Цели урока:
- Освоение учащимися комплекса знаний о греческой колонизации
- Овладения умениями и навыками работы с историческими источниками
- Развитие навыков работы с контурной картой.
- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.
- Развитие речи учащихся, формирование навыков излагать собственную точку зрения.
- Формированию интереса к изучению истории своего государства, своей области, воспитание уважение к родной истории
Тип урока
- Урок-сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы учащихся.
Понятия для усвоения
- Колония, колонизация
Оборудование урока
- Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2005.
- Годер Г.И.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Древняя Греция .Древний мир. -– М.: Просвещение, 2005.
- Карта “Образование греческих колоний в 5 в.до н.э.”.
- Компьютерная презентация “Образование греческих колоний” (Приложение 1)
- Исторические источники о жизни в древнегреческих колониях.
План урока.
- Вводная часть урока. Постановка цели и задач урока.
- Причины греческой колонизации
- Местоположение греческих колоний.
- Жизнь в греческих колониях.
Ход урока
1.Вводная часть урока
Рассказ учителя об археологических находках.
Представьте, что вы ученые-археологи. Бескрайние степи Причерноморья шумят ковылем, струится прозрачная вода широкой реки. Легкий туман окутал лесок, где расположился лагерь археологов. (Слайд 2). Рассвет едва брезжит, а археологи уже за работой. Вы осторожно, орудуя маленьким ножичком, специальными кисточками, лопатками пытаетесь заставить землю раскрыть свои тайны.
Случайно на ноже карманном
Найди находку дальних стран.
И мир тогда предстанет странным,
Закутанным в цветной туман
А вот и находки. Учитель показывает учащимся изделия из глины, камня, древние монеты или фотографии археологических находок..(Слайд 3)
Учитель задает учащимся вопрос: “Посмотрите внимательно на эти находки, откуда в степях Причерноморья взялись греческие амфоры, огромные глиняные пифосы, афинские монеты? Как они сюда попали?”.
Далее перед учащимися ставится вопрос, на который они должны ответить в конце урока после изучения материала:
Почему в степях Северного Причерноморья археологи находят предметы греческого ремесла?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, учитель предлагает учащимся совершить путешествие на машине времени в Древний мир. Учитель предлагает учащимся составить программу путешествия. Выполняя данное задание, учащиеся работают с картой “Образование греческих колоний в 5 в.до. н.э.” и контурной картой “Основание греческих колоний”
(Годер Г.И.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Древняя Греция .Древний мир, задание 28 стр.20)
Учащиеся называют страну, в которую будет совершено путешествие; учитель делает запись на доске - Древняя Греция. Ученики должны показать на карте около доски, где расположена Древняя Греция (назвать Балканский полуостров), назвать и показать моря, которые ее омывают. (Один ученик работает около доски, остальные - в контурных картах)
Учащиеся определяют город, в который будет совершено путешествие (называют город Афины; ученик показывает на карте у доки, остальные отмечают на контурных картах)
Учитель и учащиеся определяют цель путешествия - познакомиться с жизнью древних греков в 6-5 вв. до н. э
Контроль знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках
Учитель поясняет ученикам, что машина времени, на которой они собираются совершить путешествие, не может отправиться в путь до тех пор, пока в нее не буду вложены знания по истории Древней Греции, Учитель проводит фронтальный опрос учащихся
Вопросы:
- Что такое демократия? (Демократия – это власть народа)
- Чьи законы заложили в Афинах основы демократии? (Законы Солона)
- Что такое полис? (Это город – государство )
- Что такое долговое рабство, существовало ли оно в Афинах? (Долговое рабство – это рабство за долги. В Афинах существовало до реформ Солона. Было отменено Солоном)
- Кто такие илоты? (Жители Лаконии, превращенные спартанцами в рабов. Илоты -рабы ,которые принадлежали государству)
- Кто управлял в Афинах? (Все важнейшие вопросы управления решались на Народном собрании, в котором участвовали все свободные афиняне)
- Кто управлял Спартой? (Народное собрание выбирало старейшин. Они входили в Совет старейшин, который и управлял Спартой. Кроме этого в Спарте было два царя, которые входили в Совет старейшин. Цари командовали войском.)
Объяснение нового материала
Причины греческой колонизации
Учитель благодарит учащихся за хорошие знания по истории Древней Греции, говорит о том, что машина времени заработала, и все отправляются на ней в Афины VI-V вв.до н.э.
В V веке до н.э. в Греции возникли города - государства. Одновременно в это же время тысячи греков уезжали за море, переселялись в другие страны. Учитель создает проблемную ситуацию: что толкало людей на переселение, заставляло бросить родной дом и переселиться в дальние неведомые страны?
Причины древнегреческой колонизации изучаются на основе создания учителем образов жителей Афин.
Представьте себе, что мы достигли цели своего путешествия. Мы в Афинах.. Здесь в порту собралось несколько сотен отъезжающих. Учитель предлагает ученикам внимательно послушать их разговор и определить, кто и почему покидает Афины.
Греки, собравшиеся в порту, знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым покидают родину.
“Я бедный крестьянин, - говорит один из них. - Участок мой очень маленький, находится высоко в горах, почвы каменистые. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине я найду лучшие земли. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь хорошей земли”.
Двое греков - торговцы. Они тоже отправляются в дальнее путешествие. Им рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, виноградное вино и оливковое масло.
А вот на пристани стоит богатый грек, он происходит из богатого рода, возможно, был правителем в своем городе, но променял свой пышный дом на корабль. Что же случилось? В городе вспыхнуло восстание демоса против знати, многие знатные люди были убиты. А ему удалось спастись.
Два грека навсегда покинули свой дом, потому что участвовали в восстании против знати, но знать победила. Чтобы спасти свою жизнь им пришлось покинуть свой дом. (Учитель может создать эти образы самостоятельно, а может привлечь к их созданию учащихся).
В ходе разбора созданных образов учащиеся отвечают на вопрос: Кто и по каким причинам покидает Афины? Делают запись в тетради.
В тетрадях у учащихся должны быть следующие записи
- Бедняки – из-за угрозы голода и отсутствия хороших земель.
- Ремесленники и купцы, для того чтобы торговать.
- Знатные люди и демос – из городов, где шла борьба за власть. (Слайд 4)
Местоположение греческих колоний.
Учитель поясняет учащимся, что все путешественники обязательно берут с собой карты. Необходимо выяснить, куда отправляются греки.
Учитель показывает на карте огромное водное пространство и предлагает учащимся определить, куда же направляет корабли греков бог Посейдон.
Учащиеся вместе с учителем работают с картой. Учитель показывает на карте (слайд 5) основные направления греческой колонизации. Учащиеся работают с контурной картой.
Греки на своих кораблях отправлялись на запад и достигали берегов Италии, очертания которой похожи на сапог. Это Апенниский полуостров. Греки заселили большой остров, назвав его Тринакрия (треугольная) Это древнейшее название Сицилии.
На юге греки колонизировали северное побережье Африки .
На востоке - Малую Азию.
На северо-востоке - побережье Черного моря.
Учащиеся фиксируют направления колонизации в контурных картах
Учащиеся уже знакомы с понятием колония.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Что такое колония? (Колония – это поселение, основанное за пределами государства)
Какое еще древнее государство основывало колонии? (Древняя Финикия). Учитель поясняет, что слово колония происходит от греческого слова “возделываю, обитаю, населяю”. Далее учащиеся с помощью учителя определяют условия выбора место для колоний.
Учитель просит учащихся вспомнить природные условия Древней Греции. (Горная местность, малое количество плодородных земель, каменистые почвы).
Далее учащиеся, рассматривая фото (слайд 6) должны определить, какие условия, будут обязательны при выборе места для колонии. Учащиеся работают самостоятельно, делают запись в тетрадь.
- Удобная гавань (для того, чтобы вести торговлю и иметь постоянную связь с Грецией.)
- Наличие источников воды.
- Наличие плодородных земель.
Запись может быть представлена в виде схемы (слайд 7).
Учитель поясняет, греки осваивали только морское побережье, не проникая далеко вглубь территории.
Колония представляла собой город-государство. В ее состав входили кроме самого города окрестные деревни.
Город имел свое правительство, войско, казну и чеканил монету. Несмотря на отъезд с Родины , колонисты поддерживали с Грецией постоянную связь. Прибытие корабля из Греции становилось настоящим праздником.
Сигнальный колокол на берегу извещал о прибытии корабля (слайд 8). Хотя греки расселились на огромной территории, они по-прежнему считали себя единым народом - ЭЛЛИНАМИ
Их объединяли: язык, обычаи, древние сказания, религия, единая письменность, образ жизни.
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на карту (слайд 9) и приводит слова афинского мыслителя Сократа. Он шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота.
Жизнь в греческих колониях.
Данный вопрос изучается на основе материала истории греческих колоний Северного Причерноморья. На территории современной России, нашей Ростовской области располагалась самая северная из них - Танаис.
Учитель предлагает учащимся с помощью карты (слайд10) ответить на вопрос:
Где находилась греческая колония Танаис? (На берегу Азовского моря , недалеко от впадения в него реки Дон).
Учащиеся указывают местоположение Танаиса на контурной карте.
Учитель зачитывает отрывок и стихотворения ростовского поэта Александра Городницкого “Танаис”
В устье Дона стоит Танаис -
Древних греков восточный форпост.
Увенчало коринфский карниз
Голубое соцветие звезд.
Здесь кипела морская волна
У дворцовых высоких оград,
А теперь здесь стоит тишина,
Только змеи в бурьяне шуршат.
В западной части хутора Недвиговка — огромное, свободное от построек пространство, окаймленное с трех сторон глубоким рвом. На разных участках этой территории видны открытые археологами остатки оборонительных стен, башен, улиц, подвалов. Это — древний город Танаис (слайды 11,12). Город был основан в III в. до н. э. и в короткое время, по свидетельству современников, превратился в крупнейший центр торговли между греками и племенами кочевников, обитавших в приазовских и причерноморских степях (слайд13).
Учитель предлагает учащимся познакомиться с документом, рассмотреть рисунки и фотографии археологических раскопок в Танаисе, находки сделанные при раскопках и ответить на вопросы:
Как жили греки в колония?
Каковы были их основные занятия?
Работа с документом.
Страбон "Географии" (Греческий географ ,живший в конце I в. до н.э. - начале I в. н.э.)
Страбон писал в своей работе "При впадении реки [Танаис, т.е. Дон] в озеро [Меотское озеро, совр. Азовское море] лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором... Он служил общим торговым местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляли рабов, шкуры и разные другие товары, кочевников, а другие, взамен, привозили на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни"
Работая с документом и фотографиями (слайды 11,12,13), учащиеся делают следующие записи:
- В Танаисе были каменные постройки.
- Танаис был центром торговли.
- Население Танаиса занималось ремеслом, торговлей и земледелием.
- Население Танаиса имело тесные связи не только с Грецией , но и с соседними племенами.
Учитель возвращает учащихся к вопросу,поставленному в начале урока.
Почему в степях Северного Причерноморья археологи находят предметы греческого ремесла?
Учащиеся дают ответ на вопрос на основе материала изученного на уроке.
В ходе греческой колонизации в Северном Причерноморье были образованы греческие колонии. На территории современной России также существовали такие колонии. Колонии поддерживали постоянную связь с Грецией. Чаще всего основным занятием жителей колоний была торговля с Грецией. Из Греции привозили ремесленные товары: гончарные изделия, ювелирные украшения. Именно поэтому при археологических раскопках греческих колоний в Северном Причерноморье и находят изделия, произведенные греческими ремесленниками.
.Закрепление пройденного материала
Для закрепления пройденного материала проводится учебная игра “Вопрос-ответ”. Учащиеся пишут любой вопрос из пройденного материала, листы перемешиваются, раздаются учащимся, которые отвечают на вопрос.
Домашнее задание .
Используя знания, полученные на уроке, и материал параграфа 32, подготовить развернутый ответ на вопрос “Как выглядела греческая колония?”. Ответ может быть проиллюстрирован рисунками.