – это человечки, которые живут в “домике” (строчке), в котором есть и пол и потолок, они дружат между собой и всё как у людей. Если буква расположена не на строчке – “подпрыгнула”. Неправильный наклон – “упала”. Расстояние нарушено – “прижалась”, “им тесно” и т. д.

В начале первого класса выполняли за урок не все задания, которые были рекомендованы программой. Ведь есть поговорка “Лучше меньше, да лучше”. Затем темп ускоряла, и стали укладываться в норму.

Для развития мелкой мускулатуры, глазомера придумываю рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги. Составляем узоры на “полотенце”, “фартуке”, “матрешке”, вырезанных из бумаги.

Для эмоционального настроя использую поэтические минутки, письмо под музыку (при механической работе, т.е. списывании, рисовании).

Для снятия усталости провожу физминутки, упражнения для пальцев, упражнения для развития памяти, мышления. В гости приходят Незнайка, Буратино, которые хотят учиться.

Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. Работаю вообще без двоек. Даже если работа выполнена очень плохо, при проверке ставлю “смотрено” и объясняю, что не хотела ставить плохую отметку, так как знаю, что можно красиво написать и исправить свои ошибки.

Использую разного вида поощрения:

  • Любуемся каждой написанной буквой.
  • Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая лучше, а третья еще лучше.
  • Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”
  • Выставка работ в классе.
  • Выставки для родителей.
  • Тем, кто лучше напишет, вручаю “фотографии букв – друзей”.

Каллиграфические навыки формируются не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

В дальнейшем работу буду продолжать, есть уже задумки, а что если начать сразу с письма в одну строчку, ведь не надо будет переучивать.

Урок-сказка “Незнайкин сон” 1 класс

Тема: Письмо строчной буквы в.

Цель:

  • Познакомить учащихся с новым вариантом написания буквы в с верхним соединением.
  • Отрабатывать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами и словами.
  • Развивать мышление, речь. Воспитывать доброту, заботу о других, дружбу.

Оборудование: карточки, картинки, тетради-самоделки с изображением сказочных домиков, портретом Незнайки, магнитофон.

Ход урока.

Вступительная беседа.

У. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пришли к вам на урок с Незнайкой. Вы знаете его?

Д. - Да.

У. - Некоторым ученикам Незнайка не очень нравится, потому что он не знает ничего. Это не совсем так. Незнайка также как и вы, хочет много знать и учиться. Когда Незнайка побывал у нас на уроках, он немножко научился читать, писать, любит фотографировать. А какой выдумщик и фантазер!

У. - Фантазировать любит не только Незнайка. А вы?

Д. - Конечно.

(Раздаются листочки чистой бумаги, учитель говорит под музыку, дети одновременно пишут прямые наклонные линии разных размеров, овалы).

У. - Представьте, что мы очутились на лесной полянке в сказочном домике. Возле дома росли высокие деревья и маленькая травка. Недалеко было озеро, а на берегу много камушков. От ветра появились волны на озере. (Рисуют в воздухе).

У. - А на небе тучки большие и маленькие. Пошел дождь, и мы побежали в домик и стали ждать, когда выглянет солнышко. В домике собрались в кружок и стали слушать Незнайкину историю. Эта история произошла с ним тогда, когда он не хотел учиться. Мы послушаем и запишем все в тетради, чтобы можно было рассказать другим.

(Запись числа в тетради).

У - Рассматривал однажды Незнайка рисунки и не заметил, как уснул. И вот он видит сон.

Построил Незнайка дом (учитель показывает строку). Стал забор городить (письмо прямых линий). Ветер дунул и повалил забор (письмо линий с наклоном). Стали в домике жить буквы (письмо строчной буквы о).

У. - Каждое утро буквы умывались, делали зарядку, причесывались. (На индивидуальной карточке написаны три элемента прямой линии с петлей вверху, два из них написаны неверно).

У. - Прическу выбирали самую лучшую. Незнайка смотрел на них и ничего не понимал. (Запись элементов прямой линии с петлей вверху).

У. -Посмотрели в зеркало – красиво получилось. (Запись буквы в).

У.- Некоторые из них завязали узелок. (Запись буквы в с верхним соединением).

У. - Незнайке очень понравились буквы о с новой прической. Он не догадывался, что получилась новая буква. Незнайка сфотографировал, посмотрел и увидел, что получились все разные. Посмотрите, а у вас? Буква, которая вам понравилась – поставьте под ней точку. Точка – это пауза, остановка. И у нас будет остановка.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Упражнения для пальцев.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Опускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

У. – Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились, руки, ноги стали послушными и мы работаем и внимательно слушаем. Незнайка тоже, между прочим, внимательный. Заметил то, что вошли какие-то буквы без стука и даже его не поприветствовали, а начали весело разговаривать между собой. Это были друзья буквы в.

(На доске напечатаны: во ва вл вм ву вы и т.д.)

У. - Назовите этих друзей.

Д. - (Называют гласные и согласные буквы).

У. - Незнайке это не понравилось, и он пошел рассматривать предметы, которые находились в домике. В ванной комнате он увидел кран, который говорил человеческим голосом: “Прочитай стихотворение и найди слово, которое начинается с буквы в”. (На доске рисунки, стихотворения, загадка, ребус).

1. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки розовели.
(Дети находят слово).

Загадка:

Стоят два братца,
Которые любят купаться. (Ведра).
(Дети отгадывают).

Ребус. (Рисунки).

ведро ель шар арбуз лук кот арбуз

У.- Назовите звуки каждого предмета и обозначим их буквами.

(в е ш а л к а )

(Запись в тетради слов):

в о д и ч к а, в ё д р а, в е ш а л к а.

У. - В углу Незнайка действительно увидел вешалку (рисунок). А на ней, что

за животное?! И почему висел на вешалке? Хотел записать, но не смог.

(Дети составляют предложение по рисунку).

На вешалке висит “верблюд”.

У. - А какие у нас живут животные и птицы, которые начинаются со звука в?

Д. - Волки, вороны, воробьи и т.д.

У. - Вдруг Незнайка услышал непонятные звуки у-у-у. Это у двери плакал волчонок, так как заблудился. Незнайка решил помочь и вышел во двор. Волчонок всё плакал. Незнайка решил успокоить и стал показывать свой альбом и записи в нём, но разобрать ничего не мог. Огорчился Незнайка. Как же так? Так старался! Очень грустно стало Незнайке. А волчонок утешал. Улыбнулся Незнайка и проснулся. Ни волчонка, ни домика, ничего не было, только фотоаппарат лежал возле него. “Фотографии букв” лежали здесь же. Вот это диво! А диво всегда в сказке бывает.

Итог урока.

(Незнайка дарит ученикам “фотографии букв”).

У. - У вас тоже появились новые друзья. Улыбнитесь и не огорчайтесь у кого сегодня не получилось написать красивую букву. В следующий раз обязательно получится. А Незнайка узнал, как плохо, что он ничего не знает и не умеет.

Нам пора прощаться. Если урок понравился, и было интересно, поставьте в тетради +, если нет 0.

Давайте скажем слова прощания со звуком в.

Д. – До встречи! До свидания!